Перед выходом в море каждый яхтсмен придерживается особых ритуалов. Для кого-то эти странные явления могут показаться полным бредом, но для других это важные моменты.
Люди и ритуалы
Жил-был на свете интересный человек, и звали его Вольфганг Краус. Австриец считал, что в море отправляются скучные люди. Легендарный автор издания Yacht часто вызывал улыбку, комментируя публикации в журнале. Но он отчаянно пытался донести до читателя, что моряк должен понимать знаки Вселенной, посылаемые ему сверху, чтобы он мог обезопасить себя от злого рока в борьбе с морской пучиной. По его мнению, разного рода намеки от природы обязательно распознает чувствительное сердце.
Краус частенько озадачивался проблемой нехватки моряков-чудаков, веривших в суеверия перед отправлением в морские странствия. Публицист напоминал о прадедах, «морских волках» прошлых эпох, придерживавшихся странных обычаев, находясь наедине с морской бездной. Подобные исторические факты интересовали журналиста. В качестве яркого доказательства наличия ритуалов на борту Вольфганг приводил рассказы о странном адвокате Вестхофе, занимавшемся расследованием уголовных преступлений в столице Германии в 20-е годы прошлого века.
Юрист полностью отрекся от новостей об экономическом кризисе, шагающем по немецкой земле, беспощадно и постоянно напоминая о катастрофе Великой Отечественной войны. Адвокат предпочитал хранить себе верность, выбрав однажды до войны определенный имидж, и с тех пор он придерживался его. Каждый уикенд этот удивительный человек прикатывал на «Майбахе» в яхтенный клуб вместе с водителем. На территории Щецинского яхтенного сообщества была пришвартована его лодка, гафельный кеч «Оботрит». До приезда хозяина лодки боцман Юлер все семь дней старательно начищал бока судна.
Можно ли назвать индивида большим оригиналом, если он просто жил после войны так, как делал это до военных действий в стране? Вестхоф действительно прослыл оригиналом из-за необычного, повергающего в шок окружение, поведения на судне. На борту адвокат погружался в ряд странных ритуалов, в которых помимо самого капитана участвовал весь экипаж. Работа, отношения строились на борту нетрадиционным образом: оригинальная церемония поднятия флага, вкус шерри-бренда перед выходом в море ради задабривания Нептуна в 11.00 утра. Плюс – команда царапала мачту в штиль, чтобы нагнать ветерку да двинуть в путь. Такие вещи казались немыслимыми для взрослого мужчины, отправившегося в нелегкий морской путь, где могут поджидать шторма, страхи, голод и прочие неприятности. Отказаться от заведенных однажды обычаев капитан не мог.
Выйдя на пенсию, публицист не изменил привычкам дома. Особенно часто моряки вспоминали, как Вестхоф трогательно относился к навигации, буквально как к Священной книге верующие – с почтением и благоговением.
На протяжении жизни Вестхоф фиксировал на бумаге пройденные маршруты, намечал те, что предстоит пройти, каждый отрезок дистанции отмечая особым образом. Для этого шкипер даже вел особенную тетрадь.
Постепенно тетрадка превратилась в так называемый «гроссбух» с часто задаваемыми вопросами и ответами на них. Любой моряк, заглянувший в тетрадь, мог узнать подробности прохождения конкретного участка в море на «Оботрит». Он называл важные вещи «аффилированными принадлежностями», одушевляя их, таскал их всюду с собой: набор девиационных схем, треугольник, линейку. Вестхоф всегда четко мог указать, как идти, какого курса придерживаться, взглянув в свою спецкнижицу. Порой ему достаточно было заглянуть только в начало книги, как он мгновенно отыскивал подходящий ответ. Мели и глубоководья он мог показать с завязанными глазами, почти всю тетрадь выучив назубок.
Немецкие привычки
Множество ритуалов, применяемых Вестхофом, вполне имеют право на жизнь и подражание. Разве плоха традиция вести тетрадь наблюдений в пути? Такой подход оправдан: практично и целенаправленно с мыслью о перспективных хождениях по воде! К тому же, с тетрадью спокойнее проходить сложные места, в первую очередь, в психологическом плане. Ведение тетради – некий способ снятия напряжения. Зачастую традиции, принятые на корабле, созданы с целью избавить матросов, шкипера от напряжения.
Наиболее популярный образец традиций в Германии на флоте – кепки команд лодок «Рубин». Вряд ли в мире яхтинга можно встретить подобные примеры, когда все лодки гоночного типа Ганса-Отто Шумана названы «Рубинами». Костюм с названием надевает матрос, больше всех провинившийся за день гонки или хлебнувший шерри из капитанской кружки.
Такие интересные обычаи можно нередко встретить в морской практике. Еще один яркий пример из жизни матросов. Один шкипер из Австрии на моряка, допустившего гигантское количество ошибок, надевает повязку на руку. В обычной жизни такая повязка встречается у слабовидящих людей. Поклонники яхтинга, наблюдающие за гонкой, нередко удивляются, что делает слепой на борту гоночного катера. Правда, капитан вечером угощает команду джин-тоником на «свои кровные», и все недопонимания между коллегами улетучиваются. Хотя в целом подобные сюрпризы отдают положительный воспитательный эффект: матрос станет меньше ошибаться в будущем.
На борту яхты из Гамбурга Jutte капитан тоже установил некоторые хитрые ритуалы. У команды даже «поселился» талисман в виде резинового крокодила Олло. Он мирно «посапывает» в подпалубном гнездышке, молча взирая на воду в марине. У этого талисмана даже имеется персональный спасательный жилет, страховочный трос, чтобы он не смог никуда ускользнуть с палубы во время шторма или попадания волны на борт.
Чем дольше Олло находится на борту, тем он становится выше рангом. При этом повышение по «службе» сопровождается особой церемонией награждения с радостными возгласами матросов. В конце церемонии капитан разливает по бокалам команды шерри. В итоге рептилия уже 11 лет ходит в море, поддерживая моряков, теперь дослужившись до статуса главного боцмана.
Насколько вероятны шансы Олло стать офицером морфлота? Пока на этот вопрос команда затрудняется ответить. Только перспективы у «парня» хорошие. Капитан и команда повышают его статус за прекрасное поведение во время очередного шторма. В результате самый сложный день морякам удается пережить с мыслью о том, что впереди их ждет церемония награждения Олло, радость и смех. Так что остаться в живых, не угробить лодку – главная миссия матроса. Получается колоссальная эмоционально-психологическая разрядка, поддерживающая дух команды. Трудный час наедине со стихией удается пережить легче.
Игры на кораблях
Встречаются на лайнерах другие ритуалы, более практичные, полезные на маршруте, призванные решить конкретные проблемы технического характера. Как очистить борт от остатков провизии быстро? Ответ на этот вопрос придумали на учебном судне Академического парусного союза в Киле, когда оно возвращалось из Иерусалима. Тащить домой остатки продуктов не так интересно, как начатую бутылочку рома. Между членами команды решено провести конкурс. Каждому участнику похода капитан дает полминуты, чтобы унести продукты, которые он захочет. Матрос, не успевший это сделать, остается у «разбитого корыта».
В том же союзе на флагмане Petervon Danzig играют иначе. Главная цель игры – быстро отмыть яхту, навести порядок во всех уголках. Бильго – слоник из пластика, следящий за порядком на борту. Для проживания слоника отвели льялы, но конкретного места его расположения капитан никому не говорит. Только если вдруг Бильго появится у матроса в каюте, значит, порядок. Но чтобы его найти, надо навести этот самый порядок. Также поступает и другая команда, пришедшая на смену.
Для многих капитанов давно стало понятно, что подобные ритуалы помогают дисциплинировать экипаж, поддерживать на борту надлежащий рабочий ритм, содержать трюмы в чистоте и не сломить дух экипажа в тяжелые минуты на корабле.
Ритуалы способствуют сближению членов экипажа, выступают мотиваторами для стремления к достижениям.
Знаменитый талисман
Уникальная история о ритуале с красными носками знаменитого Питера Блейка стала притчей в языцех. Пять раз харизматичный гонщик участвовал в мировой регате Whitbread вокруг света «Сидней-Хобарт», два раза побеждал Кубок Америки и постоянно носил в эти минуты красные носки. Спортсмен верит в их магическую силу, потому его супруга складывает в рюкзак эти «везучие носки». Команда обязательно следит, чтобы он их не забыл надеть в решающий момент гонки.
Талисман реально срабатывал. По словам Питера, выиграв Whitbread Round the World Race, отыграв отставание, его команде удалось сделать немыслимое. Отчаяние уже вползало вкрадчиво в душу матросов во Фримантле, когда они отстали аж на 35 миль. Но тут штиль, и коллеги скомандовали капитану быстро надеть красные носки. О, чудо! Без ветра лодка вышла вперед, обогнав соперников.
В Новой Зеландии особенно почитают парусный спорт и с большим уважением относятся к подобным ритуальным вещам. Жители верят, что талисманы обладают магической силой, способной спасать людей. Особенно эта вера укрепилась после победы новозеландцев в регате на Кубок Америки (1995), когда во время гонки удалось из носков сделать хит продаж. За 7 дней люди собрали больше 1 млн. долларов.
Интересный факт! Только одна гонка была проиграна – когда красные носки капитан не надел.
Победу праздновали широко и в красных носках, все, как один: от премьер-министра до овечек в зоопарках. Блейк уже ушел из жизни, но традиция его жива и только крепнет. В стране установили День красных носков, и в 2015 г. его отмечали в 20 раз. В этом государстве в сотнях школ, на предприятиях отмечают лучших работников и учеников. Фактически красные носки стали символом страны. Блейк носил их на регатах, задав тренд по всей стране.
Ритуальный символизм
Для многих яхтсменов ритуалы стали особенным шагом перед выходом в морские походы. В них верят матросы, им поклоняются капитаны, не игнорируют простые люди. Мистический символизм, присутствующий в талисманах, обрядах, манит. Неважно, сумеет в него поверить или нет человек, но на лодках такие порядки заведены. Доказательство тому – следующий пример.
Живет на свете Уилл Мункер, посвятивший жизнь изготовлению парусов. Житель Киля предпочитает стучать по дереву при неблагоприятном прогнозе от метеорологов. По его словам, так он успокаивает фортуну и ублажает морские божества. Этот пример относят к языческим ритуалам с христианской направленностью. Но удивительного ничего нет, ведь многие моряки перед выходом на тропу волны склоняли головы в молитве. Так на яхте «Андромеда» матросы при первом владельце, промышленнике Джоне Х. Плеттенберге читали молитвы, собираясь в салоне в штиль. Капитан-собственник лодки сам читал священную книгу, аккуратно перелистывая странички. Каков был результат, об этом история умалчивает.
Заводя речь о своеобразных обычаях, поднимающих дух команды, стоит вспомнить о невиданной энергии, исходящей от музыкальных произведений. В святость такого ритуала верят южноафриканские моряки, например, с лодки Shosholoza, участвовавшей на 32-й регате Кубка Америки (2007).
Заметка! Shosholoza является произведением народного фольклора у африканцев. Название произошло от зулусов, которые этим термином обозначали путь вперед.
По мнению Тима Крегера, гонщика профессионального класса и руководителя экипажа, все сложилось воедино: дух команды, песня, название катера. Моряк не верит в случайности подобной находки. Когда решили взять это название, на команду решение произвело громадное впечатление. Все в один миг осознали единство, назвав даже «единым организмом» с бортом. С той поры, точнее с 1995 г., команда и лодка стали символом для побед южноафриканцев в регатах. Причем такие суда оказывались в лидерах.
В 2007 г. шкиперы из Южной Африки на своих парусниках заслуженно получили положительные отклики и огромное количество зрительских симпатий за придание порции страсти, эмоционального огня соревнованиям. Практика и холодный расчет отошли тогда на второй план, ушли стереотипы, касающиеся приема темнокожих гонщиков к элитному классу гонок. Это была настоящая победа над устаревшей идеологией. На весь мир транслировалась знаменитая африканская песня, зажигая в сердцах любовь и страсть к парусному спорту, пробуждая гордость за принадлежность к этому виду спортивных состязаний.
Ритуалы на борту – не блажь, прихоть избалованных мальчиков. Это действительно нужные, ценные помощники сильных духом мужчин, которые умеют преодолевать трудности, не изнывая в пути от жары, воды и холода. Да, они сильны, физически подготовлены, но такие талисманы, обряды, обычаи помогают им справиться, держать дух на высоте. Истинная прелесть сильного мужчины в том, что он не боится показаться нелепым, даже смешным. Над ним же смеется всегда тот, кто делает это последним!
К суевериям на борту лучше отнестись как к запрограммированному культу, его нужно и важно принять. Тем более, что многие ритуалы носят чисто практический характер, направлены на наведение порядка на борту, ведь беспорядок мешает в пути, не способствует достижению цели. Да, порой доходит до забавных курьезов, но ведь и смех на борту воспринимается как целебное лекарство от уныния, тоски по дому, страхов перед штормом.
Возвращаясь к Вольфгангу Краусу. Неужели он оказался прав, что море теперь наполнено «скучными матросами»? Пожалуй, так нельзя говорить. Современные мореходы все больше стараются скрыть страх под невидимой вуалью бесстрашия. Только и сейчас встречаются люди, которые надевают красные носки, хранят резиновых рептилий на палубе и пьют бренди, чтобы задобрить Нептуна…