Согласитесь, что материал для строительства яхт является залогом её долговечности и надежности во время эксплуатации. Что же выбрать: пластик, алюминий, сталь, дерево или же бетон? Об этом и поговорим ниже.
Традиционные материалы
Пластик (полимер)
Не удивляйтесь встретить еще такие названия этого материала, как GPR (на английском) или Polyester (по-французски). По-нашему оно звучит более прозаично: эпоксидно-стеклотканный материал (стеклопластик). Безусловными его преимуществами являются простота и дешевизна ремонта, удобство и широкое распространение по всему миру. Банка эпоксидки и рулон стеклоткани, без каких бы то ни было трудностей, достаются в любом месте нашей славной планеты, научиться работать с этим нехитрым материалом можно за четверть часа. К тому же полимер не насыщается влагой, прекрасно амортизирует и долго не портится (если, конечно, не подцепит «осмоз»). Однако стеклоткань не обеспечит высокой ударопрочности Вашего корпуса и не убережет от повреждений во время столкновения с чем-то большим, например с льдинами в северных морях и океанах. Уж если Вы любитель экстрима, то лучше все же остановите свой выбор на стали (там где стеклопластик разрушится, сталь всего лишь немного прогнется). Когда же все-таки Ваш полимерный корпус повредился, то починить его можно достаточно быстро. Необходимо только сделать слепок корпуса, а потом отлить на пробитой части. Операция не требует сверхзнаний и множества инструментов: достаточно иметь под рукой валик для эпоксидки, ножницы и кисть.
Алюминий
Былая слава конца прошлого столетия до сих пор не дает покоя этому металлу. Да, еще 20-30 лет назад алюминиевые корпуса были востребованы благодаря необыкновенной лёгкости и в то же время надежности. Путешественникам на таких яхтах были не страшны столкновения со льдинами и другими встречающимися на воде объектами. Однако масса недостатков алюминиевых судов несколько умаляет их достоинства. Такие лодки далеко недешёвое удовольствие, требуют специального оборудования для их производства и ремонта, а также высокого уровня квалификации сотрудников верфи и сервисных служб. Не каждому по силам сварить алюминий! Не в каждом порту можно найти подходящих размеров листы для сварки поврежденного корпуса. Да, алюминий крепок и надежен, но не более. Очень сильные удары о борт судна способны порвать материал. В этом плане сталь намного предпочтительнее: там, где алюминий может порваться, сталь способна лишь прогнуться и по всей длине растянуться, но не допустит пробоину…
Кстати, некоторые верфи до сих пор верны данному материалу. В частности компания Heesen Yachts, с которой ScanMarine TM (Cofrance SARL) тесно сотрудничает.
Сталь
Идеальный материал для экстремальных (в том числе и северных) плаваний. Сталь прочна, обладает великолепными механическими характеристиками, ее можно варить в любой точке планеты, а яхту из стали могут починить в любом порту (марине) сварщики без сверхгениальных способностей. Однако и сталь не совершенна. Она очень тяжела, из нее непросто соорудить корпус с отличными гидродинамическими характеристиками (для этого используют исключительно листовую сталь). Причём, без использования сварки Вам никак не усовершенствовать интерьер Вашего судна. Но и самое неприятное – корпус из стали быстро теряет тепло при низких температурах и мгновенно нагревается в тропических зонах.
Экзотические материалы
Дерево для романтиков
Помните, как в приключенческих книгах описывали деревянные корабли со скрипящими мачтами, охровыми парусами и медными иллюминаторами? Сразу веяло романтикой дальних странствий. В реальности дерево как материал подходит далеко не всегда. Работа с ним требует глубоких познаний и колоссального опыта. Если Вы не в курсе, что такое трехмерный чертеж и ракля и как обуздать рубанок, лучше оставьте это гиблое дело. Приучите себя к регулярному уходу за деревом, будьте готовы потратить на это достаточно времени и сил и, наконец, обзаведитесь достаточно просторным помещением. А теперь представьте, что Вам ежегодно придется тащить свое деревянное судно в сухой док, там конопатить и красить его, постоянно вносить изменения. Вашу яхту нельзя будет ни в коем случае модернизировать: все должно сберечь свой первозданный вид.
Конечно, можно поэкспериментировать. Не хотите конопатить и красить судно – закатайте борта стеклотканью с эпоксидкой несколько раз. Потом прополируйте и покрасьте. Казалось бы, все проще простого. Или же снимите на палубе настилку из досок и перекройте ее сантиметровым слоем морской фанеры, а потом верните доски обратно, посадив их или на эпоксидку, или на Sikaflex. Вы подумаете, что таким нехитрым способом решатся проблемы течи, ссыхания и скрипа палубы. Не сомненно это так, но с одновременным лишения возможности последующей реставрации корпуса. Внешне все выглядит супер. Но не дай Бог что-то из основной конструкции начнет гнить. Замена теперь нереальна. Таким образом, стараясь даже чуточку модернизировать деревянную яхту, Вы ее по сути делаете одноразовой.
Еще одним недостатком деревянных корпусов является минимальный перечень удобств. Вы не сможете модернизировать судно или изменить что-либо в нем кардинально. Проводя любые работы по улучшению комфортабельности лодки, Вам придется постоянно держать в уме особенности её конструкции и чертежи.
Помните, что в современности предложение деревянных судов ограничено. А посему остановиться на достойном по качеству и дизайну будет весьма непросто. Мастера нынче не берутся за производство конструкций из дерева, так как это весьма хлопотно, сложно и долго. Искать необходимые конструкции на б/у рынке тоже не вариант. Здесь можно встретить исключительно либо модифицированные рыболовецкие суда первой половины прошлого века, либо несколько частных рейсеров, ориентированных для яхтенных соревнований. Первые удивляют просторным интерьером, однако скорее плетутся на низкой скорости. Вторые, наоборот, готовы нестись на бешеных скоростях, но для повседневного обитания на них не предназначены. Не забывайте, что на деревянных лодках паруса еще старого типа, и управиться с ними тет-а-тет весьма проблематично.
Деревянное судно идеально для людей, у которых есть достаточно много свободного времени (например, для пенсионеров) и пространства в гараже. Это своеобразный стиль жизни, а не хобби, как многим сперва кажется.
Железобетон – экзотика для неординарных
Впервые догадался использовать железобетон в качестве материала для корпуса судна Жозеф Луи Лабот в 1848 году. Французу просто хотелось отказаться от приевшегося дерева и поэкспериментировать над новым типом конструкции лодок.
Спустя более чем столетие в США прошли первые заезды на каноэ из бетона. В последующие два десятилетия бетонные конструкции стали хитами продаж. Сейчас их тоже можно встретить, но только самодельные, так как от промышленного производства бетонных судов уже давно отказались. По технологии строительства не было отличий, что строить железобетонный дом, что яхту. Сперва набивали доски на сделанный из переборок каркас. Затем конструкцию переворачивали на 180 градусов и обтягивали сеткой из стали, которую использовали для клеток с курами. Примечательно, что для скрепления кусков сетки использовали подручные проволоку и плоскогубцы. Следующий шаг – нанесение на эту конструкцию цемента. Любителям самостроев подобная инновация оказалась по душе. Быстро, дешево и забавно! И Бог с ним, что судно тяжело, а бетон при ударе давал моментальные трещины. Зато даже на любимой даче можно соорудить нечто эдакое. Разве это не чудо?!
И что интересно, на яхтенном рынке ещё можно встретить яхты из этого довольно экзотического по всем для современности материала…