Все невозможное, действительно, возможно. Это в который раз доказывают спортсмены из Чернигова, развивающие парусное дело без копейки денег от государства и спонсоров.
Конечно, не таким представляли свое светлое будущее десятки черниговцев, решивших стать членами местного яхт-клуба почти семь лет назад. Да, в условиях полного отсутствия финансирования спортсмены добились невероятных результатов: они – желанные участники не только всеукраинских, но и международных соревнований. А как горят глаза у малышей, впервые отправляющихся под парусом! И ради всего этого стоит каждый день работать и отдаваться любимому делу – не ради престижа, а ради отдачи. Эти отважные мореплаватели уверены, что у Черниговского региона великолепные перспективы для развития парусного спорта. Об этом они не перестают говорить и на своих собраниях в малюсенькой комнатенке. Главное – чтобы появилось желание гордо ходить под парусом и вкладывать в это деньги.
Оказывается, чтобы стать одним из них вовсе не обязательно быть яхтовладельцем и иметь в кошельке миллионы условных единиц. Просто приходите в яхт-клуб и изъявите желание стать его членом. Так сделали многие, начиная с 2011 года.
Предоставим слово Геннадию Добровинскому, стоящему у истоков черниговского яхт-клуба. В интервью он вспоминает, что сперва все это более походило на обычный кружок энтузиастов, объединяющий не более десяти человек. Толчком к его созданию стал всемирный финансовый кризис 2008 года. Некогда прибыльное занятие недвижимостью привело Геннадия к банкротству. Оказавшись на «нуле», он вдруг решил пойти ва-банк и реализовать свою давнишнюю детскую мечту – пойти под парусами. Сказано – сделано! На отложенные на «черный день» средства Добровинский приобрел швертбот «Месяц» и отправился в город Славутич, чтобы присоединиться к местному парусному клубу. Имеющийся у Геннадия на тот момент опыт хождения под парусами сводился к плаванию на лодке под парусом в год своего совершеннолетия.
Возможно, успех дела состоял еще и в профессионализме наставников. По мнению Добровинского, славутичский яхт-клуб является чуть ли не лучшим в Украине. В то время как население городка составляет до 30 тысяч человек, в акватории спокойно размещается около сотни парусных лодок. Но, кроме количества, как известно, важно и качество яхтенного ресурса. Спортсмены из Славутича – прекрасный пример сплава таланта, работоспособности и опыта, что не раз подтверждалось на мировых чемпионатах.
Повезло Геннадию и с группой поддержки. Методист «Центра туристическо-оздоровительной и воспитательной работы с детьми и молодежью» (город Чернигов) Владислав Кириченко стал надежной опорой и единомышленником Добровинского. Начитавшись в детстве приключенческих романов Жюля Верна, Кириченко также загорелся идеей и самому испытать приятное дуновение ветра на борту парусного судна.
Первой лодкой, которую стал осваивать Владислав, стал швертбот. Судно оказалось не очень молодым – 1961 года рождения (яхтсмены считают, что правильно говорить не «год выпуска», а «год рождения», как у человека). А вот судно № 2 господин Кириченко смастерил своими руками. Лучше и милее «Хильды» для него теперь никого нет.
В интервью Владислав признается, что сперва и Киевское море ему казалось необъятным. Но, совершив не один десяток переходов, он в какой-то момент осознал, что этого мало. Незабываемым моментом в своей жизни Кириченко считает старт в регате международного класса, в которой ему и Геннадию повезло встать на третью ступень пьедестала почета. Многим тогда казалось, что преодолеть 1200 морских миль – не для черниговских яхтсменов. Как же эти злопыхатели ошибались!
Фартовое судно для регаты предоставили коллеги из яхт-клуба Николаева. Весьма справедливо, что николаевские друзья и профессионалы из Одесской морской академии оказались на подиуме повыше. Тем не менее, бронзовые медали после трехнедельного испытания открытым морем для еще недавно любителей – мега-достижение. Напомним, что заниматься яхтингом черниговские ребята начали в 2011-м, а до призов добрались уже спустя два года.
Но больше всего обижает Геннадия и Владислава вовсе не зависть яхтсменов из других городов, а желание городской власти получить предвыборные бонусы на невероятном успехе земляков, к которому они не имеют ни малейшего отношения.
Насколько доступен парусный спорт в Черниговской области? Вопрос скорее риторический. Протекающая в этих краях Десна имеет 60-километровую береговую линию. Получить же землю для занятий парусным спортом оказалось почти невозможно, если бы не помощь одного из бизнесменов, предоставившего бесплатно небольшой участок неподалеку от впадения Стрижня в Десну. О миллионных заработках яхтсменов из Чернигова и вовсе не стоит думать – это миф. На самом деле эти энтузиасты за милую душу расстаются со своими доходами – только бы любимое дело развивалось. Они, не жалея себя, стараются передать свой опыт молодому поколению и доказать свою конкурентоспособность на соревнованиях любого уровня. В то время как городские элиты абсолютно равнодушны к стараниям своих выдающихся спортсменов. К слову, черниговские исполнители отказались от реализации утвержденного городским советом «Вело-гидропроекта». А ведь сколько инвестиций пошло бы в Чернигов, если б этот проект стал реальностью! Какая великолепная инфраструктура была бы создана! Какой толчок развитию парусного спорта и туризма был бы дан! Подумать только: да ведь площадь водного зеркала области – это приблизительно тысяча квадратных километров! Суммарно эта цифра превышает показатели многих крупных стран Старого света. Жаль только, что история не знает изъявительного наклонения.