Недавние события в Украине поставили мир в тупик. С каждым днём Россия становится всё ближе и ближе к бывшей советской республике. На момент написания статьи Россия не только признала независимость Донецкой и Луганской областей, но и направила миротворческие войска для стабилизации двух регионов.
Европа и США, очевидно, не согласны с действиями российского президента. Поэтому, чтобы противостоять его влиянию, лидеры США, Великобритании и ЕС наметили планы адресных санкций против физических и юридических лиц, базирующихся в России, которые связаны с поддержкой российских военных или близкими к президенту Владимиру Путину. Повлияют ли эти санкции на индустрию суперяхт?
Санкции, введённые Великобританией в последнюю неделю февраля 2022 года, дают представление о том, что может ожидать российских владельцев суперяхт. В Великобритании все активы, принадлежащие российским физическим или юридическим лицам (те, которые перечислены, это не общий указ для всех богатых россиян), будут заморожены, физическим лицам будет запрещён въезд в Великобританию, а находящимся в Великобритании физическим и юридическим лицам будет запрещено иметь дело с российскими физическими и юридическими лицами (опять же, перечисленными в списке) в любой форме.
Точно так же США нацелились на конкретных физических и юридических лиц в России, заморозив активы и запретив любому лицу в США вести с ними дела. Списки как США, так и Великобритании в настоящее время короткие, так как многие близкие к президенту России уже находятся в санкционных списках, введённых с 2014 года. ЕС, со своей стороны, работает над аналогичными санкциями, чтобы выступать единым фронтом.
Хотя сейчас санкции ограничены, и многие призывают к их расширению, уже создан прецедент в отношении того, как преследовать важных и богатых россиян. В настоящее время замораживанию активов подвергается ограниченное число российских владельцев, по сути, тех, кто ещё не попал под санкции и кто близок к российскому президенту. Но если события в Украине продолжат развиваться, будет введена дальнейшая заморозка активов. Яхты, курсирующие в водах, контролируемых странами, вводящими санкции, подлежат конфискации.
Но заморозка активов не повредит только российским владельцам. Российские суперяхты составляют 7-10% текущего флота. Широкая программа замораживания и конфискации активов фактически уберет эти суда с рынка. Вывод этих лодок из строя означает снижение активности на пристанях и верфях, что в конечном итоге приводит к сокращению экономического вклада флота в Европе и Соединённых Штатах, и что в равной степени сказывается на рабочей силе, сообществах и местном бизнесе.
Кроме того, санкции обычно запрещают физическим и юридическим лицам в западных странах напрямую работать со своими российскими коллегами. В большей степени, чем замораживание активов, это ограничение явно удерживает российских владельцев от европейского и американского бизнеса. Например, если ЕС расширит свой режим санкций, почти всем крупным верфям будет запрещено работать с российскими владельцами и вспомогательными компаниями над проектами нового строительства или переоборудования.
Санкции влияют не только на рынок новостроек. Как это может повлиять на чартеры? Чартерные суда и компании принадлежат гражданам России, на которых могут повлиять западные санкции, поскольку суда арестованы. Далее, что будет с гражданами России, занесёнными в чёрный список западными правительствами, которые хотят зафрахтовать судно? Всё это может указывать на дальнейшее продвижение в регионы за пределами Средиземного моря, где западные санкции не затрагивают граждан России.
За пределами непосредственно индустрии суперяхт возникают проблемы, когда речь идёт о финансировании. В прошлом санкции ограничивали возможности богатых россиян финансировать свои амбиции. Помимо явного запрета на доступ к западным финансовым учреждениям, санкции ограничили возможность погашения кредитов и увеличили вероятность дефолта. Могут ли санкции финансово дестабилизировать индустрию суперяхт, учитывая, что богатые россияне составляют значительную часть флота?
Одним из основных факторов нивелирования санкций является то, к кому они применяются. В настоящее время количество состоятельных и влиятельных россиян, ставших жертвами, невелико. Если затронуты будут лишь некоторые из них, то основная часть принадлежащего России флота сможет продолжать работать в обычном режиме. После первого набора санкций в 2014 году состоятельные россияне продолжали покупать яхты на рынке подержанных и новостроек, есть ли основания полагать, что эти санкции будут более жёсткими, учитывая более тяжёлую геополитическую ситуацию?
Тем не менее подобные санкции, похоже, будут усиливаться как по строгости, так и по количеству физических и юридических лиц, к которым они применяются. Санкции рассматриваются как хороший способ сдерживания агрессии, подрывая российскую экономику на сумму 50 миллиардов долларов в год (с момента введения санкций в 2014 году). Кроме того, с 2014 года российская экономика росла в 3-4 раза медленнее, чем в среднем по миру. Для правительств и политиков санкции приносят ожидаемые результаты, пусть и незначительные.
Санкции, очевидно, повлияют на способность отрасли вести бизнес. Таким образом, критический вопрос заключается в том, продержатся ли эти санкции после окончания конфликта? Прошлые раунды, похоже, длились бесконечно долго, однако для отрасли мы не можем предсказать, как будут развиваться будущие события. Мы не можем рассчитывать на радикальное изменение ситуации для состоятельных россиян.
В конечном итоге ситуация станет ещё одним вызовом для отрасли. Новый раунд санкций окажется более жёстким, чем в прошлом, и создаст новый климат кризиса, очень похожий на финансовый крах 2008 года и пандемию COVID-19. Успешное преодоление этого кризиса только укрепит отрасль и будет способствовать её становлению.