Продолжая разговор о жизни на яхте, нужно рассказать истории реальных людей, которые непонаслышке знают о том, что такое находится на судне на протяжении 24 часов.
Марат Насыров, по профессии математик, занимающий должность СУО компании Go Games, уже много лет ходит на катамаране Leopard 48 вместе с супругой и дочерью уже на протяжении трех лет.
Марат прожил большую часть своей жизни на территории Санкт-Петербурга, любил читать книги только одного жанра — приключения. В десять лет записался в местный яхт-клуб. Тогда на территории Ленинграда можно была выставлена на продажу яхта «Ассоль», и юный Насыров часами смотрел на нее и мечтал о морских путешествиях. Он даже приблизился к исполнению своей мечты и решил поступить в мореходку, но выяснилось, что он не годен из-за здоровья. Тогда он бросил свою мечту и стал математиком.
Он вырос и создал свой бизнес. К тому времени Марат окончательно забыл о море. Его компания стала первопроходцем в своей области, и спустя некоторое время обрела статус самой крупной в Российской Федерации.
О море он вспомнил вновь после того, как около месяца прожил на яхте своего хорошего знакомого. Когда Марат решился начать проживание в море, он бросил свой бизнес и без какого-либо планирования уехал на территорию одной из стран Западной Африки. Бывший бизнесмен хотел понять, сколько он сможет прожить без всех благ цивилизации с использованием собственной смекалки и рук.
Так он жил на протяжении нескольких лет и за все это время понял, что жить можно практически в любом месте.
Причин того, что бизнесмен решил начать такой образ жизни, сразу несколько. Первая и самая главная — воплощение в жизнь мечты, которую он лелеял с раннего детства. Вторая — желание новых ощущений и приключений. Когда бизнесмен принимал это решение, экономическая ситуация в Российской Федерации была несколько лучше, и его дела шли максимально хорошо. Сейчас Марат разрабатывает видеоигры. Относительно проблем быта: они мало чем отличаются от тех, которые преследуют людей на земле.
В некоторых областях морской быт существенно проще наземного, в других — сложнее. К примеру, яхты специально создаются для того, чтобы быть максимально надежными и независимыми от земли. Главная сложность жизни в море — то, что вся ответственность за все дела ложится на тебя. Это можно сравнить с дачами в СССР: все пристройки, дополнения, сараи и так далее строили исключительно сами. Конечно, жизнь в море не может не отличатся от наземной, но кардинальных изменений нет.
С семьей у Марата все получилось отлично: жена сразу же начала проявлять энтузиазм и согласилась с его идеей. Она и сейчас продолжает это делать, хотя прошло 3 года морских скитаний. Если бы муж захотел, она поддержала бы решение и о возвращении на землю просто из-за того, что мужчине повезло с супругой.
Даже ребенок появился на свет в море: супруги не смогли правильно рассчитать время родов и поездки. Дочь назвали Яной, она родилась в Средиземном Море около Турции и Греции. Она сразу же полюбила жизнь на яхте, в сравнении со сверстниками намного быстрее начала ходить. Также ее не берет морская болезнь. Собака Хыка, которая также живет на борту, подружилась с девочкой.
Марат — очень ответственный владелец корабля, так что не имеет необходимости в принятии каких-то особых решений для обеспечения безопасности. Он ответственен за всю семью, которая находится на борту его судна. Достаточно соблюдать главные правила – в ночное время суток не заплывать в неизвестные места, наблюдать за погодой и другие. Правил очень много, но вполне можно научится их соблюдать. Разница в том, любители экстрима на борту или простая семья, нет — одинаковые ошибки создают одинаковые последствия.
Мужчине часто задают вопросы по поводу денежных затрат на плавания. До приобретения судна он с семьей долгое время жил в различных государствах, так что опыт жизни имеется. Стоимость проживания в море и на суше практически не отличается. Главные статьи затрат — приобретение еды, воды, обновление одежды, подключения газа и так далее. При жизни в Российской Федерации их затраты были в несколько раз больше. Числа, которые привел капитан яхты, нельзя считать верными — он практически всегда экономил на местах стоянки и топливе.
Еще во время приобретения данного судна главным критерием была полная автономность, так что яхта вполне может останавливаться не в порту, а около него, на якоре. Цена на стоянку в Средиземном море колеблется в пределах от шестидесяти до пятисот евро за день. Другая стоимость – 3-10 тысяч евро в год. С учетом того, что его судно, получившее название ManaMana, отлично ловит ветер, затраты на топливо невелики: за два года уходит всего один бак (да, здесь нет ошибки, действительно один бак).
Помимо того, Марат с семьей избегает еще одной статьи расходов — на ремонт. Все, что возможно восстановить без помощи квалифицированных специалистов, он делает своими руками. Таким образом экономится изрядная сумма денег. Это — одно из главных отличий личной яхты от чартерной. Если вы арендуете яхту и что-то сломали на ней, то компания, сдающая ее в арену, сдерет с вас огромное количество денег. Стоимость ремонта личного судна намного ниже.
Еще одна особенность жизни на море — необходимость общения с официальными представителями государств. Как выяснилось, это совсем не трудно и за несколько лет Марат вошел в ритм. Практически во всех государствах требуется соблюдать одинаковые условия.
Такая жизнь полностью устраивает мужчину, и, если бы у него появилась возможность прожить жизнь сначала, он все так же проживал в море. Какой смысл что-то менять, если Марат даже не выполнил все свои детские мечты.
Марат прошел маршрут от Арабских Эмиратов до Канар, но осталось еще многое — Карибские острова, и, может быть даже Тихий Океан.
Дмитрий Петросянц, 45 лет. Мужчина имеет образования программиста и моряка, работает инструктором Yacht Master Offshore. Владеет яхтой Elan 434, которая была спущена на воду в 2005 году. Живет в море около пяти лет.
Родина мужчины — Краснодар, и он, как и Марат, все детство мечтал о морских путешествиях. Во время обучения в школе его интересовали все вещи, которые как-либо относятся к морской теме: устройство кораблей, водолазы, страны мира и путешествия. Он не видел для себя профессии лучше, чем моряк и исполнил свою детскую мечту: окончил Новороссийское училище рыбного флота. Стал мотористом-матросом по образованию и сразу получил работу – в восемнадцать лет он уже находился на борту морозильного траулера на территории Атлантического океана. В течение пяти месяцев он ежедневно работал по двенадцать часов, не заходя в порты. Он пережил огромное количество погрузок и разгрузок, работал в рыбном цеху и морозильной части корабля. Дмитрий пережил пять месяцев без свежей еды и нормальной воды.
Работу нельзя было отнести к разряду простых, но при этом он получил огромное количество положительных впечатлений. Он до конца жизни будет помнить красивейшие закаты в открытом море, увиденное огромное количество представителей подводного мира, которые попадались в сети. Оставила впечатление и немалая сумма, которую он получил по окончанию пятимесячного труда и ее растрата.
В 1990 году он осознал, что, помимо моря, его интересует еще и компьютерная тематика. В то время они не были чем-то компактным, обладали огромной стоимостью и занимали много места. Мужчина решил работать учеником мастера по ремонту электронных вычислительных машин. Да, такая должность существовала.
Помимо компьютеров, у берега было еще одно отличие от моря — наличие представительниц женского пола. Дмитрий завел отношения и женился, но, к несчастью своей избранницы, встретил водолазов и решил заняться дайвингом. Посетил Египет, собственными глазами увидел всю красоту подводного мира, а его жизнь, которая только начала налаживаться, опять изменила свое направление.
Продолжая увлекаться всем, связанным с морской тематикой, Дмитрий решил создать свое дело. Он открыл фирму, которая специализировалась на продаже компьютеров и всего, что с ними связано, достиг некоторого успеха в этой области, основал полиграфическую компанию. Эти дела принесли ему некоторые средства, и тут ему предложили основать на территории Краснодара газету «Из рук в руки». В течение шести лет она развивалась, у нее появились партнеры из российской столицы.
Мужчиной был открыт еще один журнал – «Теленеделя», и на протяжении шести лет занимался его развитием.
Дмитрий продолжал увлекаться водолазанием, открыл дайвинг-центр на Черном море, посещал яхты друзей или катался на судах, взятых в аренду и расстраивался, когда приходилось их покидать.
Дальше произошло событие, которое изменило жизнь всей семьи. Дмитрий записался на курсы по управлению яхтой и прошел обучение у известного яхтсмена и инструктора из Российской Федерации Анатолия Большакова. После того, как мужчина закончил обучение, Дмитрий решил переезжать жить на яхту. Он приобрел судно, сообщив об этом семье уже после покупки. Его жене и детям оставалось только пойти за мужем, хотя супруга и оказала некоторое сопротивление. Так началась новая страница жизни Петросянца и его семьи — морская.
Мужчина вместе с яхтой расположился у турецких берегов, в это время его родные проживают в Краснодаре и встречаются с Дмитрием только несколько месяцев в году. Дело в том, что дети должны где-то обучаться, да и жена уже привыкла к домашнему уюту. Он много думал над тем, как объединить проживание на яхте с семьей, но дети сейчас проходят обучение, а переезжать в Турцию — не лучший вариант. Конечно, и по сей день мужчина думает над тем, чтобы переселиться в страну с лучшими условиями и устроить детей в школу.
Мужчина не может объяснить причину выбора такой жизни. Возможно, дело в детском увлечении всем, связанным с морем. Конечно, оказала свое влияние и жажда приключений — увидеть новые страны, традиции, познакомиться с людьми, бороться со стихией.
Дмитрий доволен бытом на лодке, он его не очень-то и затрудняет. Самое трудное — первый год, когда проходит привыкание и еще многое неизвестно. К тому же, он проходил своеобразную адаптацию: раньше он занимал руководящую должность, привык к постоянному недостатку личного времени, а теперь он вынужден отказаться от всех благ современной цивилизации, общества и так далее. Жизнь в море кардинально отличается от жизни на суше, но в какую сторону — нельзя сказать.
При переселении на яхту судьба мужчины переломилась: больше нет старых друзей, приходится отказаться от привычек. Трудно описать то, как меняется мир в море. Попросту меняется взгляд на большинство вещей.
Больше всего денег уходит на то, чтобы содержать судно — за швартовку нужно платить, за топливо нужно платить, за десятки других вещей все так же нужно платить. Первый год жизни в море мужчина был просто шокирован количеством затрат, иногда он впадал в отчаяние или истерику.
К тому же, лодку требовалось отремонтировать. Обывателям может показаться, что цены просто гигантские, но со временем начинаешь привыкать, что ремонт стоит не 1 000 рублей, а сотню евро и так далее. Альтернатива попросту отсутствует, вот и приходиться тратиться.
Приходиться учиться ремонтировать простые вещи самостоятельно и с прошествием времени личность «руководителя и менеджера» заменяется на «хозяйственника». Если сравнивать стоимость жизни и продуктов с обслуживанием яхты, то цены на первое — просто мизерные.
Станислав Лурье, моряк
Мужчина в возрасте сорока лет работает наемным моряком (чаще в роли капитана), которая была построена в 2012 год. Его жизнь связана с морем уже 21 год.
Станислав родился в городе Геленджик, что возле Черного моря. Его отец был тренером по боксу и обладал немалой библиотекой, по большей части, состоящей из книг в жанре приключений. Лурье часто читал книги о приключениях, а уже в первом классе пошел в парус. Потом они с отцом покинули Советский Союз и немало путешествовали, но любовь к морю оставалось неизменной. Он часто подрабатывал на судах — то матросом, то простым помощником. Простое увлечение переросло в профессию и определило жизненный путь. Впервые мужчина совершил крупное плавание в 1994 году на территории Мексики. Тогда он занимал пост шкипера-наемника.
Идея выбора профессии моряка зародилась еще в раннем детстве, когда, прогуливаясь в поиске развлечений по яхт-клубу Геленджика, его встретил Валерий Стрыгин. Он сделал его членом экипажа судна.
Станислав часто ночевал в его лодке, а иногда просто проживал там на протяжении нескольких дней, и это полюбилось ему еще в то время.
Мужчина окончательно решил связать свою жизнь в море после того, как он вместе с отцом вернулся на территорию Советского Союза. Это было незадолго до путча. Первые несколько месяцев пребывания в стране он был шокирован: после долгих лет жизни в ярком тропическом климате он попал в достаточно холодное и угрюмое государство. В то время начали зарождаться мысли, что благодаря яхте можно не только с удобством отдохнуть, но и посещать другие государства, имея буквально в двух шагах свой передвижной дом. Можно сказать, что приобретение яхты дает доступ к более свободной жизни.
Примерно четыре года Станислав проживал на старой десятиметровой яхте из дерева вместе со своим отцом. Они крейсировали вдоль латиноамериканского побережья. Он давно мечтал попасть в Чили, и в это время его мечта исполнилась. Там он занялся рыболовными судами и занял пост помощника капитана, а спустя всего несколько рейсов его повысили до звания капитана судна. Время все шло, и мужчина начал скучать по парусным яхтам. В один момент он принял решение: запрыгнул на небольшую яхту, которая остановилась здесь и уехал в Европу. Там он стал наемным моряком на яхтах.
Причин ухода в море очень много, и в одном предложении их не обсказать. Скорее всего, первым толчком стала давняя любовь к морю, которая прививалась мужчине с раннего детства. Немалую роль сыграло простое желание испытать себя, узнать о своих возможностях. Сейчас Станислав зарабатывает в море, и не видит в этом ничего плохого.
Возможно, еще одна причина подобного поведения — уход от проблем городского быта. Но, скорее, причина немного другое — уход от множества стереотипов, покидание мира, который был создан маркетологами для потребительства. Подумайте сами: большая часть жителей городов работают ради того, чтобы приобрести определенную вещь, повышающую статус ее владельца, которая при этом совершенно не нужна для нормальной жизни.
В море положение людей в обществе отходит на второй план, главное — личные качества.
Можно также добавить другую причину ухода в море: в море все еще можно встретить настоящих, искренних людей, почувствовать настоящую дружбу и поддержку со стороны незнакомых людей.
Относительно бытовых проблем: жизнь на яхте несколько удобнее и приятнее, чем в городе. К примеру, все необходимые вещи закупаются для длительной поездки и всегда находятся под рукой, благодаря покачиваниям на волнах улучшается качество сна. Виды здесь не статичны, как в квартирах, а вполне динамические. Жизнь скитальца не очень сложна, но это зависит от качества судна, ведь дело в том, что е каждый яхтсмен позволит себе приобретение новых яхт и оборудования.
Да и ремонт нужно делать отнюдь не ежедневно — это зависит от местонахождения судна и его качества сборки. К примеру, в одних местах нужно платить за подъем судна для ремонта, в других — осушиться во время прилива и спокойно все починить. Чем комфортнее жизнь, тем больше в нее нужно вложить денег: тратиться больше электроэнергии (а производить ее в море намного дороже, чем в городах на суше), от сборки судна зависит стоимость запчастей (некоторые найти очень трудно), обслуживания и так далее. Так что единоразовая трата на новое оборудование обернется немалой экономией средств в будущем.
Присутствие представительниц женщин на судне — сложный вопрос. Станислав много лет живет в море и, проанализировал собственный опыт, может с уверенностью заявить, что общение с представительницами прекрасного пола на борту в разы приятнее и проще, чем с мужчинами. Дело в том, что девушки ответственнее, не задают лишних вопросов и сразу переходят к выполнению задания.
К тому же, несмотря на физическую слабость, женскому характеру могут позавидовать многие мужчины.
Но это нельзя считать единственно верным заявлением. Дело в том, что главное — интерес женщины к происходящему на борту. Если девушка попала на борт без своего желания, то ее работоспособность и психическое состояние ухудшатся.
Жизнь в море однозначно дешевле, чем в городах. В первую очередь из-за того, что яхта играет роль одновременно жилища и средства передвижения. Вторая причина — возможность самостоятельного выбора места для жизни: в некоторых городах цены значительно ниже, в некоторых — выше. Место для стоянки также можно выбирать самому: или пришвартовываться в порту за определенную сумму, вообще стать на якорь или муринг (так называемый мертвый якорь). Главная статья расходов — топливо, и затраты на него увеличиваются в несколько раз, если у вас на борту много электрических устройств. Также придется выложить немалые средства за еду, расходники (некоторые запчасти нужно запасать заранее, ведь в случае поломки их может не оказаться поблизости).
Власти большинства стран отлично относятся к морским скитальцам и проблем с этой стороны не было.
Хотя у Станислава и отсутствует личное судно, большую часть времени он работает наемным моряком. Когда мужчина спускается на землю, то спустя некоторое время начинает тосковать по морю. Полноценная жизнь на суше для бывалого моряка стала чем-то нереальным.
Евгений Шкаруба, кузнец
Мужчина в возрасте сорока девяти лет, выбравший для себя весьма необычную профессию кузнеца, занимает пост руководителя школы яхтсменов «морские практики». Владелец судна Hanse 540. Скитается по морю около пяти лет.
Мужчина появился на свет в Новосибирске, к десяти годам начал посещать яхт-клуб «Водник» и занялся парусным спортом. Его отец был любителем яхт и брал своего сына на парусные гонки. После армии мужчина решил стать кузнецом и обучился этому мастерству. В 1989-1993 годах проживал на Соловках, занимался реставрацией металлических изделий. Он все так же любил морскую свободу и регулярно посещал белое море, ходил по нему на яхте. В 1993-1997 годах занимал пост вольнослушателя художественной академии.
В 2008-2013 годы он занимал пост учителя в Московской школе яхтинга. После этого он, не без помощи со стороны друзей, он приобрел яхту Hanse 540. Также в этом году был организован его клуб «Морские практики». Решил совершить кругосветку, завершил его в 2015 году. За это время он прошел более шестидесяти пяти тысяч морских миль, посетил шестьдесят шесть государств и пять континентов. Побывал в пяти океанах.
Открыл школу яхтинга «Морские практики», в которой проводилось обучение по интернациональной системе IYT, совмещенной с программой собственной разработки.
Евгений всю сознательную жизнь любил путешествия. В один момент он осознал, что отлично справляется с парусными судами и спустя несколько лет стал мастером в этой области и занял пост учителя в области яхтинга. Это событие произошло в 2007 году. Один из толчков к изменению стиля жизни на морской — подработка, которую он получил в 2009 году. Ему нужно было перегнать яхту размером в пятьдесят футов на Карибские острова из Европы. Мужчина во время своего пути прошел Средиземное море и Атлантический океан. Он пересекал океан не один — вместе с ним путешествовала и команда из единомышленников, которая вскоре превратилась в клуб яхтинга «Морские практики», действующий и поныне.
Весной 2010 года члены данного клуба приобрели судно Hanse 540. На нем они и совершили кругосветное путешествие длительностью в пять лет. Изначально это путешествие не было кругосветным, просто тур по странам. Члены клуба пересекли Атлантику и направились в Европу, оттуда попали в Гренландию, прошли к Америке и вышли в Тихий океан. Примерно на середине пути через этот океан членам экипажа пришло осознание, что они практически совершили кругосветное путешествие. К этому времени их судно прошло пятьдесят тысяч миль, и это при том, что расстояние стандартного кругосветного путешествия в два раза меньше. Далее товарищи проплыли через Океанию, Индийский Океан и вернулись к начальной точке путешествия. Это произошло около турецких берегов в 2015 году. К этому моменту судно прошло чуть больше шестидесяти пяти тысяч миль, но на этом плавание не завершилось.
С детства мужчина хотел совершить кругосветное путешествие на яхте и испытать себя. Путешествия попросту не могут надоесть, и скоро команда отправляется в новое.
Быт в море не угнетает Евгения, ведь к нему достаточно быстро привыкаешь и не обращаешь внимание на некоторые неизбежные недостатки.
К быту можно отнести и общение с официальными органами государств, в границы которых входит яхта команды. Иногда начинает казаться, что оформление всех документов требует многих усилий, но все это забывается при первом выходе в море. Это приключение, которое, несмотря на все хлопоты, приносит огромное количество новых впечатлений и радости. Временами были и моменты, когда психологическое напряжение всей команды явно чувствовалось, все хотели спрятаться в маленькую бухту и не выходить из нее, как минимум, неделю-две, но все проходило достаточно быстро, вновь возвращалась жажда приключений.
Люди посещают данный клуб для того, чтобы избавиться от надоедливых повседневных хлопот и перезагрузить свое сознание, обрести что-то новое, испытать себя. Море — совершенно новый мир, который граничит с сушей. Для бывалых моряков жизнь на яхте становится не просто каким-то способом отдыха, а видом жизни.
По поводу женщин на борту — их пребывание создает много сложностей, но плюсов также немало. Если, например, впереди команду ждет трудные испытания, то Евгений предпочитает экипаж из представителей сильного пола. Дело в том, что среди мужчин намного проще найти общий язык и создать слаженную команду с дружеской атмосферой. Когда человек находится в море, он борется с одной стихией, но при появлении женщины создается и вторая. Лучше разделять коллективы на женский и мужской. Женщины всегда вносят разлад в коллектив, у мужчин появляется повод для соперничества. Из-за этого может начаться разлад в коллективе, ссоры и так далее. Такие сложности могут стоить жизни во время трудных переходов.
Поговорка «Женщина на борту – к беде» появилась не на ровном месте. Совсем другая ситуация появляется, когда в состав команды входят только два человека – женщина и мужчина. В таком случае каждый день пребывания на борту будет праздничным. Помимо того, два старых друга также отлично ладят во время морского путешествия вне зависимости от половой принадлежности.
Относительно темы, которая беспокоит всех желающих приобрести яхту – расходы. Исчерпывающий ответ на этот волнующий вопрос дает одна известная фраза: если во время жизни на суше вы тратили на свою жизнь большие суммы денег, то не измените этой привычке и на море. Это правило также работает и в обратную сторону – если вы экономили на суше, то будете экономить и на воде.
Евгений также говорит, что если бы у него была возможность откатиться назад и что-либо изменить, то он бы приобрел для своего путешествие судно побольше, а в остальном оставил все как есть.
Дмитрий Болотов, инженер и программист
Мужчина в возрасте сорока восьми лет, работающий на фрилансе параллельно с обучением людей в парусной школе. Личная яхта отсутствует, использует чужие. Скитается по морю около двух лет.
Дмитрий родился в Москве, получил диплом в Московском институте авиации. Не успел полетать, ведь из-за ситуации в стране на тот момент он перешел на малые предприятия. Был программистом и системным администратором. Однажды его коллега предложил открыть собственное дело на деньги от спонсора из Соединенных Штатов. В ней он работал очень долгое время – начиная с 1995 года и заканчивая 2014. Она специализировалась на огромном количестве вещей: начиная от сферы продаж и заканчивая наймом работников. В 2015 он решил стать фрилансером и работает удаленно, находясь в Турции.
В один момент он осознал, что хочет бросить все, купить судно и уйти в море. Эта идея пришла достаточно неожиданно: в 2007 году знакомые пригласили его на парусные гонки в Греции. Опыт в парусном спорте у него на тот момент отсутствовал, но, в любом случае, участие в этих гонках изменило его внутреннее состояние, и он стал совершенно другим человеком. У него, как говорится, сорвало крышу. Следующие парусные гонки, которые он посетил, только усилили этот эффект. Когда мужчина вернулся на родину, то уже знал, что его жизни не быть прежней и ее нужно заполнить именно морем.
Последний импульс, из-за которого он стал скитаться по миру – посещение парусной регаты в России, где он, к тому же, встретил девушку, которой суждено будет стать ее женой. По окончанию соревнований в парусном спорте они начали жить в одном доме и уже построили планы на будущую жизнь, которую пара представляла для себя только на берегу Средиземного моря. После рождения дочери они решились на серьезный поступок и переехали в турецкий курортный городок Фетхие.
Основная причина, по которой они сделали такой выбор изменение образа жизни для себя и для дочери. Супруги хотели, чтобы их наследница жила в теплом климате, в месте с отличной природой.
Дмитрий все время проводит на море: является организатором многих мероприятий в области яхтинга, обучает желающих стать яхтсменами, ходит по морю лично и занимается перемещением чужих яхт за плату, обслуживает и ремонтирует суда.
Когда семья переехала на побережье Средиземноморья, исчезло сразу несколько проблем, преследующих жителей крупных городов, но появились новые. К примеру, нельзя сказать, что жизнь в бытовом плане улучшилась, но ведь это и не главное.
Мужчина чувствует себя спокойным, когда его родные и близкие остаются на берегу, а если они все же решают перейти к нему на яхту, то Дмитрий становится настоящим перестраховщиком. Но, несмотря на это, он очень любит проводить время вместе со своей семьей в открытом море. Его супруга, которую, кстати, зовут Кира, отлично разбирается в яхтах и часто помогает своему мужу с управлением, когда у того нет времени. Комфортнее всего супругам находится на яхте, когда вместе с ее дочерью на ней находится еще один ребенок – в таком случае у них появляется больше свободного времени, которое можно уделить друг другу, а дети играют друг с другом.
Несмотря на то, что Дмитрий проживает на берегу, он несколько раз ходил в достаточно далекие плавания, так что может с уверенностью заявить, что стоимость проживания в море прямо пропорциональна личным потребностям владельца. А вот стоимость содержания для всех одинакова и может унести немало средств. Общая сумма получается в разы больше, чем та, которая уходит на содержание квартиры или частного дома. Больше всего средств уходит на обслуживание, топливо, обновление экипировки и дооснащение.