Не всем яхтсменам, которые пытались пересечь Атлантику, удавалось сделать это даже на лучших кораблях с качественным радиолокационным оборудованием и превосходным экипажем. Однако Мэтт Кент поставил перед собой нелёгкую задачу – пересечь океан на небольшом судне с миниатюрными габаритами. Ранее он работал на Niagara – 200-футовый парусник встретил начинающего яхтсмена огромными мачтами, непослушными парусами и немытыми полами. Однажды он захотел большего…
Мысль о том, чтобы покорить Атлантику на весьма маленькой яхте, пришла в голову морским путешественникам ещё в прошлом веке. К примеру, в 1968 году рекорд был поставлен Робертом Манри, который пересёк океан на борту Tinkerbelle —миниатюрной яхты всего в 4,1 метр. Следующий рекордсменом стал Вилен Хьюго в 1993 году, когда он постиг морские широты на 162-сантиметровой лодке под названием Father’s Day. Результат этого яхтсмена поразителен – до сих пор никто не провёл в океане 106 дней, путешествуя на корабле таких размеров. В 2002 году отличился капитан Vera Hugh II. Том МакНалли управлял 90-сантиметровой лодкой, но его отваги было недостаточно – к успеху смельчак так и не пришёл.
Мэтт Кент, зная о достижениях других моряков, загорелся собственной идеей о том, чтобы сконструировать миниатюрную яхту и сразить на ней Атлантику. Безусловно, это непросто, но проект «Undaunted», разрабатываемый с 2012 года, обречён на успех и, скорее всего, он обеспечит новый абсолютный рекорд.
Подробнее об Undaunted
Проект Мэтта Кента выделяется нетрадиционным устройством – 42-дюймовая лодка чем-то напоминает коробку, но такой вид не мешает ей быть устойчивой к крену. Что касается высоты борта, то это 5 футов, в то время как свинцовый балласт достигает 317 кг. На корабле два паруса: один прямоугольный – 4,6 м2, другой – треугольный в 2,5 м2. Корабль Undaunted, его ещё называют Бесстрашный, не кренится на борт, как это иногда бывает, а на нос – таким образом при ветре судно продолжает плыть вперёд, не испытывая лишней качки.
На борту яхты отсутствует автопилот, зато есть 2 массивных пера руля – управлять судном на скорости в 2,5 узла вполне комфортно. Румпель находится внутри.
Одна из отличительных особенностей Undaunted – отсутствие двигателей, что встречается не повсеместно. Вместо них – ножные насосы, работающие «в союзе» с солнечными батареями. Это, конечно, не самый лёгкий и практичный вариант, но механический генератор, а также аккумуляторная батарея (105 А·ч) выручают яхтсмена. Для питьевой воды предназначена 151-литровая ёмкость.
Вопрос водных ресурсов особенно важен для Мэтта Кента – он позаботился о том, чтобы изначально на борту был запас пресной воды на целый месяц. В том случае, если возникнут проблемы с опреснителями или вручную не удастся управлять насосом, путешествовать на Undaunted станет в разы труднее.
Бесстрашный, он же Undaunted, начал испытываться в 2016 году. Пробное путешествие провели на о. Эри в октябре – с 23 по 26 число. У яхтсменов теплилась надежда на хорошую погоду с попутным ветром, но, увы, этого не случилось – вернуться на следующий день после старта оказалось непросто. Виной тому вновь погодные условия – полный штиль был уничтожен 20 узлами ветра с изменчивым направлением. В таких условиях Мэтт был вынужден плыть очень неравномерно и медленно – где-то он даже сходил на мель, где-то двигался быстрее, но всё это напоминало «перебежки».
Определённо, пробные испытания прошли не так хорошо, как хотелось Кенту, однако он утверждает, что это «бесценный опыт». Ему удалось узнать, как корабль ведёт себя на воде – Undaunted целенаправленно идёт вперёд. Даже с учётом того, что нужно держать стабильно скорость – с этим он тоже справляется.
Несмотря на то, что яхты, имеющие форму коробки, пользуются минимальной популярностью среди морских путешественников, иногда этот вариант довольно выигрышный. Вместо ходкости лодка получает другое свойство – очень даже полезное – ей по силам справиться с любым штормом. Жертвы в плане скорости и длины стоят новоиспечённой безопасности Undaunted.
В тесноте да не в обиде?
Небольшие габариты Бесстрашного так и намекают на тесноту внутри – Мэтт рассказывает, что нахождение на борту иногда причиняет множество неудобств, но рекорд того стоит. Хочется посидеть и расслабиться? Только прямо или же по диагонали – иначе никак. Капитан понимает жертвы такого рода, стараясь создать уют другими способами, ведь на корабле придётся провести множество времени в любом случае.
Кент позаботился о прохладе на борту – прежде всего, это белый корпус яхты, а также отсутствие изоляции у подводной части корпуса, что позволяет сохранить приемлемую температуру за счёт алюминия и его проводящих свойств.
Мачта многофункциональна: чтобы сохранить хоть какое-то свободное пространство, она служит местом для радиолокационного отражателя, ходовых огней, антенны AIS и вентиляционного канала.
Кейс от Pelican – ещё одна попытка Мэтта сохранить любой доступный сантиметр пространства. Он находится на левом борту, выполняя функции навигационного стола, одновременно являясь также основным столом, расположенным в кают-компании. Также в кейсе могут храниться инструменты и оборудование, его можно адаптировать под развлечения и активный отдых.
Мэтт готов к покорению морских глубин в одиночку – он понимает, что места не так уж и много, однако шаг за шагом ему удаётся создавать уют и приятную обстановку. Как? Постепенно подготавливая корабль к путешествиям, он всё больше считает его комфортным и в некоторой степени «домашним», что очень важно для длительных плаваний. Кент рассказывает, что в его жизни уже были моменты уединения с собой – он проводил годы в лесах и оставался на Гватемальских островах совсем один. Тем не менее, яхтсмен утверждает, что забыть о других людях невозможно. Как оборвать с кем-то контакты, когда вокруг такое количество цифровых приборов?
Правильное питание и здоровье яхтсмена на воде
Позаботиться о провианте – то, что должен сделать чуть ли не в первую очередь тот путешественник, который собирается в долгий и дальний путь. Мэтт выбрал для себя обезвоженные продукты в сочетании с высококалорийными коктейлями – 106 тысяч ккал. Ещё 160 тысяч – это орехи, фрукты, подсолнечное масло. В том случае, если в плавании Кент проведёт четыре месяца, его дневной рацион составит 2000 ккал.
В некотором смысле это своеобразная диета – обычно люди готовят полноценные завтраки, обеды и ужины для себя, но еда яхтсмена не должна требовать приготовления, потому как это отнимает и драгоценное время, и столь важные силы и энергию. Поэтому Мэтт рассказывает, что в его рационе будут преобладать протеиновые смеси, арахисовое масло и Нутелла, различные питательные батончики и супы, сушёные фрукты, тушёнка и макароны. Несмотря на то, что готовить путешественнику не приходится, на борту предусмотрен кипятильник в 12 вольт. Если заряд батареи позволит выпить чай или кофе, сделать суп, то это только в плюс – по времени нужно не более 2 минут.
Попасть в океан – так ли это просто?
Береговая охрана всегда начеку: блюстители закона всегда следят за яхтами, которые пересекают границы и не только. Поэтому тогда, когда Вилен сделал попытку покорить Атлантику, это ему не удалось – первая проба 1993 года не удалась, так сказать, из-за лишних глаз, поэтому успех настиг яхтсмена только в Канаде. Мэтт, в свою очередь, решил пересекать океан, приняв во внимание опыт Вилена. Кент направится на запад с востока, стараясь при этом не мешать другим морякам. В любой момент путешественник сможет вернуться к берегу – за ним придёт отдельная лодка при необходимости.
Среди мер безопасности – использование специального оборудования. На борту находится аварийный радиобуй, а также AIS. Спутниковый телефон позволит Мэтту всегда быть на связи и получать поддержку с берега.
Впервые в океане
Undaunted и его капитан не сдаются. Кент решился на повторное плавание в декабре 2017 года, исправив проблемы с плавучестью. Тогда Мэтт был полон сил и энергии для того, чтобы смело покорить Атлантику, выйдя из бухты Гомера. Тем не менее, яхтсмен и команда Little Boat Project встала перед бюрократическими преградами. Получить разрешение от таможенной службы оказалось не так просто – владельцы частных лодок, особенно небольших размеров, должны учесть 15 пунктов требований, выдвинутых местными властями. Плавание оказалось под вопросом, потому что отсутствовал страховой полис (необходимо оформить его как минимум на 300 тысяч евро), а также не было документа, который подтверждал бы согласие береговой охраны США на путешествие яхтсмена. На данный момент ситуация решается – Мэтт Кент и Little Boat Project не хотят останавливаться на достигнутом. Ещё немного и они вновь восстановятся на дистанции!