Получить права на управление судном или зарегистрировать яхту в Российской Федерации — достаточно сложная задача. В последнее время эта область яхтенной индустрии существенно развилась, но все равно остается не в очень хорошем состоянии. Достойные школы парусного спорта в России появились не так давно, и еще не до конца сформировались.
Школы парусного спорта и управления судами существуют на территории России достаточно давно, хотя ранее и не получали должного распространения. Например, в 1876 году на территории Санкт-Петербурга была основана школа «Петербургские Мореходные классы». Именно с этого заведения началась история обучения управления лодками в Российской Империи. Спустя два года после этого события школа была основана в Самаре. Спустя некоторое время Петербургские мореходные классы были реорганизованы и получили названия «Макаровское морское училище». В нем обучали капитанов для парусных судов с коммерческой целью, однако уроки для обычных лодок продолжали проходить достаточно долго. Там собирались любители, желающие улучшить свои навыки управления яхтами.
Далее школы парусного спорта развивались достаточно медленно: следующая важная вещь для развития учебных заведений по парусному спорту появилась в 1968 году — книга «Школа яхтенного капитана». Данное литературное произведение стало базой для системного образования только спустя практически двадцать лет – в 1983 году. По книге обучались члены Спортсудорегистра и ВФПС.
После развала СССР данные заведения прекратили свое действия, и были вновь созданы только в 2009 году.
Основа обучения состояла из трех главных программ — дальневосточной, московской и петербургской, которая была разработана в 2005 году. Последняя стала базовой.
Программы обучения
На данный момент система обучения, которую предлагает ВФПС для парусных школ, серьезно отличается от оригинальной. Она состоит из трех групп, в каждой из которых объединились четыре программы:
- Первая группа создана специально для юных яхтсменов или начинающих. Программа создана специально для того, чтобы новичок сумел овладеть всеми азами яхтинга и получить право управлять разными типами парусных судов. Одна из четырех программ является аналогом иностранной Competentcrew. Скорее всего, новая программа обретет немалую популярность среди новичков в парусном спорте.
- Вторая группа необходима для повышения квалификации любителей яхтинга, знакомых с азами и уже получивших опыт управления судном. Существует несколько программ обучения моряков, начиная с рулевых дневного плавания и заканчивая капитанами океанского плавания. Несмотря на это, главной программой для обучения является рулевой дневного плавания. После нее ученики могут заняться и другими программами.
- Третья группа не относится непосредственно к яхтам. В ней присутствуют программы для обучения виндсерфингу, буерному спорту и так далее.
Организации и их функции
Стоит отметить, что в ВФПС не обучают людей. Они занимаются разработкой и аккредитацией парусных школ. И данная организация является не единственной в своем роде.
На данный момент на территории России существует три организации, которые занимаются регистрацией яхт: Министерство транспорта, ГИМС МЧС и ВФПС.
Ситуация с ними сложилась весьма запутанная, однако в реальности она довольно простая.
Минтранс предоставляет услуги регистрации коммерческих судов, то есть предназначенных для сдачи в аренду или перевозки посетителей. Именно из-за этого организация требует соблюдать серьезные меры безопасности.
В ГИМС яхты регистрируют в том случае, если судно необходимо для совершения прогулок, не участвую в соревнованиях. Кстати, эта организация может выдать права без проведения испытаний, если у вас есть документ от ВФПС.
ВФПС необходимо для судов, которые принимают участие в регатах, проводимых на территории РФ. Кроме того, права, выданные этой компанией, являются международными, в отличие от того же ГИМС.