Краснодарский край становится привлекательным местом для развития инвестиционных стартапов. Дебютные шесть проектов, согласно предварительному анализу, нуждаются во вливании 600 млрд. рублей. Власти планируют организовать четыре стоянки в акватории города Сочи, другие – в курортном поселке Джубге и на территории небольшого населенного пункта Криница. Инженеры уже начали работать над дорожной инфраструктурой многообещающего объекта. Но эксперты считают, что в рамках одного региона проект не способен выжить, и тем более, нормально функционировать. Проект оптимально организовывать совместно с крымскими предприятиями, портовыми организациями. Об этом говорилось на Всероссийском туристическом форуме «Открытый Крым».
Проблемы инфраструктуры
Недостаточно создать одну-две марины, нужна единая глобальная сеть. По результатам международной практики, для любителя парусного путешествия, отправляющегося из пункта А в пункт Б на дальнее расстояние, важно пройти 20-30 миль, находясь на лодке в безопасности. В дальнейшем ему нужно войти в портовую гавань для комфортного отдыха и полноценного восстановления техники. Нынешние объекты на черноморском побережье, входящие в инфраструктуру, не предусматривают интенсивный яхтинг. Например, на отрезке от центра Сочи до области бухты Геленджика, это 90 морских миль, нет гаваней, где можно скрываться от шторма. Переход для судов любительского класса слишком опасен в этой зоне.
Второй проблемой стал дефицит мест на стоянках. Ныне действующие (из них только две оборудованы современной аппаратурой: Сочи Гранд Марина и Имеретенский яхт-порт) способны принимать 600 парусников. Разумеется, этого мало! В районе официально зарегистрировано 2 000 катамаранов, но в сезон это количество стремительно тянется вверх. Потому найти место для «паркинга» в море трудно.
До 60-70 тыс. рублей ежемесячно вынуждены платить яхтсмены за аренду стоянки. Зима – время снижения цен до 40 тыс. на воде, 30 000 р. на побережье. За рубежом арендные услуги стоят не так дорого. В связи с этим собственники перегоняют яхты за границу и там пережидают время. Но в Турции помимо работающих гаваней, в маленьких бухточках организовали сервис так, чтобы владелец лодки не платил отдельно за причаливание. Достаточно пообедать в местном кафе у причала, заказав комплексный обед. Здесь можно поменять гардероб, привести себя в порядок в душе и вернуться на судно для ночевки.
Утром можно отправиться в другую гавань, пользоваться аналогичной схемой швартовки.
В России каждый человек с суперяхтой ошибочно воспринимается в качестве денежного толстосума. Этот стереотип порядком надоел, ведь под парусами ходят не только состоятельные люди. В ряде случаев человек покупает проект, несколько лет занимаясь строительством лодки. Парусный клуб «Переплут», к примеру, образовали любители дальних маршрутов на море, не являясь представителями богатого сословия.
В 2018 г. собственник лодки 1990 г. постройки пришел к Владимиру, показав, что его лодка видавшая виды. Но после ремонтных работ судно участвовало в регате «Золотое кольцо Боспорского царства», выступив в качестве участника гонки от Геленджика до Севастопольской бухты. В итоге появилась идея объединения любителей строительного дела и морских турне. Для оплаты содержания судна и швартовки эти люди объединили усилия. Однако учитывая, что этот вид отдыха только зарождается в РФ, на пути развития таких клубов встречается огромное количество серьезных препятствий. Главный камень преткновения – бюрократия. В Краснодарском крае большая часть стоянок расположена в границах портов. Правовые нормы, которые распространяются на крупногабаритные суда, действуют и в отношении маломерок.
Приходится платить портовые сборы, бегать за допуском к плаванию. Это прорехи законодательной базы. Нормативные стандарты, которые приняты в сфере парусного перемещения, устарели и разработаны во времена СССР. Тогда коммерческую подоплеку использования яхт даже не рассматривали. Кроме того, немало сложностей возникает из-за близости государственной границы. Судно в обязательном порядке должно встать на учет у погранслужб. Яхтсмен обязан согласовать выход в море, предупреждая пограничников за 2 часа до выхода.
Будущее яхтинга в Краснодарском крае
В настоящее время при губернаторе создана рабочая группа, подготовившая письмо. В послании говорится о необходимости переноса погранзаставы на 2 мили. Тогда крейсера смогут без препятствий курсировать вдоль береговой линии. Крым воспринял эту идею «на ура», воплощая ее в реальной жизни.
Подводным камнем для продвижения яхтинга считается слабая техническая база для строительства лодок. Яхту можно купить в Турции по сниженным ценам, но таможенные пошлины заставляют лодку обрасти внушительной ценой. Потому перегон лодки из Турции невыгоден.
Вполне понятным явлением стало участие российских яхтсменов в турецких парусных соревнованиях.
В результате частно-государственное партнерство может выступить актуальной и хорошей базой для развития российского парусного спорта. Геленджикский морской порт уже подвергся мощной реконструкции, где заработает марина на 200 суперяхт. Строится концертно-выставочный центр, гостиницы, СПА, фитнес-комплекс. Договор на строительство порта для приема маломерных судов в Туапсинской гавани уже подписан. Эксперты считают, что яхтсмены входят в категорию туристов из серии «Лакшери» и «Премиум». Это люди, путешествующие авиалайнерами, являющиеся частыми завсегдатаями спа-центров и ресторанов, фешенебельных отелей и готовы купить виллы у порта. То есть эти отдыхающие готовы раскошелиться в 1,5 раза больше по сравнению с остальными туристами.
В связи с этими аналитическими данными, напрашивается простой вывод: подобная инвестиция денег в эту категорию граждан «чревата» хорошими дивидендами.
Между тем, в Министерстве курортов Краснодарского края и отделе архитектурного бюро пересмотрели планировку побережья Черного моря. Планируется построить 15 марин, 12 из которых расположатся в Туапсе, 2 в Анапе и одну марину выстроят в Новороссийске.
Эти новые объекты займут место в генплане края.