Самая актуальная и горячая тема сегодня – правоустанавливающая инициатива представителей органов ВФПС касательно реформы Кодекса для внутреннего водного транспорта Российской Федерации, которые дают добро на вхождение во внутреннюю акваторию зарубежным морским судам. Затея с колоссальным запалом поддерживается представителями, которые имеют непосредственное отношение к яхтингу. Но тем не менее, у данной затеи есть и критики. Мол, допуск касательно нахождения во внутренней акватории РФ иностранным судам станет отправной точкой того, что многие примутся документально оформлять суперяхты под «выгодным» им знаменем, и, таким образом, поток иностранных госпошлин в бюджет страны обмельчает.

Однако продолжительный экономический эффект от хорошо развитой инфраструктуры будет в разы полезнее для РФ, нежели единоразовые госпошлины.

Вот уже на протяжении трех лет можно увидеть, как старые яхты выводятся с внутреннего яхт-рынка, а новые фактически не поступают. Так, в 2018 г. на всю Российскую Федерацию было ввезено не более десяти новеньких суперяхт, размер которых составил более 60 футов, тогда как три года назад их было восемьдесят единиц. При всем этом, за границей активно идут продажи лодок. К примеру, на Лазурном побережье, по расчетам экспертов, на сегодняшний момент существует около двух тысяч морских суден длиной больше 20 м, которые принадлежат русскоговорящим судовладельцам.

Внутренний яхтрынок практически сокращается, ввиду чего у вкладчиков постепенно пропадает какое-либо желание вкладывать денежные средства в инфраструктурное развитие. Несколько лет тому назад земельный участок под яхтенные сообщества, расположенные в Подмосковье, обошелся в восемь миллионов долларов. В настоящее время его не могут продать даже за миллион американских долларов. Открывать новые марины на сегодняшний день стало не прибыльно. Так, побывавши в Сочи и встречаясь с руководителями Олимстроя и возводящихся марин, стало известно, что планируемая вместительность проектов в общей сложности, которая там сооружается – полторы тысячи морских судов. Однако в настоящий момент в Сочи присутствует в марине всего лишь 91 лодка.

Без проведения реформы законодательной базы ничего не изменится в лучшую сторону.

На увядающем яхтрынке стремительным темпом возрастает безработица как среди шкиперов, так и среди прочего квалифицированного персонала, обладающего колоссальным опытом. Новое поколение, как правило, не идет в данную отрасль, а вскоре и вовсе можно остаться без профессионалов в этой сфере.

Ныне действующие в РФ госпошлины, которые совместно с НДС достигают практически пятидесяти процентов, – это, на самом деле, огромная преграда. Математический расчет у заказчика достаточно простой. Допустим, что судно стоит миллион. Соответственно, чтобы доставить его в Российскую Федерацию, необходимо доплатить дополнительно четыреста пятьдесят тысяч. На эту сумму, приобретая судно за пределами родины, можно еженедельно летать в те края даже бизнес-классом на протяжении нескольких лет или приобрести там квартирку.

Как сообщил один из экспертов, по его мнению, суперяхта не должна иметь постоянной прописки. Анализ проектов демонстрирует, что только десять процентов собственников недвижимости в жилкомплексе, находящегося у воды швартуют там же и яхты. Все другие судовладельцы активно пользуются всеми благами свободы, которые предоставляет мир яхтинга.

Если взять пример с Европы, то в европейских странах нет госпошлин, а есть всего лишь НДС, но и он останавливал правопослушных яхтсменов достаточно продолжительное время. Несколько лет тому назад ситуация в корне изменилась, и если в настоящий момент взять за границей судно в лизинг, то НДС – 6% на судно от 30 м, 8% – на лодку от 16 м и 10% – на яхту до шестнадцати метров. При минимальной процентной ставке данные расходы фактически не ощутимы. Таким образом, в европейских странах приняли решение загнать флотилию обратно под свои знамя и отныне среди спортсменов из стран ЕС непрестижно иметь офшорное знамя.