Большая часть людей, привыкших к комфортным условиям жизни, теплу квартир зимой, воспринимает кругосветку как нечто аховое. Но все же случается, что живет два друга на свете, и мечтают они отправиться на лодке вокруг света. Отказавшись от теплого дивана вечером после работы, Алексей Егоров и Андрей Кипятков ушли в море. Бросив вызов монотонной офисной рутине, парни не пожалели о сделанном шаге. Вначале они купили яхту, детально распланировали путешествие и в конце декабря выдвинулись в путь. Как они готовились, что заставило их отправиться в столь далекое путешествие?
Любовь к океану
Одержимость идеей плыть под парусами возникла у парней в детстве. Как многие советские мальчишки, они грезили, что станут капитанами кораблей. Алексей с упоением читал произведения Жюля Верна, восхищался капитаном Бладом и искал похожие детали в своей жизни. Но однажды мечта стать моряком едва не рухнула. В гости пожаловал родственник, капитан дальнего плавания, напугав племянника рассказами о жутких днях коллег, проведенных на борту в море. Но также дядя поведал о капитанах-самоубийцах, не выдержавших штормов, жестоких тягот и об огромном грузе ответственности за корабль, судьбы людей на борту. Парень немного опешил, слега отпустив узду мечтаний…Хотя тогда юнец и не знал, как стать мореходом. Тем более в перестроечное время не представлялось возможным мечтать о собственной яхте. На дворе стояли лихие 90-е, и парусных сообществ рядом с домом не было. Постепенно идея работать на корабле, обустроиться на яхте, отошла на задний план в сознании.
Однако судьба все же приготовила ему неожиданный сюрприз. Пусть не сразу, но мысленная карта его желаний сбылась. Алексей в студенческие годы наткнулся на страничку в Фейсбуке, где яркими красками красовалась рекламная листовка с предложением обучения в парусной школе. Решился и сделал: вскоре отправился в школу, впервые побывал на тренировках, записавшись в школу будущих капитанов. Парень снова зажегся идеей путешествовать под парусами, узнать нечто новое, неизведанное, встать на маршрут кругосветной экскурсии. У него даже не хватило сил досидеть за партами, так хотелось в море, что его сразу отправили на практику, хотя это большая редкость для студентов. Сдав экзамены зимой на Канарах, Алексей получил права капитана. Мечта сбылась!
Дебютный опыт с пребыванием на яхте после книг Верна состоялся двадцать лет спустя.
Сложно начинать
Андрей тоже познакомился с яхтингом в молодом возрасте. Да только он не сразу влюбился в парусники. По его словам, в юношестве яхтсмен ходил на Клязьме на спортивных катерах. Хотя тогда парнишка ничего не понимал в этом, воспринимая короткие вылазки под парусом как эдакое баловство, без особого кайфа. Юноше приходилось это делать, он, словно пытался разглядеть в этом прок, шел по накатанной. Только спустя годы, устроившись в IT-среде, будущий шкипер работал на предприятии, которое вдруг организовало вечеринку на яхте. Тогда сердце Андрея екнуло, зажгло дикое желание бросить все, уплыть подальше в море, поставив паруса. Впереди ждало обучение, получение прав.
Сдача прав на яхту сравнима с получением водительского удостоверения: нужно выучить теорию, поучиться на практических занятиях, выдержать у тренера жесткий экзамен. Правда, сегодня это более доступная услуга по сравнению с былыми временами. Теоретический курс стоит 25 тыс. руб. Плата за семь дней практических занятий примерно обходится в 100 тыс. руб. Но еще нужно заплатить 200 евро за права.
Интересный факт! Средняя цена на права шкипера составляет 150 тыс.рублей.
Только получив права, шкиперу не стоит наивно полагать, что он – капитан. Ему необходимо взять лодку, найти команду, сдружить членов экипажа и посмотреть, как он справится с морем. Вначале это занятие тяжеленное, потребуется опыт. По сей день Андрей вспоминает путешествие с командой, когда он впервые отправился на учебную регату в Афины. Небольшой ветерок пугал, рисуя картинки шторма в мозгу. Марина была узкой, трудно поставить лодку поперек.
Выходя из гавани, капитан услышал с пристани, что у него течь масла. Капитан едва не сошел с ума, сдавая назад и волнуясь за лодку. Правда, техник быстро проверил лодку, заверив в ее исправности. Сегодня такие ситуации не вызывают страха, но в первый раз это жуткие ощущения.
Что объединяет капитанов?
Ребята говорят, что они простые люди. Но все же парни лукавят, ведь их судьбы слегка напоминают роман в приключениях, описанный великими мастерами слова в книжках. Алексей к 30 годам уже успел побывать в разных точках земного шара. Молодой человек бывал на Сейшельских островах, знакомился с гигантскими черепахами, ездил по Мавритании на поездах с грузом, отправлялся на Фареры по воде, видал Исландию с разных сторон. Андрей тоже обладает приличным стажем путешественника. Пока он работал капитаном, яхтсмен знакомился с людьми и их бытом в разных частях света. В частности он жил в палатке на Шикатане и Кунашире, пугая медведей, видал Кольский полуостров, путешествовал на Патагонию и Камчатку. Два отважных, целеустремленных капитана познакомились в яхтенной школе «Сила ветра». Здесь молодые люди задумали путешествовать вместе в кругосветке, мечтая с ранней молодости об экстриме.
Мужчины, становящиеся капитанами и попадающие в школы яхтсменов, мечтают о кругосветном плавании. Баннеры с этим заветным словом заставляют обращать на себя внимание мечтателей. Парни тоже рисовали радужные картины на эту тему. Однако фильм «Chasing Bubbles» мотивировал отправиться в путь, имея твердое намерение. Рассказ об Алексе Расте, чикагском брокере, заставляет задуматься над мореходством в одиночку, помечтать, рисуя в воображении картинки о лодочной палубе, штурвале, морских закатах и рассветах. Этот парень отважный и самоотверженный не мирится со стереотипами. Кстати, права капитана Раст не получал. Мужчина купил книжку «Яхтинг для чайников», зажегся идеей отправиться в море и ушел. Но прежде мореход бродил на лодке по Карибскому заливу, а дальше взял да и пошел вокруг света. Алексей был в восторге от такого решения, пересмотрев фильм раз тридцать.
Кумиром Андрея стал Крис Ларсен. Алексей предложил другу сплавать в кругосветку, подарив одну книжицу. Теперь это произведение стало настольной картой, называется она «Муссон Дервиса». Автор Ларсен порядком устал от монотонного ритма жизни, развелся, уволился и купил недостроенную яхту. Доделав судно самостоятельно, Ларсен ушел в море, соорудив мачту из ствола деревца. По сей день этот уже дедушка выходит в море, сравнивая себя с морскими бродягами.
Алексей считает Ларсена кумиром, ведь тот уходит от стереотипных форм мышления общества, двигаясь дальше к мечте. Мужчина живет так, как ему нужно. Даже без прав на яхту старенький шкипер путешествует, несмотря на запреты и предосудительные взгляды, вопросы. Хотя лодочка его уже видавшая виды, местами даже опасная. Люди ему твердят, что надо купить другое судно. Да только Ларсену все равно…
По мнению шкиперов, это круто так жить, независимо от чужих мнений, бросив судьбе и обществу вызов. Надо двигаться к мечте, бросая пыльные офисы, если в душе горит огонь.
Молодые, амбициозные капитаны загорелись, вдохновленные такими героями и двинули в путь.
За все заплачено!
Мысль о путешествии не давала покоя ни днем, ни ночью. Два друга решили искать судно для покупки. Алексей замечает, что при выборе яхты важно обращать внимание на некоторые нюансы. На фотографии в объявлении о продаже яхты лодочка выглядит с иголочки, словно с завода только пришла и пришвартовалась в марине. Приезжая на осмотр, яхтсмен видит недостатки товара. Тут неожиданно встревает другой покупатель, предлагающий свой вариант. В этот момент создается обманчивое впечатление, что надо быстрее брать первую модель, доделывая позже ее прорехи. В результате пришлось менять решение несколько раз.
Поиск лодки начался с европейского осмотрщика, сюрвейера. Этот человек призван выбирать суперяхты, обращая внимание на детали, заглядывая в каждый «закоулочек» конструкции. Такой человек готовит отчет для потенциального покупателя товара. На его основании покупатель делает вывод. Искать яхту тоже затея затратная, ведь лодки могут находиться в разных государствах.
Как поведал Андрей, приходится платить за проживание сюрвейера, его работу, передвижение. Цена его услуг определяется габаритами катера. Будущие мореплаватели отдали профессионалу 13 евро за каждый фут. Хотя они могли заказать частичный осмотр в рамках экспресс-сюрвея. Это будет стоить дороже: 5 евро/фут. В результате услуги осмотрщика обошлись парням в 10 тыс. евро.
Поначалу это деньги баснословные. Но потом, оказавшись на судне, мужчины решили: не зря потратили деньги. Каждый сантиметр осмотрщик проверил досконально. Вначале парни хотели приобрести судно в Греции. Да только вот сюрвейер обнаружил пробоину в боку стальной красотки. Далее шкиперы намеревались прикупить катер в Швеции. Ждал подвох: владелец хотел обмануть, не сообщив о залоге. Лодка была залоговым имуществом. Дальше они попытались найти агрегат в Калининграде. Лодка оказалась небольшой, непригодной для кругосветки.
Интересный факт! Лодку друзья не купили, время уже диктовало ускорить темпы поиска. Капитаны хотели стартовать в декабре и не позднее дедлайна. Потому пришлось покупать лодку срочно. Возложив надежды на желтую лодку в Валенсии, друзья решились на покупку. Недолго думая, ребята вместе с сюрвейером уехали на осмотр товара в Испанию. Парни сразу влюбились в красивую конструкцию. Последнее слово было за специалистом, и тот дал добро. В рамках проверки лодку поднимают на сушу, но и в море тоже устраивают тест-драйв. В ходе осмотра сюрвейер заметил некоторые неполадки, сбив стоимость. Желтый катамаран стал собственностью мечтателей, потративших 62,5 тыс. евро!
Не откладывай на завтра важные дела!
Андрей перед кругосветным плаванием поведал, что его неимоверно тянуло в море. Море меняет образ жизни, судьбу, привычный ход мыслей. Когда безопасность команды определяется работой капитана, шкипер привыкает решать задачи вовремя. Потому став шкипером, нельзя откладывать дела на завтра.
Мужчины, как и полагается капитанам, не испытывали страх перед кругосветкой. Плавали – знаем, так можно охарактеризовать их опыт и подход. Алексей знавал неспокойную Атлантику, перегоняя яхты в Германию с норвежских берегов, бывал и на Канарах, в Гибралтаре.
Андрей знаком со скандинавскими странами, вокруг которых он ходил под парусом. Ему знакома дистанция от португальских земель до Исландии. Парни прекрасно осознают тяготы путешествий вокруг света, природные капризы тоже знакомы не понаслышке. Кругосветный тур можно коротко обрисовать как пересечение меридианов. Маршрут выстроен четко, хотя некоторые изменения вносятся по ходу. Вначале на корректировки закладывались 1,5 года. Теперь уже они задумались о 2 годах плавания, поскольку останавливаться придется в разных местах и хочется задержаться.
В кругосветку друзья отправились, стремясь придерживаться линии экватора. Маршрут лежит через Барбадос, Канары, придется зайти в Доминикану, посетить Колумбию, Панаму, земли Галапагосов, Маркизских островов.
Также друзья планируют зайти на Таити, Бали и Фиджи, как и в остальные райские местечки мира.
Пока опасность представляет Тихий океан. Два капитана ни разу не бывали в океанических водах, потому немного сомневаются, как они пройдут этот путь. И это вполне естественно, тем более, почти месяц придется прожить без связи с берегом, родственниками. Остается надеяться, что спутниковая мобильная связь не подведет. Наверняка грянут шторма, ветер сменит направления не раз, ребята ожидают и поломки, морально и технически готовясь к сюрпризам на маршруте. Впечатляющий стаж капитанов все же за плечами чувствуется, парням остается верить в лучшее.
Вначале до кругосветки, казалось, необходимо освоить несколько дел: научиться сваривать детали, работать с древесиной, шить парусные полотна, охотиться под водой, заниматься фридайвингом. Только вспомнив Ларсена, молодые шкипера решили поспокойнее подойти к подготовительным мероприятиям. Поразмыслив над бренностью мира, два капитана решили остановиться на главном – общих знаниях о яхтинге, правилах медицинской подготовки. В моменты поиска лодки мужчины уже получили хорошие навыки, советы от опытных владельцев яхт.
Предвкушение чудес
Волнение, разумеется, присутствует в душе. Помимо технических нюансов, друзья спланировали и развлекательную программу. Алексею хочется плавать с китами, посерфить на волне, снимать сериал о путешествии. Андрей решил создать фотолабораторию на кораблике для создания уникальных кадров, фиксировать события на пленочную камеру, проявляя ленту прямо на борту.
На тихоокеанском островке друзья мечтают соорудить «штабик» на дереве, мечта детства… Кроме того, им хочется еще успеть побывать на земле в Папуа, которая вот-вот окажется под водой. Хотя Новой Гвинеей их мечты не завершаются. Друзья приобрели еще лодку с каютами, где они планируют разместить гостей, приглашая их, для того чтобы разделить приятные впечатления от увлекательных дней. Парни уже стартовали, знакомятся с прелестями моря, адаптируются к погодным заморочкам. До стартового дня более недели они провели на судне, привыкая к нему, довершая последние приготовления.
На борту теперь есть инструменты, парни изучили тонкости устройства лодки.
В соцсетях капитаны поделились первыми эмоциями от яхты, разобравшись в трубах подпалубного пространства. Им пришлось проконтролировать разные системы, привыкнуть к звукам, происходящим от них. Шкиперы обустроили интерьеры, наладили быт на первое время. Пока до идеала далеко, но впереди еще есть время для финиша. Постепенно ребята переключились на мониторинг погоды возле Гибралтара и дальше. Скоро их ожидает выход, хотя волнения еще не отпускают. Но в большей степени они предвкушают встречу с грандиозными ощущениями, людьми и землями.