Миниатюрная девушка с потрясающей внешностью модели, мастерски управляется с буксировочным судном, мощностью в несколько тысяч лошадиных сил. Единственную женщину-буксировщику дальневосточной флотилии называют царицей буксировочного флота. Оксана Спивак является старшим помощником буксировочного катера «Добрыня», который считается мощнейшим буксиром в своем порту.
Утреннее приветствие
Каждое утро капитан буксира присутствует своих земляков, которые пробуждаются от ночного сна фотографиями восхода солнца в портовой акватории. Фото рассветов женщина выкладывает в социальных сетях. В то время, когда горожане завтракают, собираются на работу и в школу, капитан выводит буксировочное судно, носящее имя былинного богатыря в акваторию бухты Золотой Рог. Бухта оправдывает свое название, потому что в час рассвета бухта, залитая солнечным светом, сияет золотом.
Солнечные лучи, скользя по воде и льдинам акватории отражаются на красивом маникюре женщины-капитана. Она уверенно управляет огромной махиной, передвигая рычаги на приборной панели. Оксана рассказывает, что когда ей предложили эту работу, она подумала, что женщина и буксир несовместимы. Но, решила попробовать и привыкла, а потом полюбила эту профессию. «Добрыней» не просто управлять, поэтому у Оксаны не сразу получилось.
Помог ей в этом нелегком деле капитан судна и команда штурманов.
Этим буксиром Оксана управляет год, а раньше Оксана подменяла капитанов буксировочных судов в рыболовецком порту. Сейчас у Оксаны постоянное место работы в торговом порту. Ей не сразу доверили управление «Добрыней», были другие буксировочные катера. Для работы на могучем катере с богатырским названием Оксане пришлось учиться управлять специальными навигационными приборами.
Основная задача буксировочных катеров – швартовка разных судов к пирсам. Буксир, которым управляет Оксана Спивак, делает это лучше всех. Катер оснащен специальными винтами, которые позволяют полностью поворачиваться вокруг своей оси. Это весьма удобно в бухте, где стоит множество различных судов. Размеры судна не очень велики: ширина судна десять метров, длина двадцать шесть. В «Добрыни» три тысячи лошадей, он способен развить скорость 12 узлов, для бухты вполне достаточно. Уникальность буксира в том, что он способен функционировать среди крупных льдов, что является незаменимым и весьма полезным качеством для буксировочного катера.
Круглосуточная работа
Круглосуточно кипит деятельность в порту, связано это с тем, что корабли круглые сутки и в ночное время и дневное приходят в порт и уходят из него. Буксиры также работают круглые сутки. Пересменка проходит в восемь утра ежедневно. В обязанности капитана, который принимает вахту на предстоящие сутки, входит осмотр судна, проверка работоспособности всех систем. Это является обязательным условием принятия вахты, потому что буксировочное судно работает круглосуточно.
Капитан буксира тесно сотрудничает с лоцманом во время своей работы. Лоцманские знание и опыт бесценны в этих трудных условиях. Например, в узких проливах или в порту и на его подходах. Работа капитана тоже непроста. В первую очередь, капитан обязан прекрасно знать лоцию и регламент нахождения в порту-приписки, а также законодательства различных стран и мастерство стремительно ориентироваться в обстоятельствах, которые меняются постоянно.
Чтобы аккуратно и бережно, но быстро и без происшествий поставить буксируемое судно к причалу необходимо чувствовать его и собственное судно-буксировщик. Работает буксировщик во всякую погоду. Ему все нипочем, ни ураганный ветер, ни большая волна, ни нулевая видимость, ни сплошной туман и проливные дожди.
Даже в зимнее время, когда стоит лед, буксировочный катер трудится как обычно.
Оксана объясняет, что работать в таких сложных условиях ей помогает любимое хобби – парусный спорт. На этой работе также, как и в яхтинге требуется молниеносно оценивать обстановку и принимать решение, потому что погодные условия могут измениться в любую минуту. В таких обстоятельствах капитан обязан действовать быстро и знание акватории очень помогает в этом. Оксана рассказывает, что много раз она посещала разные бухты на паруснике, испытывая противоречивые чувства, а какие ощущения она испытает идя на буксире?
Студенческие годы
Оксана Спивак увлеклась парусным спортом, греблей на лодочках «Дракон». Сборная Приморского края с капитаном Спивак была чемпионом нашей страны. Несколько раз эта команда занимала призовые места на мировых чемпионатах. Множество раз ежегодно Оксана была участницей значимых соревнований Приморского края, она была капитаном женской команды «Ария». Кроме этого, она поучаствовала в различных соревнованиях в судейском качестве. Умения, навыки и знания, которые королева флота приобрела во время своего увлечения яхтингом, Оксане весьма потворствовали в ее работе.
Скромничает королева флота, когда рассказывает, что исключительно яхтинг помогает ей в работе капитана буксира. На самом деле, требования к такого рода буксировщикам весьма жесткие и капитан судна несет колоссальную ответственность за буксируемое судно на борту которого находится груз, а также команда. Про это судно капитан буксировщика обязан знать все: какой груз на борту и в каком количестве, как действует парусность. В случае непогоды любая деталь очень важна.
Оксана точно знает как справиться с непогодой, как укротить бурю, как договориться и чем умилостивить богов морской стихии.
Королева флота родилась и выросла на острове Сахалин, который омывается Охотским морем. Окончив школу, Оксана поступила в популярную флотскую школу, где обучают премудростям морского мастерства. Ей повезло попасть именно в то время, когда женщинам разрешали обучаться профессиям судоводителям. Это был экспериментальный набор обучающихся женского пола. Первый ее рейс был на судне «Сухона».
Спивак ходила в различные рейсы в качестве помощника капитана. После были рыболовные суда, работать приходилось в зимнее время года в условиях сплошных льдов. Трудилась Оксана на супертраулере «Капитан Азаркин» и других. Эта работа была прекрасной школой в рыболовецком деле. Поначалу Оксана несла свою вахту на рыболовецком судне напару со старшим помощником Берестенко, чтобы освоить рыболовецкое мастерство. Ей было трудно, признается женщина, но интерес к этому мастерству был сильнее трудностей и страха. Ее не остановила ни сложная работа в суровых погодных условиях, ни жуткая усталость и огромное желание просто выспаться.
У Оксаны уже имелся диплом старпома, когда у нее родилась дочь. Тогда пришлось оставить работу на время, хотя в то время Оксана думала, что навсегда. Однако, море ее не отпустило. Во время декретного отпуска, женщина продолжала занятия греблей и парусным спортом. Она стала подумывать о том, что необходимо пройди переквалификация по своей специальности. С этой целью Оксана Спивак ушла в рейс на одном из танкеров.
Команда судна «Павино» была в шоке, что у них на судне трудится женщина, но она доказала им свой профессионализм. Уже после этого судьбоносного рейса, в ее жизни появились буксиры. Один из ее друзей капитан рыболовецкого судна пригласил Оксану на работу в рыбный порт. Теперь Оксана трудится в порту торговом, считая главным в своей работе любовь к ней. Так как она выросла на берегах моря, но о выборе будущей профессии вопрос не стоял. Оксана с детства знала, что работа ее будет связана с морем. С главной любовью всей ее жизни.