Побережье Нетании. Невероятный край, охваченный пурпурным пламенем ирисовых полей, мирно дремлющих под шум морского прибоя. Это сказочное место растянулось от пляжа Полег и до самого Аргамана. Сейчас его активно облагораживают в рамках подготовки к новому масштабному строительству.
Неспешно прогуливаясь по грунтовке вдоль бульвара Бен-Гурион, вы сможете добраться до края обрыва, который откроет вам удивительные виды на средиземноморское побережье. Красота местной природы, правда, будет слегка подпорчена следами строительной техники: уже который год здесь ведется постройка огромной гавани.
Из-за разрушения заповедной зоны, споры вокруг этого проекта не утихают ни на минуту. Однако, комиссия по застройке не собирается ограничиваться только этим участком. В ее планы входит возведение целых пяти новых причалов по всему Израилю. А неподалеку от знаменитой тель-авивской гавани, находящейся вблизи станции Ридинг, уже активно кипят работы по созданию новой, расширенной марины.
Конфликт вокруг строительства
На сегодняшний день, по всему Израилю расположено более двух с половиной тысяч яхтенных причалов. Компания-застройщик рассчитывает, что полная реализация данного проекта доведет их количество до семи тысяч. Все преданные фанаты яхтинга искренне радуются этому факту, ведь сегодня для швартовки в большинстве из существующих гаваней приходится отстаивать непомерно длинные очереди. Согласно их утверждениям, появление новых мест под суда сделает регион более привлекательным для туристов, а также даст толчок в развитии водным видам спорта и повысит у граждан заинтересованность в связанном с морем образовании. Компанию-застройщика также поддерживает глава местного минтранспорта Мири Регев и муниципалитеты городов, в которых запланировано строительство.
Главными их противниками выступают члены Общества защиты окружающей среды и глава министерства экологии Гила Гамлиэль. Согласно их расчетам, в случае реализации проекта граждане государства потеряют доступ к большей части облагороженной береговой линии Средиземноморья, которая тянется вдоль всего Израиля. Следует заметить, что, несмотря на данное утверждение, большинство местных жителей и так не имеют доступа к побережью. Многие его регионы заняты армейскими частями, а то немногое, что принадлежит гражданским – наглухо перекрыто торговыми портами и частными владениями различных корпораций.
Поэтому наличие яхты для любого местного жителя – чуть ли не единственный способ отдохнуть у моря с комфортом.
Координаторы из Общества защиты окружающей среды, аргументируя свою позицию, указывают на неизбежное разрушению уникальных экосистем, расположенных на побережье Нетании. Строительство неизбежно погубит их, искажая бывшие ранее заповедными зоны антропогенным фактором.
Еще одним аргументом выступает то, что согласно статистике, через два десятка лет население Израиля доберется до отметки в полтора миллиона человек. Это многократно увеличит нагрузку на уже существующие пляжи и, вкупе с ожидаемым повышением уровня моря, которое неизбежно захватит часть прибрежной полосы, приведет к гибели того немного, что сейчас пощадят ковши экскаваторов.
Построенные на территории Ашдода и Ашкелона гавани уже оказывают пагубное влияние на местную экологию и пляжи. «Устранение нанесенного ими ущерба потребовало от государства сотен миллионов шекелей, а фактическую выгоду от данных проектов получил лишь крайне узкий круг лиц, лично заинтересованных в специальных причалах» – заявила представительница министерства экологии Галит Коэн на одном из заседаний израильского парламента – «Израиль не обладает таким обилием пляжных зон, как Турция или Греция, и не должен позволять «разбазаривать» свое побережье, доступ к которому является неотъемлемым правом всех наших граждан».
Рождение новой Ривьеры
Общество защиты окружающей среды утверждает, что создание крупных пристаней на участках кроме Ашкелона и Герцлии является абсолютно неоправданным вложением государственных средств, так как расширение существующих на данный момент причалов позволит увеличить количество швартовочных мест в два раза без угроз для местной экосистемы. Однако, фанаты яхтинга яростно протестуют против подобного предложения – созданные в его рамках гавани получатся недостаточно масштабными, и не смогут защитить пришвартованные корабли от прибрежных волн.
Одним из самых горячих сторонников создания новых марин является Мириам Фейерберг, занимающий пост мэре Нетании. Он, как и многие другие активисты, лелеет надежду на превращение своего региона в новую Ривьеру для яхтсменов со всего мира. Большинство противников проекта называют подобные идеи бесплотными мечтаниями, приводя в пример прибрежные районы Ашкелона и Герцлии. «Если там этого не удалось добиться, – говорят они, то на что вообще можно рассчитывать в Нетании?»
Создатель тель-авивской гавани Гиора Кейдар, долго занимавший в ней должность управляющего, неоднократно заявлял, что продвижение туризма в любом регионе побережья без создания инфраструктуры для яхтинга также бесперспективно, как и попытка открытия пятизвездочного отеля без бассейна.
Город Мармарис в Турции и знаменитый Родос в Греции служат живыми примерами грамотной бизнес-ориентированной организации прибрежной зоны.
Согласно его наблюдениям, именно создание гавани спасло тель-авивские пляжи: ее волнорезы, разбросанные по всему побережью точно крошечные островки, отлично задерживают песок при отливах, постепенно расширяя пляжную зону. Ошибочность других вариантов застройки ярко демонстрируют Ашкелон и Герцлия, где прибрежная полоса подверглась серьезной эрозии. Отвечая на вопрос о количестве необходимых для Израиля пристаней, он уверенно назвал цифру в одну швартовку на каждые 30 километров береговой линии. Кейдар уверен, что реализация подобного проекта позволит туристам проходить вдоль всего побережья Израиля так же, как они это делают в Турции и Хорватии.
Текущий руководитель тель-авивской марины Офер Дубнов в данный момент ведет активную борьбу за капитальное расширение ее пристаней. В его планы входит создание более трех сотен новых швартовочных мест. От идеи использования морского порта Тель-Авива, который также рассматривался в качестве одного из претендентов на расширение, пришлось отказаться, так как, по словам Дубнова, его гавань слишком мелкая, и не сможет защитить яхты от сильных волн.
Создание гаваней в Нетании Дубнов поддерживает, отмечая при этом, что в одночасье превратить ее в Монако вряд ли удастся. Как туристический центр, Нетания уже очень давно испытывает потребность в масштабном обновлении. Если гавань будет возведена грамотно, данный регион станет обладателем колоссального преимущества в глазах туристов.