Учитывая растущую стоимость прогулочных яхт, большинству продавцов придется проходить регистрацию в качестве плательщика налога на добавленную стоимость. Должен ли брокер регистрироваться для уплаты НДС, будет зависеть от суммы комиссии, которую он зарабатывает в течение двенадцати месяцев, а не от совокупной стоимости яхт, посредником для которых он выступал за этот период.
Продавцы
В контексте НДС яхта поставляется в том месте, где она находится на момент продажи.
Продавец яхт, зарегистрированный для уплаты НДС, должен будет начислить НДС на полную продажную цену яхт, которые он продает на территории Великобритании. Если он купил яхту у лица, зарегистрированного в качестве плательщика НДС, он может затем вычесть свой входной налог из своего выходного налога (который может включать НДС, уплаченный на другие коммерческие расходы) и отчитаться перед правительством за эту разницу. Данная схема может применяться, даже если яхта впоследствии будет отправлена продавцом в другое государство ЕС.
Если продавец сбывает яхту резиденту ЕС, который желает доставить яхту своим ходом в другое государство ЕС, продавец может продать эту яхту по ставке НДС в 0 процентов при условии, что покупатель доставит яхту в это другое государство ЕС в течение трех месяцев с момента покупки. После чего покупатель становится ответственным за расчёт НДС на яхту в государстве назначения. Это правило применяется к ‘новым видам транспортных средств’.
Если продавец поставляет яхту лицу, не являющемуся резидентом ЕС, которое желает принять яхту собственными силами за пределами ЕС, розничный торговец может продать яхту по ставке НДС в 0 процентов при условии, что покупатель доставит яхту в другое государство-член ЕС в течение шести месяцев с момента покупки. Если розничный торговец продает яхту лицу-резиденту ЕС, которое желает принять яхту собственными силами за пределами ЕС, розничный торговец может продать яхту по НДС в 0 процентов при условии, что покупатель доставит яхту в другое государство-член ЕС в течение двух месяцев после покупки. Эта форма экспорта известна как ‘Схема Отплытия’ и также доступна для продавцов подержанных яхт.
Риск для продавца от продажи яхты по ставке 0 процентов заключается в том, что если покупатель не доставит яхту в другое государство ЕС или не экспортирует яхту в соответствии с договоренностью, продавец остается ответственным за уплату НДС. Продавец также несет потенциальную ответственность, если покупатель подает заявку либо на схему ‘Новые транспортные средства’, либо на ‘Схему Отплытия’, а затем решает использовать совершенно другой вариант. Поэтому Государственное управление Великобритании по налоговым и таможенным сборам рекомендует розничным торговцам брать задаток с покупателей, желающих экспортировать яхту, для покрытия обязательств по НДС, который розничный продавец затем может вернуть покупателю после получения подтверждения того, что яхта была доставлена в нужное место.
Если яхта реализуется британским продавцом, пока она находится в другом государстве-члене ЕС, поставка будет производиться в этом государстве, и розничному торговцу, возможно, придется зарегистрироваться для уплаты НДС в этом государстве. Такие государства, как Испания, не имеют минимального порога, и любые поставки, осуществляемые в ходе ведения бизнеса в Испании, будут облагаться местным эквивалентом НДС.
Если продавец приобретает подержанную яхту у зарегистрированного лица, не облагаемого НДС, например, путем частичного обмена на новую яхту, розничному продавцу не нужно взимать НДС с полной цены перепродажи. При условии, что продавец соблюдает положения ‘Схемы маржи для подержанных товаров’, ему необходимо начислять НДС только при любом увеличении розничной цены яхты по отношению к стоимости приобретения.
Брокеры
Строго говоря, яхтенный брокер предоставляет брокерские услуги там, где находится яхта на момент продажи. Таким образом, только комиссионные, подлежащие уплате в отношении продажи яхт, расположенных в Великобритании, облагаются НДС. Однако это приводит к тому, что брокерские операции с яхтой, находящейся в другом государстве ЕС, могут рассматриваться как налогооблагаемая поставка в этом государстве. В таком государстве, как Испания, где нет порогового значения НДС, брокерская деятельность любой яхты, находящейся в Испании, требует от брокера регистрации и учета эквивалента НДС в Испании, даже если сам брокер находится в Великобритании.
НДС также представляет большой интерес для брокеров, поскольку НДС статус подержанной яхты может иметь большое значение для покупателя такой яхты. Брокеру часто задают вопрос, является ли подержанная яхта, выставленная на продажу ‘НДС уплаченной’, и от его ответа будет зависеть, удастся ли продать эту яхту.
НДС является проблемой для покупателей, потому что многие государственные налоговые органы ЕС заинтересованы в том, чтобы яхты, проходящие через их воды, имеют полностью уплаченный НДС и могут конфисковать яхту до тех пор, пока не будут представлены достаточные доказательства. Четкой причины, на то почему из всех видов транспорта власти так сосредоточены на яхтах, когда они уделяют мало или вообще не уделяют внимания таким транспортным средствам, как автомобили, если только это не связано с тем, что владельцы яхт имеют более богатый послужной список ‘нежелания’ платить НДС.
Хотя клиент брокера должен знать о статусе НДС своей яхты и иметь возможность предоставить подтверждающую документацию, многие этого не делают. Часто бывает так, что брокерам приходится консультировать своих клиентов по поводу того, какие доказательства продавец должен будет представить, чтобы удовлетворить покупателя в отношении НДС статуса яхты.
Любая новая яхта, впервые проданная в ЕС после 1 января 1985 года, должна была быть продана вместе с чеком с выделенным НДС. Яхты, которые были впервые проданы до 1 января 1985 года, считаются ‘уплатившими НДС’, если владелец может доказать, что яхта находилась в водах ЕС 31 декабря 1992 года. Такие доказательства обычно включают в себя квитанции о стоянке на пристани для яхт.
Яхта, которая была впервые продана за пределами ЕС и импортирована в ЕС после 1 января 1985 года, должна была иметь уплаченный в отношении нее НДС в момент импорта. Каждое государство ЕС имеет свой собственный метод оценки яхты, импортируемой через это государство, в целях расчета НДС, подлежащего уплате. Если импортируемая яхта является новой, власти Великобритании могут основывать свои расчеты на сумме, указанной в счете, но не обязаны делать это, если им кажется, что сумма счета не отражает фактическую стоимость яхты. Власти Великобритании также добавляют все ввозные пошлины к стоимости яхты до расчета суммы НДС, подлежащей уплате.
Нерезидент ЕС может временно ввезти яхту в ЕС без необходимости платить НДС, но это лицо не может продавать, одалживать или арендовать яхту. Яхту разрешено использовать только семье нерезидента импортировавшего эту яхту в страну, при этом судно может оставаться в ЕС только 18 месяцев в течение периода в 24 месяца.
Если яхта с уплаченным НДС экспортируется из ЕС и продается другому резиденту ЕС, появится необходимость снова оплатить НДС, когда яхта будет повторно ввезена в ЕС. Фактически, яхта с уплаченным НДС потеряет свой статус как таковой, если она перейдет в чужое пользование за пределами ЕС.
Самый простой способ доказать, что яхта имеет уплаченный НДС, заключается в получении счета-фактуры с выделенным налогом на добавленную стоимость на яхту или квитанции от Королевской налогово-таможенной службы. Договор купли-продажи между двумя физическими лицами не является доказательством статуса уплаченного НДС. Властям предлагается разрешить внесение статуса НДС для яхты в счета купли-продажи, но это будет служить лишь в качестве справки о статусе яхты (то есть не являться неопровержимым доказательством), поскольку в счетах купли-продажи не будет учитывать, например, возможность потери статуса уплаченного НДС яхтой в результате её продажи за пределами ЕС.
Существует ряд схем, которые позволяют владельцам яхт избегать уплаты НДС в полном объеме по отношению к своим яхтам. Некоторые из этих схем были одобрены налоговыми органами в различных странах ЕС, а другие – нет. Достоинства неутвержденных схем будут зависеть от структуры каждой отдельной схемы, но всегда существует риск того, что власти со временем попытаются их ликвидировать.