На шкиперских собраниях частенько можно услышать такие фразы: «Это опытные яхтсмены, с ними тяжело соревноваться!», «Эти энтузиасты поцарапают мне борт своим галсом», «Это соревнование больше похоже на гонку вооружений!» Постоянно говорят о новичках, вопрос встает, когда вместе собираются по тридцать лодок. Год назад на одном из соревнований собрались одновременно 35 лодок, большинство из спортсменов были профессионалы и вопрос о яхтсменах-новичках всплыл опять. Возникает закономерный вопрос: нужно ли устроителям соревнований осуществлять строгий контроль за составами команд, а также наказывать тех, кто не соблюдает установленные правила?
Наказывать или не наказывать
С первого взгляда кажется разумным наказывать нарушителей, но при детальном рассмотрении вопроса может оказаться все иначе. Сперва нужно определиться с тем, кого из спортсменов считать профессионалами. В однотипных регатах бывают такой запрет как правило owner-driver. Данное правило означает, что управлять судном должен ее хозяин, а не спортсмен, которого он нанял на время проведения соревнований. Интересно, а что поэтому поводу могут пояснить капитаны?
Представление о профессионалах у каждого свое – это яхтсмен с определенным уровнем и достижениями. Например, гонщики-новички просят запретить принимать участие в соревнованиях кандидатам в мастера спорта, потому что те с легкостью обгоняют их. Кандидаты, в свою очередь просят исключить яхтсменов международного уровня.
Конечно, опытные спортсмены, прошедшие через множество соревнований и начинающие яхтсмены – это разный уровень. Тем не менее, несмотря на свой опыт, яхтсмены сетуют на хорватских наемных спортсменов, объясняя при этом, что те знакомы с акваторией лучше, даже при том, что не являются мировыми чемпионами. С этими знаниями трудно соревноваться.
В связи со всем вышеизложенным, вывести единую формулу, по которой можно было бы определять опытных яхстменов и новичков невозможно.
А судьи кто…
Мнение капитанов понятно, а что на это скажут судьи. Есть ли у них единый критерий определяющий профессионалов. Опрошенное судейское сообщество, как отечественное, так и зарубежное направляет к инструкциям ISAF с пояснениями о том, что проблема разности команд существовала всегда и ее необходимо решать, исходя из имеющихся рекомендаций или оставить все как есть. Рекомендаций ISAF очень много: инструкции по проведению регат, правила монофлотов и другие разнообразные документы. К сожалению, найти однозначный ответ в этих документах не представляется возможным.
Условия, которые описываются в документах схожи с реальными только в части случаев. Используемые в инструкциях термины, позволяют трактовать их по собственному усмотрению, что и происходит в реальной жизни во время проведений соревнований. Изучение документов не дает четкого ответа на поставленный вопрос. Кто-то вообще не будет читать все эти рекомендации и инструкции, руководствуясь собственным мировоззрением, иные интерпретируют их так, будет нужно им. Остается единственный выход из положения – подумать логически.
А если подумать
Например, гонка «Кабестан» является соревнованием для любителей спорта, но заявляют об участии в ней и опытные яхтсмены. При этом, за проведением регаты следят двое судей: российский и международник. Сопровождает регату три катера, обеспечивающие судейство на акватории. Кроме этого, поддержка и видеосъемка с различных ресурсов. Условия соревнований обеспечиваются полностью. Правила регаты известны всем, а что-либо запрещать, даже ради безопасности вроде бы некорректно. Запреты, которые присутствуют в этом виде спорта являются простой формальностью. Потому что в открытом море есть возможность нарушить запрет, ведь никто не узнает. Только совесть свою обмануть нельзя.
Парусный спорт называют спортом джентльменов, потому что рассчитывать приходиться только на добросовестность участников.
Наверное, лучшим вариантом будет саморегулировка, когда спортсмены руководствуются не инструкциями, а собственным мнением, в соответствии с общими интересами. В текущем году в российских соревнованиях принимают участие более сорока лодок и трехсот спортсменов среди которых и новички и профессионалы, но объединенные одной целью – стать лидером. Начинающие яхтсмены перенимают опыт у профессионалов в процессе соревнований, поэтому их участие в регатах не менее важно, чем участие корифеев парусного спорта, без которых не станет здоровой конкурентной борьбы и не с кого будет брать пример новичкам.
Поэтому, лучше оставить все как есть, без запретов. Да, логичным кажется требование исключить профессионалов из соревнований, тогда вроде бы все участники равны. Однако, когда новичок знает, что он будет сражаться с опытным яхтсменом это подстегивает его дух и жажду к победе. В стремлении победить, он выкладывается по полной, показывая все свои навыки. А как еще нарабатывать опыт?