Андрей Старцев, занимавший пост тренера сборной команды страны по олимпийским видам спорта, ушел в отставку в канун новогодних праздников. После чего, на эту должность назначили Наталью Федорову, которая была устроителем соревнования «Паруса Белых ночей», а также главой академии яхтенного спорта. Наталья дала интервью журналистам, в котором рассказала о своих планах на этой должности.
Первым делом корреспондент поинтересовался об изменениях в подготовке и о настроениях команды сейчас, когда до Олимпиады остается шесть месяцев.
Времени не хватает
Федорова поясняет, что времени катастрофически не хватает. В настоящее время сборная владеет тремя лицензиями: в женском, мужском классе «470», а также в женском RS:X. В классе 49FX сборная не представлена. Трудная ситуация сложилась с разрешением в мужском классе RS:X. Лицензия есть, но спортсмен, который ее завоевал, родом из Крыма, а значит бывший гражданин Украины. Возникшая ситуация обсуждается долгое время: может ли российская сборная на законных основаниях воспользоваться этой лицензией? Последние данные таковы, что вопрос о лицензии будет решаться в закрытом режиме в Олимпийском комитете. Скорее всего, быстро решить проблему не удастся. Наталья Федорова говорит, что они не надеются на положительное решение. В связи с этим, сборная подготовила запасной вариант – Андрея Загайнова.
Сборная очень надеется, что Андрей подтвердит лицензию, а если точнее, то завоюет ее вновь. Загайнов сейчас в одном шаге от этого, потому что у него только один существенный конкурент. Сейчас для Натальи первоочередной задачей является участие в гонке на Пальма-де-Майорка, где основным трофеем являются лицензии на участие в Олимпийских играх. Противоборство там будет весьма жесткое, сродни военным действиям. Даже во время первого розыгрыша лицензий в Сантандере было проще. Но, для большинства спортсменов эти соревнования являются последним шансом принять участие в Олимпиаде. И не конкретно в предстоящих Олимпийских играх, а в принципе поучаствовать в Олимпиаде. Многие яхтсмены, побывав в Рио, могут больше никогда не попасть на Олимпийские игры. Они из тех спортсменов, которым пришло время определиться с дальнейшим родом занятий: уйти в тренеры или закончить спортивную деятельность.
Так что на Пальме ожидается суровая борьба за лидерство.
Прогноз для наших соотечественников
Многим любителям парусного спорта интересно в каких же именно классах у наших спортсменов есть реальные шансы выиграть лицензии. Наталья поясняет, что это, прежде всего мужской класс RS:X. Есть возможность взять лицензию в классе Nacra 17. В этом классе выделяется Сергей Джиенбаев, у которого прекрасные перспективы. Тем более, что все его конкуренты уже лицензированы. Благодаря тому, что многие страны не участвуют в данном классе, сражаться за трофей здесь легче.
Мировой чемпионат по классу 49er проводится в настоящее время и в скором времени будут известны результаты, в том числе и достижения наших яхтсменов. В этом классе у российских экипажей нерадужные перспективы из-за того, что участие принимают пару сильных команд, помимо наших. Ставка делается на команду Калиничева/Карачева, другие отечественные экипажи послабее будут.
«Финн» – в этом классе бронзу завоевал Аркадий Кистанов в одном из периодов Кубка мира в столице Флориды, городе Майами. Неблагоприятная обстановка сложилась в «Лазерах». В прошлом году, многие пророчили нашим лицензию, но к большому сожалению, реалии говорят об обратном. В соответствии с правилами распределения разрешений, картина сложилась следующая: в наличии одна лицензия, за которую будут бороться по шесть сильнейших спортсменов. Здесь ставка делается на Сергея Комиссарова, а среди женщин лучше всех себя проявила Елена Воробьева. Правда, конкуренция в женском классе колоссальная, поэтому Елене будет непросто. В других классах взять разрешение будет проблематично, хотя они принимаются во внимание.
Менеджер без опыта тренерской работы
У Натальи не имеется тренерского опыта, но есть соответствующее образование. В то время когда она возглавляла академию, Федорова получила диплом учебного заведения имени Лесгафта по специальности тренера парусного спорта. Таким образом, Наталья знакома с теорией яхтенного спорта, но практики у нее маловато – это факт. Федорова уверена, что обширная практика тренеру сборной не нужна, так как это обстоятельство не играет на пользу общим интересам. Печальный опыт прошлых лет показал, что со временем у опытных спортсменов-тренеров появляются собственные интересы и это очень мешает.
Систематизировать деятельность команды является основной задачей главного тренера. В настоящее время, имеется группа людей из которых необходимо воспитать слаженную команду. Несмотря на то, что в группе не имеется должностных обязанностей и осознания индивидуальных задач, но заметно желание каждого трудиться в полную силу. К примеру, обязанности старшего тренерского состава представляются весьма туманными. Это явно заметно в тех классах, где мизерное финансирование от министерства спорта. Это способствовало тому, что эти тренеры крайне редко привлекались к исполнению своих обязанностей. Таким образом, яхтсмены тренируются с индивидуальными тренерами. Получается так, что все работают самостоятельно.
Вроде имеется сборная команда, но ее как будто нет, потому что каждый сам по себе.
В сборной не сложилась традиция проводить совместные мероприятия. В связи с этим, свою первоочередною задачу Наталья видит в том, чтобы переломить эту ситуацию и превратить группу спортсменов в слаженную команду. Первое, это внешний вид команды. Становится стыдно за то, в каком виде команда присутствует на различных международных мероприятиях. Команды других стран сразу можно узнать по спортивной форме, а с нашими соотечественниками все иначе. Хотя, спортсмены получают форму от государства. Куда же она пропадает?
С дисциплиной в команде тоже не все ладно, поэтому придется наводить порядок, как делают это командиры в своих ротах. Придется наладить систему функций членов команды, особенно старших тренеров, чтобы они стали руководителями и наставниками в своих классах. Должна быть налаженная система субординации: яхтсмены должны обращаться к своих персональным тренерам по всем вопросам, а в настоящее время они обращаются напрямую к главному тренеру сборной, то есть к Наталье Федоровой. Начальником личного тренера должен быть старший тренер класса, непосредственным начальником которого является главный тренер всей сборной.
Научные достижения в спорте
У Натальи Федоровой грандиозные планы по модернизации функциональности команды. Кроме всего прочего, она хочет внедрить науку в спортивную деятельность. Спортсменам, участвующим в топовых соревнованиях, недостаточно базовых научных знаний, нужны глубокие знания в медицине, синоптике, технике. Мало просто набирать объемы присутствия в воде, нужны кардинальные перемены. Сейчас они приходят в отечественный парусный спорт, но небольшими темпами. Наталья считает свои долгом ускорить этот процесс. В этом случае, будет реальная возможность улучшить спортивную подготовку. Всем понятно, что такие перемены позволят добиваться лучших результатов на различных соревнованиях
Каким же образом будет происходит отбор спортсменов, которым предстоит принять участие в соревнованиях в Рио? В некоторых классах у сборной уже имеются лицензии, поясняет Наталья, поэтому в этой области проблем нет. На соревнование сборная будет отправлять самых сильных. Например, в классе RS:X планируется отправить Стефанию Елфутину, а в мужском классе 470 отправится команда Павла Созыкина/Дениса Грибанова. В остальных классах, где разрешений нет, никто из яхтсменом не смог выполнить условия необходимые для отбора на соревнования. Таким образом, решать кто именно достоин поездки в Рио, будет группа экспертов из федерации парусного спорта. В этот раз весьма мало разрешений для поездки сопровождающих.
Имеется всего три аккредитации, которые получат двое персональных тренеров и эксперт по правилам, это обязательно.
На Олимпиаду спортсмены отправятся за счет государства. Сборная уже владеет подтверждением того, что деньги на эту поездку выделены министерством спорта для тех яхтсменов, которые уже выиграли лицензию. Обещает министерство отыскать финансы и для тех, кто возьмет лицензии на Пальма-де-Майорка. Хотя сейчас это проблематично, так как деньги, которые выделял спонсор команды «Газпромом», к сожалению исчезли в недрах одного недобросовестного банка. Компетентные люди сообщают, что вернуть эти средства не представляется возможным. Болельщиков и зевак на этих соревнованиях не будет, едут только спортсмены, которых для этого специально отобрали. Интересно, а есть ли у них реальные шансы хотя бы на одну какую-нибудь медаль?
Наталья Федорова говорит, что те яхтсмены, которые уже завоевали лицензии сильные и вполне способны занять призовые места. Эти спортсмены уже отличились тем, что уже брали медали на различных соревнованиях. Поэтому сборная питает большие надежды на их участие в Олимпийских играх. У женщин результаты немного хуже, чем в мужских классах, но они стараются и некоторые результаты уже есть. Сейчас Наталья Федорова не думает о том, что будет делать после Олимпиады, но идей по продуктивной работе со сборной у нее накопилось великое множество.
Планы у главного тренера сборной поистине грандиозные, но сейчас все мысли занимает предстоящая Олимпиада.