Буерные регаты Волгограде и ближайших к нему регионах – это один из наиболее распространенных видов спортивной деятельности в зимний сезон. Новый 2021 год уже успел порадовать нас новостью о запланированных там на самое ближайшее время всероссийских соревнованиях.
В качестве главных инициаторов мероприятия выступает местное коммьюнити буеристов, которое неоднократно побеждало на предыдущих всероссийских и даже на международных состязаниях. Единственными условиями для проведения этого умопомрачительного действа организаторы назвали наличие хорошего ветра и крепкого, не заснеженного льда.
Наперегонки с ветром
Со стороны общее устройство конструкции этого удивительного гоночного аппарата схоже со шлюпкой, только-только вставшей на коньки и имеющий непреодолимую тягу к неожиданной для себя и зрителей кантовке. Само состязание, как правило, состоит их преодоления кольцевой дистанции, определяемой несколькими поворотными знаками. Их устанавливают примерно в тысяче метров друг от друга, чтобы создать гонщикам максимально большую скорость для маневра.
Гоняются же участники «по прибытию», на самое лучшее время.
Буер являются для всего парусного движения чем-то сродни Формуле-1: именно здесь достигаются самые высокие скорости, переживаются самые яркие эмоции, и именно здесь, к сожалению, участники сталкиваются с самым серьезным риском. Буера являются первыми по динамике и максимальной достижимой скорости среди всех безмоторных гоночных аппаратов. Постоянный попутный ветер позволяет им преодолевать расстояния более ста километров за временной промежуток порядка сорока-пятидесяти минут.
Скандинавское наследие
Как ни странно, изобретено это гоночное чудо было более трех веков назад. К его созданию приложили руку все народы, населяющие берега Балтики, Ладоги и Онеги. Популяризации в качестве спортивного развлечения на территории России буер обязан, в первую очередь, Петру Великому, который, впервые столкнувшись с этой заковыристой формой народной инженерной мысли, сразу же проникся к нему симпатией, отдав приказ о расчистке участка Невы перед Зимним дворцом для создания удобной для катания площадки. Их строительством в тот период занималась Партикулярная верфь.
Но самой известной и героической является та страница буерного спорта, что связана с Великой Отечественной войной и ленинградской блокадой. За счет небольших размеров и высокой скорости, буер оказался быстро облюбован советскими диверсионно-разведывательными группами, которые активно применяли его при проведении операций на берегу противника.
Развлечение для отчаянных
Принцип работы этого парусного снаряда невероятно прост: его основной движущей силой является вымпельный ветер. Парус, надежно прикрепленный к его мачте, выполняет роль своеобразного «самолетного крыла». Находящийся спереди конек является ведущим, а управление буером осуществляется из специальной люлькообразной кабины.
По сути, это является зимним аналогом яхтенного спорта, и отличается от него только значительно более высокими скоростями и тяжестью погодных условий.
Евгений Каширский, представитель тренерского состава Волжского яхтенного клуба, рассказал журналистам об ощущениях, которые испытывает человек на борту этого снежного болида.
На все руки
Евгений оказался затянут в мир яхтинга достаточно рано, посетив в шестнадцать лет один из яхт-клубов города Волжского. В тот момент он все еще был студентом в Волгоградском архитектурно-строительном университете, и даже не подозревал тогда, что нашел не просто очередное необычное развлечение, но дело, которому в будущем посвятит всю свою жизнь. Именно в том яхт-клубе он собственноручно соорудил свое первое маломерное судно, а после него – и свой первый гоночный буер. На сегодняшний день из-под его пера вышло уже более двадцати разнообразных судов.
Как признался сам Евгений, весь летний сезон он отдавал предпочтение путешествиям на яхтах, а зимой, в период сессий и непролазной тоски, его начинала мучать невероятная скука. Именно это впервые и подтолкнуло его к знакомству с буерным спортом. Самый первый его «болид» ему помогали собирать завсегдатаи и старожилы его яхт-клуба, разбиравшиеся в этом деле просто отлично. Второй гоночный снаряд Евгений собирал уже сам. Прокорпев более месяца над чертежами, стамесками и лакокрасочными смесями, он, наконец, стал обладателем первой, полностью своей, лодки. Как он сам подчеркнул, это не является чем-то из ряда вон выходящим: стоимость нового заводского буера находится в районе четырех тысяч евро. Но, так как большая часть пришедших в парусный спорт энтузиастов такими суммами ворочать не может, многим в итоге приходится пускать в ход собственные умения и смекалку, если они действительно хотят оказаться однажды на настоящей гонке.
Ледовое ристалище
Евгений также отметил, что ни буерный, ни парусный вид спорта просто по своей природе не могут иметь массовый характер. Это дело, требующее невероятной самоотдачи, заниматься которым способны только энтузиасты с пулей в голове и шилом в известном месте. С его точки зрения, такой расклад абсолютно нормален, и является своеобразным «водоразделом», отделяющим тех, кто просто хочет, от тех, кто этим делом горит по-настоящему.
Какое значение имеет факт того, что на соревнования нужно ехать за свой счет, если в итоге ты можешь почувствовать, как ветер бьется в парусах твоего судна, и увидеть многие-многие километры стеклянной волжской глади, отражающей в себе бескрайнее и морозное небо.