Эта прибалтийская страна привлекает все большее число яхтсменов. Такое внимание вполне оправдано: прекрасная акватория, отличные защищенные гавани и приветливые местные жители.
Переливаются синевой под солнечными лучами бурные воды Балтийского моря, гидролокатор показывает тридцать один метр, а умеренный ветер раздувает паруса и лодка весело бежит по волнам. Пенятся волны, а тучки, полные дождя, скрываются за горизонтом. По левому борту неторопливо идет паром. Держать курс при такой высокой волне непросто. Дизельный двигатель Hanse 400 чихает и кашляет, тяжело ему. Скорость лодки не более трех узлов. Подобная ситуация возникает у каждого, кто идет в сторону Киля при западном ветре. В поисках приключений и новых ощущений парусник с командой яхтсменов на борту удаляется на восток – в Эстонию.
Первые впечатления
В эстонской столице команду встретила Мерике Рееде из Sailing она сказала на чистом немецком языке, что восемь лет назад она решила попробовать бербот-чартер. Путешествие по Эстонии началось с треска и лязганья. Эта наиболее северная страна из всех прибалтийских государств. Российская граница проходит на восточной стороне. Возможно ли там провести отдых под парусом или там полная разруха: никакой инфраструктуры, серые блочные дома и местные жители с унылыми лицами, полная бюрократия и никакой промышленности? Качественные выводы позволила сделать эстонская столица. Город Таллин с населением в четыреста тысяч человек – юный и свежий, открытый для всего нового.
Очаровательные домики и чистенькие улочки умиляют и радуют глаз.
Как будто музейная экспозиция под открытым небом выглядит центр города, находящийся под охраной ЮНЕСКО почти тридцать лет. Нижняя часть города характерна очень узкими улочками с роскошными домами, которые когда-то принадлежали местной аристократии. В верхней части города расположен древний замок, на Ратушной площади молодежь в национальных костюмах приглашает поучаствовать в играх Средневековья. Недалеко есть уютное кафе, в котором можно приятно провести время. Имеется в городе Морской музей с интересными экспозициями. Гавань в Таллине оборудована по современному: понтоны, клуб, сауна, ресторан и многое другое. Интересно, а как в общем выглядит страна, вне столицы?
Балтийское побережье
По пути к островам Хийумаа и Сааремаа, которые находятся на западном побережье в восьмидесяти милях от столицы, очень узкие проходы и маленькие глубины. Здесь есть хорошо защищенные бухты, где можно укрыться от непогоды. Здесь много гаваней на расстоянии тридцати миль друг от друга. Между островами их еще больше. По дороге в Лохусалу была сильная качка и это очень утомило всю команду. Здесь гавань расположена в глубине мыса, который глубоко врезался в берег. Неподалеку есть бухта с густыми зарослями хвойных деревьев. Пенсионерка Хайке из Германии отметила, что в бухте очень красиво, спокойно, она давно не путешествовала под парусами и сейчас ей представилась эта возможность. Хайке переполняют воспоминания и эмоции.
Маленький поселок с тремя десятками домиков находится в километре от гавани, однако, здесь есть мастерские, которые готовы оказать услуги круглосуточно. Здесь есть электричество, интернет, пресная вода, кафе. Есть возможность заправиться и взять напрокат велосипед. Хотя лодок в гавани было немного, но директор велел поднять национальный флаг в честь прибытия гостей. Поселок Дирхами расположившийся западнее оберегает огромный мол.
Небольшое кафе, снаружи выглядит как обычный сарай или амбар для хранения продукции, находка для любителей вкусной трапезы. Одна супружеская чета прозвала это местечко Dirham Summer Cafe, что означает летнее кафе Дирхами. Все блюда здесь готовят на заказ. Здесь можно отведать суп по тайскому рецепту, приготовленный на кокосовом молоке с белым мясом курицы, блюда из норвежского лосося, а на гарнир овощи с рисом. На десерт можно заказать творог с овсяными хлопьями и фруктами.
После трапезы немка Хайке говорит, что таких блюд она не пробовала даже в родном Берлине. Даже удивительно, что в такой глуши готовят такие прекрасные блюда. За столик сел бывший бизнесмен по имени Хельмут. Он купил двенадцатиметровую лодку за двадцать тысяч евро. Перед тем, как отправиться в путешествие по Средиземноморью, он желает пройтись по Балтике и дойти до северной столицы России. В Эстонию яхтсмен прибыл из Германии, ехал он через Польшу и прибалтийские государства и вполне справедливо, ведь Эстония самая передовая страна Прибалтики. Гавани здесь очень хорошо оборудованы, есть интернет. Эстонцы очень доброжелательны и большинство из них разговаривает на английском языке.
Эстония очень чистая страна с многообразием зеленых насаждений.
Небольшая экскурсия
Вечером, когда солнце клонилось к закату, вся команда прогуливалась по берегу под шум травы, в которой гулял легкий ветерок. Берег усыпан огромными камнями и один из членов экипажа пояснил, что камни – свидетельство Ледникового периода. Когда-то они лежали под толщей льда, а сейчас каменные пляжи радуют глаз произрастающей здесь зеленью. Около островов имеются заливы, которые больше походят на заминированные поля: отмели и небольшие островки, а где-то валуны. Самые большие глубины здесь не более семи метров. Весьма предусмотрительно здесь стоят указатели, предупреждающие об опасных участках. Судно входит в узкий фарватер, который очень похож на акваторию Рюгена.
Около маленького островка Хобулаид остановка для легкого перекуса. После трапезы команда отправляется к маяку, который находится островке Хийумаа. За несколько миль до гавани на судне убрали паруса, чтобы запустить мотор. Повернув ключ зажигания, шума мотора не слышно. После нескольких попыток мотор так и не завелся. Проверили баки на наличие топлива – все в порядке, но двигатель молчит и судно стоит без движения.
Пришлось бросить якорь так и не дойдя до фарватера. Поздний вечер, солнце уже зашло, Лаури Курвитис из Sailing сообщил по телефону, что попросит своего друга помочь команде. Спустя некоторое время обещанная помощь прибыла, в лице Хиллара Хукка, который подплыл на моторной лодке. Подцепив застрявшее судно к своей моторке, его отбуксировали на стоянку. В стране не очень много парусников, около трехсот, поэтому яхтсмены друг друга знают и всегда приходят на помощь, в случае необходимости. В этих краях нельзя было свободно ходить до 1991 года. Это было запрещено, все бухты были под контролем.
Немного истории
История эстонского государства довольна непроста. Страна была оккупирована фашистами во время Второй мировой. Освободить Эстонию от захватчиков удалось только в 1944 году. Тогда установили пограничный режим, который был очень строгим. То небольшое количество лодок, которое было тогда в стране, реквизировали. В то время советскую власть злило то, что эстонцы являются приверженцами европейского уклада жизни. В частности, испытывали симпатию к скандинавским странам, в силу схожести их языка с финским. Эстония получила независимость только во времена Перестройки, в те самые 90-е. Позже северное государство вступила в Евросоюз.
Сейчас эта страна единственная из прибалтийских, в которой евро является государственной валютой.
Хийумаа – островок, который поистине является жемчужиной страны. Маленькие гавани перемежаются с чудесными пляжами. Здесь много старинных мельниц и маяков, которые функционируют и по сей день. Вообще этот остров славится именно маяками. На одном из них есть прекрасная смотровая площадка с которой открывается чудесный вид на море. С высоты 36 метров открывается обзор на проходящие вдалеке суда, на соседние острова.
Обозрев старинный маяк, команда отправилась в бухту Орьяку, где встретила лодку Bavaria 44, которая взята на прокат в компании Sailing. Рулевой судна с восхищением рассказал, что ему и его экипажу очень понравилась Эстония. Прибыли сюда из немецкого города Оденталя, который находится неподалеку от Кельна. Немцы с сожалением отметили, что здесь даже летом нужно брать с собой теплые вещи. Да, Эстония северная страна и лето здесь нежаркое и прохладный ветер со стороны сурового Балтийского моря.
Вечером команде сообщили, что двигатель их лодки сломан. Вышел из строя стартер и на ремонт потребуется пару дней. А пока предложили взять Elan Impression 344, лодку, которая принадлежит той же самой чартерной фирме. Экипаж перебрался на новое судно с тем, чтобы отправиться на Сааремаа. Этот остров гораздо больше, чем Рюген, по этой причине команда успела осмотреть лишь малую его часть, так как время путешествия было ограничено.
Центр яхтинга
Бухта здесь, хоть и заросла камышом, но весьма живописная. Ощущается былое советское время: небольшой пирс из бетонных плит со старыми покрышками от автомобилей. Однако, есть здесь туалет и пивной бар. Директор гавани, который трудится учителем в местной школе, открывает бар на летний сезон. Его матушка прекрасно говорит на немецком, согласилась провести для команды экскурсию по острову.
Сперва команда отправилась в Куивасту, гавань от которой отходят паромы на Большую землю. Недавно здесь завершилось строительство марины для судов. Дальше путь пролегал до деревушки Симисти. Малюсенькая гавань с местами для стоянки всего на двенадцать судов, которую собственноручно построил один из местных жителей. Есть маленькая деревенька, в которой обитают рыбаки. Совсем недавно они построили здесь гавань. Есть небольшое кафе, где можно перекусить и посидеть в тихой и уютной обстановке.
Местные жители заботятся об имеющихся на острове строениях, строя новые и периодически ремонтируя те, которые есть.
На южной стороне острова есть яхтенный клуб, находится он в столице Курессааре. Сейчас сюда в летний сезон прибывает около сотни лодок из Германии. В столице есть старинный замок, который представляет собой культурно-историческую ценность. В целях привлечения большего количества туристов, местные жители возрождают старые добрые традиции курортного отдыха. Местные гостиницы предлагают лечебные процедуры с морской грязью. Территории вокруг отелей и вдоль берега испещрены дорожками, посыпанными песком специально для прогулок.
До столицы команда не добралась, время путешествия подходило к концу и все очень сожалели, что не смогли воочию увидеть прелесть этого курортного города. Нужно было идти обратно. На обратном пути решили сделать привал в поселке Свибю. Там, взяв велосипеды напрокат отправились в путь, после чего решили искупаться в прохладных водах Балтийского моря. Дальнейшая остановка была уже в городишке Хаапсалу. Этот город был последним пунктом пребывания команды в Эстонии.
Здесь весьма современная гавань с кафешками и рестораном, а в городе очень много культурных заведений: музеев, театров, галерей. Очень красивый город с живописным старинным парком и развалинами старого замка, бухта здесь весьма привлекательная. Мерике Рееде прибыла в город с тем, чтобы забрать у путешественников яхту и отогнать ее на прежнюю стоянку. Когда она задала вопрос о том, понравилось ли команде путешествие по Эстонии, все призадумались. Потому что поняли насколько полезным и замечательным был отпуск.
Во время путешествия забылись все проблемы и заботы, а на их место пришли незабываемые приятные впечатления, а кроме того, бесценный опыт хождения под парусами. Прекрасная природа и современные объекты инфраструктуры заставляют забыть обо всем, расслабиться и получать удовольствие от жизни. Путешествие превзошло все ожидания. Люди здесь очень доброжелательные и гостеприимные, готовые открыть свою страну для гостей, показать достопримечательности и рассказать историю родной земли.
Полезная информация
Линия эстонского берега насчитывает 250 миль, на западной стороне имеются островки, образующие замкнутую акваторию. От эстонской столицы до ближайших островов примерно двести миль. Недели вполне хватит, чтобы посмотреть страну, побывать на островах и закончить свое знакомство с этой страной в городе Хаапсалу. Лодку можно взять напрокат в компании Sailing, которая владеет восемью яхтами и сдает их в аренду. Лодки длиной от 33 до 50-ти футов. Стоимость чартера различна. Например, Hanse 400 можно арендовать за две тысячи евро в неделю. Плюс к этому можно взять в аренду шлюпку, мотор, который обойдется в 70 евро, постельное белье. За уборку судна после путешествия нужно будет заплатить 90 евро.
Наилучшее время для путешествия сезон белых ночей. Тогда температура воздуха около 18-ти градусов, а ночью светло почти как днем. В разгар лета может быть очень жарко и, испаряясь вода кажется покрытой туманом. Для парусных путешествий здесь идеальные условия, хотя не стоит сбрасывать со счетов сильный ветер, который частенько господствует в этих краях. Прогноз погоды можно узнать заранее у местных жителей или посредством интернета. Большинство гаваней оборудованы по современному и для спокойного отдыха подходят идеально.
В порту за стоянку нужно будет заплатить за судно около двадцати евро в сутки.