В прессе неоднократно упоминалось о серии регат, проводимых на катамаранах класса «Extreme-40». В 2016 г. российская парусная команда приняла участие в увлекательных гонках. Команда сформировалась в рамках деятельности яхт-клуба «Газпром» в городе на Неве. Зрители могли вживую насладиться выходом яхты в конце июня 2016 года в дебютной гоночной серии. Катамараны должны были пройти вдоль побережья Заячьего острова. Как об этом событии вспоминали яхтсмены, устроители гонок и академии парусного спорта?
Причины выбора катамарана «Экстрим-40»
По мнению В. Любомирова, входящего в число руководства питерским яхт-клубом, секрет выбора лодки сводился к особенностям регаты и ее формата. Напомним, задумка подобного рода гонок принадлежит Марку Тернеру, создавшему серию катамаранных соревнований. Задумываясь о создании серии регат, Марк руководствовался желанием провести зрелищное мероприятие. По этой причине организаторы впервые применили графики, типы дистанции, отличающиеся от былых соревнований. На сей раз гонки проводились близ берегов с целью обеспечения возможности зрителям насладиться гонками на протяжении дистанции. Отсюда и название формата – «стадионные гонки». Потому «Extreme-40» подошли наилучшим образом. Расстояние между зрителями и гонщиками близкое, дабы «болельщики» могли разглядеть детали. Иногда один гоночный день предполагает проведение до 10 состязаний. Зритель же наблюдает фееричный спектакль, наблюдая за яхтсменами, их умениями без биноклей.
Фактически по завершении одной регаты яхтсменам моментально приходится перестраиваться под другую. Действия сменяются, подобно актам в хорошо подготовленном, отрепетированном представлении: быстро, динамично, со сменой лидеров и маленькими перерывами для почти минутного восстановления спортсменов. Зрители эти передышки яхтсменов даже не ощущают. Катамараны идут прекрасно, любо-дорого посмотреть, но «задирая лапу» на 5 узлах ветра!
Такая скорость нередко приводит к столкновениям даже при несильном ветре.
В рамках регаты яхтсмен наблюдает за динамикой, оплачивая сравнительно недорогую цену за участие. Но это уникальная возможность красиво выступить в ярчайшей гонке в «сердце» Питера! Как отбирали состав?
Формула подбора командного состава
Непросто отобрать яхтсменов и транспорт. В дебютный год для «Extreme-40» сезон оказался отличным от остальных. Волнений масса: это первые гонки в Санкт-Петербурге в этом формате, да и состоятся ли в следующем сезоне – неизвестно. В связи с этим предстояло решать глобальные вопросы для создания по-настоящему увлекательного зрелища. Сложность заключалась в том, что «Кубок Америки» только подошел к финишу. Большая часть яхтсменов экстра-категории оказалась «выброшенной за борт» ритмов яхтенной жизни.
Понятно, что одним хотелось реализовать себя далее в «Вольво Races», но до нее оставалось приличное количество времени. Да и там отбор куда более серьезный, ведь эта гонка для суперпрофессионалов. Потому у гонщиков нет выбора. Путь один – соглашаться на участие в гонках в России. В связи с таким положением дел соревнования становятся на пике жарких эмоций: в регате участвуют новички и «старейшины» яхтинга. Питер собрал новые сильные команды наподобие «J.P.Morgan Bar».
Формат гонок предполагал высокие требования. Сложность для яхтсменов в использовании лодок «Экстрим-40» сводилась к их неповоротливому характеру при обладании хорошими скоростными показателей. Для управления катамараном требуется немало усилий физического характера, глубоких знаний техники, климата, опыта.
Создавая национальные парусные команды, руководство ориентировалось на индивидуальные подходы. Комиссия приняла решение включить в список участников зарубежных команд и российские экипажи, сочетая их совместные умения. В ином формате гонка не состоялась бы. В тот момент удалось собрать состав, наполовину состоящий из спортсменов из-за рубежа и соотечественников.
За тактику в команде «Газпрома» выступал Игорь Лисовенко, в качестве шкипера поставили Пола Кэмпбелла с огромным опытом за плечами в классе «Экстрим 40».
Означало ли подобное слияние команд хорошую перспективную роль для участия в «Кубке Америки» после питерской гонки? Пожалуй, в тот период команда об этом не сильно задумывалась. Участие в американских соревнованиях предполагает впечатляющие финансовые затраты, сбор команды на высоком профессиональном уровне для представления России на международной планке состязаний.
При этом один лишь тугой кошелек не решает вопрос участия, победы. Трудность сводится к отсутствию опыта российских спортсменов в подобного плана гонках. В СССР предпринимались попытки о присоединении отечественных спортсменов к регатам высокого мастерства, но завершилось дело прибытием яхты в Америку. Причем члены команды улетали почти на собственные деньги на родину. Потому высокопрофессиональной команде невозможно выйти подобно «чертику из табакерки». Как же оценивать успех команды, что имеет значение?
Критерий успеха деятельности яхт-клуба был таков. В случае одержания победы в катамаранной гонке «Экстрим-40» или завершения сезона к середине турнирной таблицы, это сигнализировало бы о хороших перспективах. Многие яхтсмены ждали строительства школы парусного спорта, о котором ходили разговоры в среде ценителей морских приключений.
Большие планы на строительство академии парусного спорта
Компания «Газпром» давно намеревалась создать национальную парусную академию, с готовностью вложить инвестиции до 60 млн. долларов. Яхт-клуб компании получил лицензию на обучение новичков яхтинга, давая возможность тренировки и для профессионалов. Учебно-методическая деятельность образовательного учреждения началась в 2016 г. Более того, 120 человек приступило к обучению у опытных тренеров, педагогов.
Комплексный проект подготовили и отправили на рассмотрение экспертной комиссии. В случае успешного прохождения вопроса строительство планировалось начать после завершения гонок в Питере. К сегодняшнему дню строительство завершено, академия принимает учеников, обучая детей и взрослых азам яхтинга.
Интересная учеба в академии – мечта мальчишек и девчонок сбылась!
Академия парусного спорта в Санкт-Петербурге имеет благородную цель – успешное профессиональное развитие отечественного парусного спорта. Задачей организации является помощь в становлении гонщикам и яхтсменам на высокой ступени мастерства. Выпускники должны были участвовать в 2016 г. в регатах. В итоге так и случилось. Школа намеревалась выпустить яхтсменов для участия в Олимпийских играх 2020. Но пока игры отменили из-за пандемии.
Организаторы академии разработали так называемую «пирамиду» яхтинга, планы, схему обучения, задачи. Пирамиду составляют 6 этажей: физкультура, учащиеся занимаются начальной подготовкой, спортподготовка. Затем они переходят на ступеньку юниоров в классе высших достижений. Аналогичная цель предусмотрена для взрослых спортсменов.
Замыкает иерархию лесенка профессиональных спортсменов.
Базис «пирамиды» состоит из занятий парусным спортом для любителей яхтинга школьного возраста Приморского района Санкт-Петербурга. В мае и сентябре по 6 раз в неделю предусмотрены занятия для этой категории учащихся. Организаторы взяли за основу обучение школьников младших классов. Кристина Надежкина назначена ответственным лицом в этой категории.
Дальнейшая ступень называется «Оптимист», это начальный подготовительный этап. В этом направлении за учениками закреплен Денис Разумович. При прохождении этого этапа обучения дети ступают на другую ступеньку образовательной программы. В этом плане дети проходят спортподготовку на швертботах классов, «Лазер 4,7», «420». Ученики в дальнейшем переходят на олимпийские классы «470» и «Лазер Стандарт». Здесь работа проводится под зорким глазом Таисии Бородиной, Игоря Тараскина и профессионализма Сергея Егорова.
Виндсерфинг, скайтбординг невозможно было обойти, потому обучение этим видам спорта тоже включили в программу.