Ни для кого не является секретом, что количество самого разного транспорта растет с неприличной скоростью. Это касается абсолютно всех агрегатов, созданных для перемещения как по суше, так и по водной поверхности. При этом если верить статистике, в мире прирост судов гражданского флота водоизмещением выше ста тонн составляет примерно 3 000 единиц в год, а количество маломерного флота просто невозможно достоверно обозначить цифрами.
Ввиду такой насыщенности на маршрутах, а также из-за того, что средства для обеспечения безопасного плавания потихонечку устаревают (главным образом это относится к радарам), число столкновений на воде начинает увеличиваться. Соответственно, часть транспортных средств выходит из строя.
Радары не то чтобы безнадежно устарели – просто технологическое развитие в наше время нуждается в более совершенной системе, способной свести риск столкновения судов к минимуму. А если есть спрос, обязательно появится и предложение.
Повышение уровня безопасности
Систему автоматической идентификации (сокращенно «AIS») представили общественности в самом начале третьего тысячелетия. Использование ее привело к таким впечатляющим результатам, что уже через два года ММО выставила ряд требований к обязательному исполнению. Они заключались в следующем: владельцы грузовых судов, чье водоизмещение составляет более 500 тонн, были обязаны установить терминалы AIS, это касалось и грузовых судов, выполняющих международные перевозки, только для них требования были несколько жестче.
Установка этой системы навигации требовалась для плавсредств водоизмещением выше 300 тонн, а весь водный транспорт, предназначенный для перевозки пассажиров, был обязан оснащаться системой «AIS» независимо от тоннажа.
Обычные радары, имеющиеся на борту судна, способны обнаружить любой крупный объект, находящийся на небольшом расстоянии от плавсредства, но информацию о направлении и скорости его перемещения они выдают приблизительную. Чего не скажешь об «Automatic Identification System», чьи функциональные возможности оказались на порядок выше.
Принцип работы системы
Цифровой приемопередатчик, работающий в диапазоне ультракоротких волн, связан с навигационными системами. От того, с какой скоростью передвигается судно, передатчик в интервале от двух до десяти секунд автоматически транслирует сведения, о номере идентификации MMSI, навигационном яхтенном статусе, точные координаты и время, а также данные с курсом, скоростью и угловой скоростью поворота плавсредства. Во время нахождения судна на стоянке вся эта информация транслируется с интервалом в три минуты.
С аналогичной периодичностью в эфир уходят и маршрутные данные: конечный пункт назначения и расчетное время прибытия в него судна, его осадка, категория груза и количество людей, находящихся на борту.
В случае возникновения угрозы безопасному плаванию существует возможность ввести необходимые текстовые сообщения вручную.
Вся информация о находящихся в непосредственной близости судах выводится на монитор в виде таблиц, а также в виде символических изображений на карты навигации. Данные, полученные от автоматической идентификационной системы, позволяют капитану плавсредства реалистично оценить складывающуюся ситуацию, и избежать возникновения всевозможных неприятных моментов.
Обмен данными происходит в ультракоротковолновом диапазоне, на частоте 162 мегагерц, а это значительно меньше той частоты, на которой работают радары. Более короткая длина волны, на которую рассчитано действие системы AIS, при благоприятных условиях позволяет увеличить радиус действия до сорока морских миль, правда, при этом стоит принять во внимание высоту мачты и расположение на судне бортовых передатчиков.
Разделение по классам
Некоторое неудобство установки системы «AIS» заключается в следующем моменте: на яхту, водоизмещением менее 300 тонн, допустима установка версии только класса «В», что подразумевает под собой упрощенный вариант автоматической идентификационной системы.
Вариант «А», устанавливаемый на суда с большим водоизмещением, имеет передатчик мощностью 12,5 Ватт, а для небольших плавсредств этот показатель значительно ниже — всего 2,5 Ватта. Соответственно, радиус действия у него скромнее, он составит примерно 5 морских миль, хотя, в принципе, этого достаточно. Есть еще один неприятный момент: более простой алгоритм передачи информации позволяет сделать это только при наличии свободного места, которое может освободиться в радиообмене судами, имеющими на вооружении систему AIS класса «А». Изюминка заключается в том, что на любой из каналов AIS (а их всего два) можно передать только один блок данных, а аппаратура «А» класса способна определить и установить очередность в этом процессе. Но, в любом случае, можно относительно спокойно чувствовать себя на воде, особенно ночью, зная о том, что на более крупных судах, проходящих неподалеку, вахтенный прекрасно осведомлен о присутствии по соседству яхты скромного размера.
Нюансы применения
Использовать возможности системы можно еще одним способом. Заключается он в следующем: на борту судна устанавливается аппаратура, исключающая возможность передачи информации любого рода, но способная отследить наличие и перемещение находящихся в непосредственной близости судов, которые имеют на вооружение полноценные терминалы. Отдельных устройств такая установка не требует, так как «Icom» и «Standard Horizon», являющиеся главными производителями VHF-радиостанций, оснащают этой функцией практически все выпускаемые модели данных средств связи. По стоимости приобретение подобного устройства можно было бы считать не слишком затратным, если бы не один маленький нюанс: диагональ у монитора небольшая, вывести текстовую таблицу уже проблема, а о составление какой-либо полноценной навигационной карты не может быть и речи.
Устраняют этот недостаток приспособления, от которых невозможно получить информацию в графическом варианте, но зато они могут произвести конвертацию данных в стандартный протокол NMEA. А уж он считывается практически всеми имеющиеся на сегодняшний день картплоттерами. Часть из них можно подключить к ноутбуку через USB-порт, или передать информацию через Wi-Fi на мобильные устройства, функционирующие на платформе «Android» или «iOS».
Разработками подобного рода занимается компания «Weather Dock».
Одной из особенностей системы является тот факт, что установка отдельной антенны не требуется, так как она работает в том же частотном диапазоне, что и радио на борту. При подключении к антенне двух различных устройств это непременно скажется на уровне сигнала, он станет несколько ниже, а потеря мачты в данном аспекте в перспективе выльется в то, что можно будет остаться без двух систем безопасности. Вот тут-то необходимо хорошо подумать владельцам яхт, что дороже — жизнь или установка дополнительной антенны.
Не лишним будет отметить тот момент, что приемники AIS размещены на космических спутниках, что значительно расширяет возможности самой системы. Все дело в том, что распространение сигнала по поверхности нашей планеты несколько ограничено, скажем линией горизонта, а данные, полученные из космоса, позволяют увидеть совершенно иную картину. Спутники могут покрыть площадь в несколько сотен километров.
Понятно, что автоматическую идентификационную систему создавали не только как инструмент для помощи в маневрировании судов.
Это и контроль за перемещением и местоположением грузов, и информация, необходимая для различных государственных структур, в том числе и силовых.
Для более эффективного использования AIS передатчики размещают не только на судах, но и на береговых станциях. А для более гарантированного и надежного спасения личного состава и пассажиров судна при кораблекрушении разработаны специальные буи, передающие всю информацию в режиме «SOS». Это означает полный приоритет в передаче сигнала.