13 мая в Москве состоится фестиваль, который посвящён знаменательному событию – парусному спорту России исполняется триста лет. Мероприятие пройдёт на территории парка «Останкино». Организатором выступает Московская Федерация парусного спорта (МФПС), чью инициативу поддержали на государственном уровне – правительство столицы также окажет в этом помощь.
Что особенно привлечёт внимание к событию всех тех, кто не является обладателем яхты, или профессиональным спортсменом, но интересуется данной областью – так это свободный вход.
Фестиваль откроют своими выступлениями известные московские яхтсмены: президент МФПС, Сергей Джиенбаев; глава не менее авторитетной организации – Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС) – Владимир Силкин; обладатели многочисленных наград и просто авторитетные личности в сфере российского парусного спорта – Олег Хопёрский и Георгий Шайдуко.
После его начала одним из важнейших моментов станет детская регата, проводимая уже в девятнадцатый раз. Предполагается, что в гонке поучаствуют около ста человек. Но вообще она – независимое от фестиваля мероприятие, хотя в этот раз к нему и приуроченное. Обычно данная регата посвящена празднику – Дню Победы.
Очень много всего интересного ожидает тех, кто заглянет в останкинский парк. Программа развлечений включает: показ мастер-классов на различных судах; мини-выставку детских яхт международных олимпийских классов; состязания по сапсёрфингу; выставку исторических фотографий яхтенной тематики. Ну и конечно, отдельным пунктом стоит указать лекции, что будут прочитаны чемпионами парусного спорта.
Фестиваль посвящён круглой дате, а значит, нужно вспомнить – когда же в России появился яхтинг? Официальным годом зарождения такового был 1718. Многие зададутся вопросом – почему именно он, ведь это непростой период в истории государства российского. Да и каким образом происходило это «учреждение» отдельного вида спорта – тоже понятно не всем. Но на самом деле всё было не так сложно – именно в 1718 будущий первый российский император Пётр Великий основывает в Петербурге (тогдашней столице) яхт-клуб.
Царь был знатным новатором, любил внедрять в собственном государстве западные порядки, но такого не было даже в просвещённой Европе – эта форма организации парусного спорта стала первой и на тот момент, единственной в мире. Название было выбрано характерное – «Невский флот». Основной целью его создания была популяризация морского дела среди населения и конечно, обучение таковому в случае необходимости.
Вообще, Пётр Первый хотел основать нечто подобное, к тому времени – уже около двух лет. Ещё в 1716 работники Партикулярной верфи, что также располагалась в Петербурге, по личному распоряжению Его Величества начинают постройку небольших кораблей. За эти два года было создано 141 судно. Все они были разноплановые и принадлежали к различным типам, а объединялись впоследствии, помимо размерной категории, разве что флагом, утверждённым Петром чуть позже – в 1720 году. Эти корабли составили базу для «Невского флота».
Также была учреждена специальная должность руководителя флота, именовавшегося Невским комиссаром. На строительство более чем ста плавательных средств было выделено из казны чуть больше 125 тысяч рублей.
Суда распределялись бесплатно – они были переданы одним из наиболее богатых людей столицы, изъявившим на то желание, а также организациям, которым оказались в разной степени необходимы. Но не всё были так просто – если кто-то получал корабль, то, во-первых, данное судно нужно было содержать и в случае чего осуществлять ремонт, а во-вторых, обязательно в конце каждой недели – по воскресеньям, выходить в плавание по Неве. На воде следовало находиться от двух до четырёх часов и не менее. Кроме того, владельцам указали, что нельзя пропускать смотры и манёвры, периодически организуемые «Невским флотом».
Как видим, не такое уж это и свободное дело – яхтинг. По крайней мере, в рамках первого на свете яхт-клуба дела обстояли именно таким образом.
Ну а возвращаясь ко дню сегодняшнему, важно сказать, что московский фестиваль – это событие не столичного, и даже не государственного масштаба, как об этом говорит Владимир Силкин, а мирового. Он также уточняет, что следовало бы распространять информацию о подобных мероприятиях за пределы Российской Федерации. Президент ВФПС вспомнил, что именно Россия и в этот раз оказалась впереди, став государством, в котором парусный спорт имел свой дебют клубной организации. Но помнить об этом, видимо, не всем выгодно, а потому следует вновь рассказать и что немаловажно – показать современное состояние яхтинга на территории РФ, ведь он всё более уверенно наращивает позиции на мировом уровне – заключает Силкин.
Вообще, за 2018 год пройдёт немало событий, приуроченных к трёхсотлетнему юбилею. Например, среди них очередная Балтийская яхтенная неделя, или же, не менее известная и уже двадцать вторая по счёту, Санкт-Петербургская парусная неделя. А ещё в честь знаменательного открытия яхт-клуба трёхвековой давности, в мае спустят на воду линейный корабль, выполненный в лучших традициях петровской эпохи, разумеется – деревянный. Ему присвоено имя «Полтава», в честь исторического прототипа, названного, в свою очередь, по знаменитейшей победе царя. Спуск состоится, конечно, в Петербурге, который и сейчас ещё гордо носит звание столицы, только теперь уже – культурной.