Шесть лет назад упорством группы активистов, где главным был главный директор Попечительского совета яхтинга, по имени Артем Кузнецов, а также глава Всероссийской организации яхтенного спорта Владимир Силкин, удалось восстановить Императорский яхтенный клуб.
Важно то, что сообщество яхтсменов функционирует в здании, которое когда-то построили специально для любителей парусного спорта. Там располагался Императорский клуб для любителей яхтинга. Во времена Российской империи яхтенный клуб был в каждой губернии, но ситуацию изменила революция после которой уцелело не очень много яхт-клубов. Поэтому возрождение речного клуба в столице очень символично.
Как все начиналось
Полтора века назад инициативные жители столицы изъявили желание создать яхтенный клуб в столице, по примеру клуба в Санкт-Петербурге. Подали они ходатайную грамоту, которая поступила на имя главы городской полиции. Подателями сего прошения были: известный промышленник Пельтцер, купеческого сословия человек Иван Андерсон и дворянин Константин Шиловский, ходатайствовали они от имени немалой инициативной группы людей. Обер-полицмейстер ходатайную грамоту рассмотрел в кратчайший срок. Не усмотрев в сей просьбе фактов, угрожающих основам императорского устройства, направил документ князю Долгорукому Владимиру Андреевичу, который занимал, в то время, высокий пост столичного генерал-губернатора.
Князь Долгоруков внеся свои изменения и дополнения в документ, одобрил его и отправил в ведомство речное. Именно этот государственный орган заведовал клубами подобного рода. Особо генерал-губернатор отметил то, что нельзя лишать столицу, где имеются пароходства, судоверфь, а также специализированные заводу по строительству и ремонту, яхтенного клуба. В московском ведомстве были удивлены этой просьбе жителей Москвы, которые далеки от морской стихии, но согласились с желанием горожан. Важное и нужное дело организовать яхт-клуб. На самом деле многим горожанам было тяжело бездельничать летней порой в своих усадьбах.
Городские жители тоже хотят вести здоровый образ жизни, совершенствуя себя в различных видах спорта, в том числе и парусном.
Замечания главного полицейского и губернатора столицы по поводу учредительных документов были признаны существенными и важными. Циркуляр вновь созданного общества содержал в себе требования, которые были обязательны для всех столичных заведений подобного рода, в части меценатства и бухгалтерских документов. В соответствии с этим предписанием яхтенный клуб обязан был один раз в год отчислять денежные средства в общество инвалидов и на торжественные увеселительные мероприятия.
Генерал-губернатор хотел, чтобы клуб, помимо прочего, участвовал в богоугодном деле спасение людей на воде. Кроме этого, организация должна была стать увеселительной для столичных жителей, всеми способами привлекать людей к парусному спорту и пассивному отдыху рядом с водоемами.
Морское министерство разработало Устав яхтенного клуба с учетом тех дополнений и замечаний, которые были внесены Министрами различных ведомств. Одобрен этот циркуляр был на одном из министерских заседаний. Далее, Устав предстояло заверить у Императора, и летом 1867 года он был утвержден. Так родился столичный яхтенный клуб. Днем его рождения считается 6 июля того года.
Основы деятельности Московского яхтенного клуба
В полном соответствии с имеющимся Уставом, который определял основные задачи и направление деятельности яхтенного клуба были разработаны Правила. Документ этот давал конкретные разъяснения целей и задач клуба. Вначале учредительного документа была прописана основная цель: культивирование в столице сведений о различного рода судах. То есть, члены общества должны были всевозможными способами распространять информацию о парусных, паровых судах с научной точки зрения. Просвещать столичный люд в сфере судостроительства. Кроме этого, совершенствовать лодки для чего было необходимо заказать за рубежом чертежи, а также организовывать соревнования, способствовать развитию физической культуры посредствам приобщения людей к плаванию и другим активным видам спорта.
В рядах яхтенного клуба были почетные деятели организации ученых, которые избирались общим числом голосов на собрании из тех людей, которые имели возможность привнести неоценимый вклад в деятельность общества своими знаниями и тех, кто являлся покровителем и меценатом клуба или оказывал какие-либо услуги. Членами клуба, кроме прочих были: Посьет Константин, известный участник в различных яхтенных соревнованиях, Познанский Василий Юрьевич – директор Петербургского яхтенного клуба, Алексеев Николай Александрович, который являлся главой городского самоуправления и весьма состоятельным человеком. Эти люди удостаивались особого почтения и уважения, общество гордилось покровительством таких именитых особ.
Члены клуба, которые удостаивались особого почтения могли не платить вступительные и ежегодные взносы, а в остальном они имели равные с остальными членами клуба полномочия, которые платили первоначальный взнос в размере пятнадцати рублей за членство в яхтенном сообществе. Обязательный ежегодный взнос для действительных членов клуба составлял также пятнадцать рублей. Данную сумму необходимо было внести в кассу клуба в течение ноября месяца, если означенная сумма не вносилась – участник клуба считался выбывшим.
Руководители московского яхтенного клуба были не против приезжих гостей, но при определенных условиях.
Например, каждый участник клуба мог привести гостя, но только в праздничные для клуба дни или в дни проведения соревнований. Член клуба, который приводил с собой нового посетителя обязан был внести в кассу клуба тридцать копеек. В то время, когда в яхтенном клубе играли музыканты, участник клуба, который пришел с гостем, обязан был заплатить пятьдесят копеек серебряными монетами.
Участник, который пришел с гостем нес за него полную ответственность как за себя самого. Касалось это и буфетных долгов. Соблюдение Правил в клубе контролировалось дежурным, который назначался всего на день и выбирался из действительных участников речного клуба. Замечания дежурного следовало выполнять, а недовольные его действиями имели полное право жаловаться в Комитет, который контролировал деятельность клуба.
В данный орган избирались люди, состоящие в клубе. Главой Комитета был командор, его заместитель и восемь человек. Комитет был разделен на: хозяйственное и техническое отделение. Все должности были выборные, участники Комитета избирались на один только год обычным большинством голосов на всеобщем собрании.
Внутреннее устройство московского яхтенного клуба
Каждый участник яхтенного клуба имел полное право записать свое судно во флотилию Императорского клуба. Кроме этих лодок, в ведении Комитета были общие суда. Покупались и содержались эти суда за счет денежных средств клуба. Столичный яхтенный клуб обладал собственными флагами. Все суда, находящиеся в ведении клуба имели свой номер. Каждый судовладелец-член клуба владел патентом, где было означено его право поднимать флаг московского яхтенного клуба на собственном судне. Этот документ также содержал сведения о призах, которые были получены в ходе соревнований.
Каждый участник, получивший патент должен был обозначить название судна кириллицей на корпусе лодки. Обязательным было помещение знака клуба на судне. Это требование вызывало негодование иностранцев, живущих в России, они хотели, чтобы названия их судов было написано на родном языке. Но, Устав был един для всех и они неизбежно подчинялись ему.
Помимо прочего, Устав регулировал положения о собственной пристани, которая не могла быть использована с целью извлечения дохода.
А вот развлечения в яхтенном клубе приветствовались. Устав разрешал установить бильярд или тир, а также не запрещалась игра в кегли. Разрешались все игры, которые не были запрещены государственными Указами. Имелся в клубе и свой буфет.
Московский речной яхтенный клуб славился на всю столицу. Знаменит он был и за пределами Москвы. Однако, не все действительные члены клуба, а тем более его гости хотели работать веслами и править парусом, заниматься физической культурой у них тоже не было особого желания. Они вступали в клуб, чтобы посещать буфет с его разнообразным изысканным меню.
Буфет клуба действительно славился своим великолепием и это благодаря братьям Шустовым, которые состояли в клубе и являлись не только способными активными спортсменами, но и предприимчивыми коммерсантами. Помимо высококачественных продуктов, они поставляли в клубный буфет горячительные напитки за что их прозвали «коньячными королями» и заслуженно, потому что выбор коньячных напитков был огромен.
После участия в парижской выставке братьям было разрешено писать «cognac» на бутылках. Буфет пестрил этикетками с надписями: «Зубровка», «Спотыкач», «Рижский бальзам», «Мандариновая», «Запеканка», и многое другое. Сами братья к спиртному не прикладывались, их больше привлекал парусный спорт, участие в соревнованиях. В 1892 году Сергей Шустов стал чемпионом регаты по академической гребле. Кроме того, они были командорами клуба в разное время. Братья Шустовы были знаменитыми, уважаемыми почетными членами столичного яхт-клуба.
Подходящее время
Утверждение решения о создании Императорского яхтенного клуба произошло очень быстро по меркам того времени. Прошение быстро прошло по всем необходимым инстанциям. Во время, когда все нужные документы были утверждены и подписаны, включая Устав клуба, Комитет озадачился практической стороной вопроса. Ведь теперь необходимо было воплощать в жизнь чудесную задумку.
Первоочередной задачей для Комитета было поиск места для строительства пристани клуба. Подумали о том, чтобы построить пристань на озере, подумали и передумали. Стали обдумывать и обсуждать варианты строительства на прудах: Пресненский был занят, там расположился зоосад, на Косинских озерах нельзя устраивать гонки, потому как это святые места, другие водоемы далеко от центра. Кроме того, на озере мало места для проведения соревнований, они годятся для неспешных прогулок на лодочках.
Тогда было принято решено строить на Москва-реке. Оказалось, что этот вариант не беспроблемный по множеству причин. Одна из них состояла в том, что главная водная артерия столицы изрядно обмелела в последнее время, несмотря на то, что первые пароходы появились в отечестве пятьдесят лет назад. Спасти положение могла Бабьегородская плотина, которая весной разбиралась на время движения льда. После того, как лед полностью таял плотина снова собиралась. Водоотводный канал брал свое начало в конце плотины, который упирался в Берсеневскую набережную.
Этот канал выкопали по приказу Екатерины II для того, чтобы Первопрестольную не затопило во время весенних паводков, а Замоскворечье, где обитали, в основном, купцы, оградить от сырости.
Таким образом, получился длинный, более четырех километров, остров больше похожий на насыпь. Разные давали названия этому острову: Балчуг, Садовники, Садовнический, Безымянный, Кремлевский, а в большинстве случаев просто Болотный. Название этого возникло от того, что место то, больше напоминало болото – топь. Только южная сторона Болотного острова продувалась ветрами Стрелки. Комитет Императорского клуба посчитал это место идеальным для возведения пирса. Там было где развернуться.
Таким образом, Стрелка как нельзя лучше подходила в качестве гавани: во-первых, центральное место города, во-вторых, самый короткий путь от Кремля, а также Китай-города, где велась активная торговля, в-третьих, здесь была водная граница аристократического района столицы и купеческого. Таким образом, клуб был доступен для всех столичных сословий, что вполне соответствовало одному из принципов его созданию – открытость для всех. Люди различных сословий должны были чувствовать себя комфортно в речном яхт-клубе.
Нашелся на Стрелке маленький и недорогой кусочек земли для строительства около сторожки плотины и ее сараев. Там же находился столб для отметок уровня воды в период паводков. Именно там яхтенный клуб и обосновался, построив плавучий причал. Императорский клуб получил разрешение оставлять на хранение вверенные ему суда во время зимнего сезона в одном из сараев рядом с плотиной. Для ремонта клубных судов там же была построена мастерская.
Помимо этого, яхт-клуб очень хотел, чтобы было место для летней дислокации. На помощь пришел Иван Сергеевич Фонвизин, занимавший пост вице-губернатора столицы. Примерно в четырех километрах от «зимней резиденции» клуба находилась его усадьба рядом с Воробьевыми горами. Усадьба Фонвизина носила название «Васильевская». Около ее ограды и было решено обосновать дачу для членов яхтенного клуба. Там, на большой поляне, на время летнего сезона ставили огромную палатку, а мастера плотницкого ремесла устанавливали сходни. Был там и буфет.
В 1870 году на всеобщем собрании пришли к выводу, что пирс около Бабьегородского сооружения перегораживающего водный поток, так называемая «зимняя резиденция» клуба в весьма плачевном состоянии. Было издано постановление о ремонте пристани и о подобающем обустройстве строений на берегу. По убедительной просьбе Генриха Мейена речному клубу предоставили сторожевой домик на определенное время для пользования, который находился рядом с плотиной. Собственными усилиями яхтенное общество облагородило домик.
Бывшая сторожка превратилась в уютное и просторное помещение для участников Императорского клуба.
В то же самое время провели переобустройство пристани, построили эллинг для хранения судов. Мастерскую по ремонту переоборудовали, сделав ее просторней. В мастерской теперь не только ремонтировали суда, но и строили шлюпки, с целью спасения утопающих. Заведовал мастерской престижный в те времена архитектор Коромальди.
Полнейшее обновление
Соревнование по различным видам спорта проходили как на территории имения Фонвизина, так и около усадьбы Студенец, которая располагалась неподалеку от заставы под названием Трехглавая, в наши дни на данном месте расположен Хаммеровский центр. Размещение было весьма удобным для проведения гонок по нескольким причинам: во-первых, река широкая и достаточно прямая, во-вторых, оттуда было удобно попасть в город без переправы. Организовали в Студенце зал для занятий гимнастикой, тир и просторную купальню. С целью повышения доходов Комитет клуба распорядился построить помещение для трапезы и зал для танцев. Была закуплена мебель для сада, а также столы для игры в бильярд.
В зимнее время участники клуба арендовали дома в центре города с целью отдыха. Главным условием найма помещений было наличие просторной гостиной для проведения клубных собраний. Кроме этого, в доме должно быть помещение для командора и комната для светских приемов. Идеальным местом обитания членов яхт-клуба была усадьба на Пречистенке, принадлежавшая когда-то Всеволожским. Новоявленный хозяин усадьбы – столичный купец, снял герб бывших владельцев с фронтона, переоборудовал жилище и сдал в наем яхтенному клубу. И долгое время столичный яхт-клуб мог бы квартироваться в этой усадьбе, если бы хозяину – купцу Степанову не поступило выгодное предложение от Политехнического музея.
Для членов Императорского клуба это событие было весьма обидным по ряду причин. Первая выставка работ этого музея всероссийского масштаба была проведена в 1972 году. Успехом организаторы выставки обязаны именно Императорскому яхт-клубу. Ведь уникальная коллекция моделей судов и чертежей были предоставлены именно членами клуба. Образцы шлюпок, представленные на выставки были построены клубной мастерской. В экспозиции участвовал небольшой парусник самого Петра Великого. К пристани ботик буксировало судно, принадлежащее командору клуба. Хотя, через пару лет из усадьбы Степанова съехал и музей, дом выкупило военное ведомство.
Может, в этом была вселенская справедливость, а может просто совпадение.
Различные помещения арендовал Императорский яхтенный клуб, но собрания по поводу открытия или закрытия сезоны было не принято проводить в подобном жилье. Для этих целей члены клуба арендовали нечто более шикарное. Например, ресторация в гостинице Карла Дюссо, которую члены яхт-клуба арендовали на протяжении многих лет.
После печально известного события, члены яхтенного клуба вынуждены были подыскать другое место для своих заседаний. Потому что в данном гостевом доме, при загадочных обстоятельствах погиб генерал Скобелев, который был злейшим врагом турок и героем балканских сражений. О его неожиданной смерти ходили разные слухи. Была версия, что скончался он от сердечного приступа, другие говорили, что генерал был убит шпионами, третьи выдвигали предположение о чересчур страстной любовнице. Как бы ни было, но гостиницу постигла дурная слава и члены клуба не могли позволить себе собираться в подобном месте. Ведь джентльмены не должны посещать такие места.
С течением времени стало понятно, что клуб нуждается в собственном здании, которое бы стало вторым домом для яхтсменов. Тем более, что приближалась знаменательная дата – двадцатипятилетие клуба. Как и прежде, наилучшим местом для строительства была выбрана Стрелка. В 1982 году столичное управление подписало договор с клубом по которому ему передавалась часть земли на Якиманке. Срок аренды был определен в тридцать шесть лет, яхт-клуб обязан был платить сто рублей в год за аренду земли.
Карл Васильевич Трейман, который был архитектором, представил свой проект будущего сооружения. По проекту Треймана здание должно было получиться электрифицированным. Члены клуба посчитали это обстоятельство преимуществом их будущего «дома». Ведь благодаря электрификации помещение будет официальным, но в то же время домашним, уютным. Это именно то, чего ожидали члены клуба.
Проект Треймана был отдан для согласования в градостроительный комитет весной 1893 года. Одобрили его очень быстро без дополнений и поправок. Когда здание закладывалось, церковнослужителем был проведен специальный обряд: батюшка обильно окропил освященной водой фундамент здания с молитвенными словами. В одном из углов здания сделали специальную нишу. В ней оставили монеты и емкость с письмом, в котором содержалось напутствие для потомков. Письмо предназначалось будущему поколению яхтсменов, которое когда-нибудь сменят нынешнее. В тексте высказывалась уверенность в том, что традиции яхтенного клуба будут незыблемы несмотря на смену веков и поколений. Фундаментом яхтенных традиций были честь и достоинство, а также любовь к своей Родине и многое другое.
Это послание и поныне лежат на том самом самом месте в здании на Стрелке.
Строительство помещения для яхтенного клуба длилось семь лет. И все-таки Императорский клуб получил свой «дом» из красного кирпича с флагштоком. Здание было настолько прелестно, что никто и не думал даже о каких-либо переделках в нем. Только по прошествии двенадцати лет члены клуба были вынуждены заняться ремонтом фасада, но это была вынужденная мера. В то время речной яхтенному клубу присвоили высокое звание «Императорского». Необходимо было к якорям на фасаде здания присовокупить знаменитую императорскую корону.
И это еще не окончание истории об Императорском яхт-клубе. Продолжение следует…