Что такое лодка? Контейнер для перевозки людей или сердце плавания под парусами? Средство, предохраняющее от воды или душа моряка? Если вам, все-таки, ближе вторые варианты, то милости просим поговорить о парусных судах.
Некоторые термины
Корпус небольшого парусного судна на первый взгляд не требует сложного описания, но, все же, здесь не обойтись без специальных терминов, коих немало. Рассмотрим некоторые из них, которые могут вызвать затруднение у начинающего яхтсмена. Все-таки, для уверенного управления яхтой без знания основной терминологии в “анатомии” лодки не обойтись.
Линия борта – это горизонтальная линия, которая образуется на стыке корпуса и палубы.
Планширь (или планшир) – горизонтальный деревянный брус или стальной профиль в верхней части фальшборта судна. То есть это уже конструктивная деталь.
Длина судна по ватерлинии – протяженность корпуса по линии, когда оно полностью загружено, то есть на нем весь экипаж и полный комплект оборудования. Если эта величина меньше длины по палубе, то имеются свесы (подзоры).
Носовое и кормовое заострения – передняя и задняя части корпуса ниже ватерлинии.
Угол килеватости – направленный вверх угол днища (если смотреть на яхту в поперечном разрезе).
Скуловое закругление – область перехода подводной скуловой части корпуса в надводную часть борта.
Скула – соединение днища и борта под острым углом.
Раковина – та часть днища, которая соприкасается с килем.
Завал – загнутая внутрь кривая бортов.
Отношение водоизмещения к длине ватерлинии
Водоизмещение – это вес и объем воды, которая вытесняется подводной частью лодки. Масса этого количества воды всегда равна массе судна, независимо от того, из каких материалов оно сделано. Отношение водоизмещения к длине ватерлинии (D/L) показывает, какая величина вытесненной воды рассчитана конструктором для протяженности конкретной ватерлинии. Чем выше значение этого отношения, тем шире и выше борта лодки, и она значительно удобнее. С одной стороны, чем больше показатель, тем лучше. Но, с другой стороны, чтобы сдвинуть такую массу с места, потребуется немалая площадь парусности. Если показатель отношения низкий, то и яхта будет отличаться “стройностью фигуры”. Конечно, на таком судне тесновато и не так удобно, зато требуется меньшая площадь парусов, да и по волнам она бежит куда более резво.
Как рассчитать это отношение: значение водоизмещения лодки в тоннах разделите на длину ватерлинии (в футах), умноженную на 0,01 (это произведение возведено в куб). Выглядит это так: D/L = водоизмещение/(длина × 0,01)3. Этот показатель варьируется от сверхлегкого (50-100) до очень тяжелого (400-500).
Для наглядности мы можем сравнить два судна: круизная яхта Westsail 32 и Beneteau 323 (она более современная). При одинаковой протяженности показатель отношения у Вестсейла – 425, а у Бенету – 152. Это говорит о том, что Вестсейл шире, массивнее, удобнее, но передвигается гораздо медленнее, чем Бенету.
Так или иначе, каждому яхтсмену стоит подбирать лодку “под себя” – ориентируясь, скорее, не на цифры, а на собственные ощущения и осознание того, с каким именно судном ему удастся подружиться.