Учиться никогда не поздно! Для подтверждения этих золотых слов несколько захватывающих историй о мореплавателях, которые уходили в морские путешествия салагами, а возвращались победителями.
Чэй Блайт – кругосветка против ветра
Чэй Блайт, совершенно не имеющий яхтенного опыта, принял решение об участии в кругосветной гонке Golden Globe, которая проводилась впервые. 27-летний путешественник смог подойти к мысу Горн и обогнуть его. Это все, чего довелось Блайту достичь на своей яхте в тот раз.
Начался шторм и при 10-11 балах лодку с неимоверной силой начало кидать на ветер, а прибор автоматического управления постоянно выходил из строя. Затем спортсмен рассказывал, что впервые прочитал о брочинге только через время в книге Сэра Фрэнсиса Чичестера. Три раза яхту наклоняло так сильно, что мачта доставала до воды. В итоге Блайт сдался и все-таки решил оставить гонку.
Однако это было не совсем первое его путешествие по воде. Находясь на службе в британской армии парашютно-десантного полка он вместе с сослуживцем Джоном Ридгуэем, в 1966 г. перешел на 20-футовой шлюпке English Rose III северную Атлантику.
Неприятности, произошедшие с яхтсменом в его первой кругосветке, добавили спортсмену опыта и еще большего стремления к победе. В 1971 г. на своей лодке British Steel (59 футов) он стал самым первым рекордсменом безостановочной регаты с востока на запад.
Им была написана книга «Innocent Aboard», в которой он рассказывает о своих злоключениях в Golden Globe. Эту книгу Блайт писал вместе с женой Маурин.
Наоми Джеймс отважилась на одиночную парусную кругосветку.
Удивительной отваги женщина Naomi James не смогла спокойно ждать дома будущего супруга Роба Джеймса из гонки Atlantic Triangle Race. Чтобы быстрей пролетело время, она отправилась в морское путешествие вокруг света.
Весь ее опыт был основан на двухмесячном хождении под парусом со своим женихом. Будущая супруга поддерживала своего избранника в чартерных переходах на судне, принадлежащем Чэю Блайту British Steel во Франции.
Известен тот факт, что Наоми по профессии вообще парикмахер, а умение плавать приобрела аж в 23 года.
Найдя спонсора, смелая женщина взяла в аренду парусное судно и отправилась в морское кругосветное путешествие совершенно одна. Ее старт состоялся 9 сентября 1977г. Отметим, что до этого Наоми никогда в жизни еще не управляла судном сама.
Эта удивительная особа стала частью спортивной яхтенной истории спустя 272 дня. Спортсменка – любитель умудрилась одна совершить кругосветку, обогнув мыс Горн, и обогнать Фрэнсиса Чичистера аж на 2 дня. На то время это была победа. А женщина стала рекордсменкой.
После гонки яхтсменка рассказывала, что ее умения управлять яхтой оставляют желать лучшего, но несмотря на это, она смогла остаться достаточно хладнокровной и рассудительной даже тогда, когда мачта была у самой воды.
В 1979 г. за заслуги в яхтенном спорте она была награждена орденом Британской империи. Кроме того, она опубликовала свою книгу, в которой рассказывала о своем путешествии.
Но на достигнутых результатах она не остановилась и спустя некоторое время (так и не набравшись достаточного опыта в навигационных умениях) отправилась состязаться в гонке OSTAR на Kriter Lady, в которой принимал участие и ее муж. В очередной раз она доказала, что водная стихия подвластна женскому полу и стала обладательницей своего очередного рекорда (для женщин этого маршрута). При этом показатели предыдущей победы уступали ее данным больше, чем на 3 дня.
Яхтсменка вместе со своим мужем стала победительницей Around Britain Race в 1982 г. Семейная пара соревновалась на лодке под названием Colt Cars. К сожалению эта победа стала для Наоми последней в таких гонках. В связи с морской болезнью, которая обострилась на фоне беременности, она была вынуждена покинуть водные соревнования.
Роберт Менри, переплывший Атлантику на яхте, длинной всего 13.5 футов
Роберт Мэнри был обычным редактором и кроме как по озерам и рекам, нигде больше не путешествовал на своем небольшом судне Tinkerbelle (13.5 футов). Однако это не стало для него препятствием на пути участия в трансатлантической гонке. Единственным преимуществом яхты являлся тот факт, что она была значительно модифицирована.
Соревнование 1965 года (июнь – август) представляло собой безостановочную гонку. Но несмотря на это, яхта Мэнри смогла пересечь всю Атлантику.
Об этом путешествии он начал говорить еще в 1964 году со своими друзьями.
Но прежде чем решиться на участие в соревновании, он сделал пробный заплыв протяженностью в 200 миль от озера Эри до Тандер-Бэя (провинция Онтарио). В напарники он взял своего десятилетнего сына. После этого он понял, что его малышка вполне подходит для такого серьезного испытания, как заплыв из Фалмута в Массачусетсе в Фалмут в британском Корнуолле.
Необыкновенное плавание из Америки в Британию оказалось очень значительным в жизни редактора, и написанная им впоследствии книга принесла ему славу и толпы поклонников. В этой книге под названием Tinkerbelle он описал свои морские похождения.
А в 1967 году неугомонный Мэнри решил приобщить к морским путешествиям всю свою семью. И взяв с собой супругу Вирджинию, двоих детей, и даже захватив домашнего питомца, ушел в морское плавание вдоль восточной Америки на лодке Tartan 27 Curlew. Это путешествие заняло целый год.
Энн Дэвисон — первопроходец, покорившая Атлантику самостоятельно
Она является первой женщиной, покорившей Атлантику в полном одиночестве. И даже ее минимальные навыки в управлении плавательным средством не смогли помешать ей в этом. Отправляясь в путешествие, она не могла пользоваться даже секстантом. И лишь во время плавания научилась этому.
Но это не значит, что она легко и беспрепятственно покорила океан. В Ла-Манше она чуть не погибла, поскольку судно едва не затонуло. Причиной стали осушительные насосы, которые засорились. Как поясняла мореплаватель: она даже не догадывалась о том, что их необходимо прочищать. После этого злоключения ее лодку отбуксировали для ремонта во Францию.
На экваторе ей пришлось пережить нелегкий период полного штиля. Этот отрезок путешествия оказался настолько долгим и утомительным, что к Карибскому бассейну девушка прибыла в истощенном состоянии. Затем ее лодка последовала к Нью-Йорку.
Девисон начала свое путешествие в Плимуте на лодке Felicity Ann 3 декабря 1952 г. А завершилось ее плавание в июне 1953 г.
Кстати, свои минимальные умения в навигации она приобрела, когда пыталась бежать от налоговой вместе с супругом Фрэнком на 70-футовой лодке в Кубу. Этот побег в 1948 г. обернулся большой трагедией – их судно затонуло у берегов Дорсета во время шторма. До Кубы они так и не добрались, а ее муж погиб. Сама Енн чудом спаслась – через несколько долгих часов плаванья на плоту ее вынесло к суше.
Эти захватывающие события своей жизни Девисон описала в двух книгах.
Берил и Майлз Смиттон
Незнание парусного дела и яхт вообще не помешало семейной паре совершить свое плавание из Англии в Британскую Колумбию через канал Панамы.
Ими была найдена в бухте Дувра 46-футовая лодка с поврежденным корпусом и после этого их судьбы круто изменились. Отремонтировав судно, супруги набралась немного опыта в парусном спорте у пары профессиональных яхтсменов Питера и Энн Пай.
В 1951 г. в мае, взяв с собой дочку они стартовали от Фоуи в Корнуолле. А в 1952 г. в июне подплыли к проливу Хуан-де-Фука.
Семья изменила первоначальные планы и не стала продавать свой полюбившийся кеч, которому дали название Tzu Hang. У судна дважды сносило мачту. И в первом и во втором случае это происходило при попытке обойти мыс Горн. Но настырность и старания Смиттонов были вознаграждены – в 1968 году опасный мыс им, все-таки покорился, и они смогли доплыть до порта.
И только после этой победы они решились продать судно. А отважные приключения во время плавания на полуразрушенной лодке принесли семье известность и признание.
Герои нашего времени
Ничем ни уступают в своих морских приключениях и наши российские современники – авантюристы.
По волнам к науке
Алексей Неугодов планировал найти подходящую яхту во Владивостоке и на ней добраться до Америки за 150 дней. После чего «случайно» попасть к береговой охране и получить политическое убежище. И вся эта сложная авантюра ради знаний. Таким способом молодой человек хотел попасть в заветный Гарвард или Массачусетский институт.
С помощью репетиторства во Владивостоке и путем сбора 200 тысяч через интернет у парня получилось накопить нужную сумму на двух парусный швертбот. Стоимость судна составила 100 000 руб.
Он дважды неудачно выходил в море. Первая неудача бала связана с вынужденным возвращением для ремонта, а при второй попытке молодому человеку не хватило элементарного опыта в такого рода плавании.
И только с третьего раза Алексею удалось покинуть бухту. Но испытания только начинались и вскоре начался шквал. Без карты, которую просто растворила вода путешественник достиг пролива Старка. Не сумев пришвартоваться к острову Шкота, Алексей рискует остаться на воде.
Через 3 дня, проведенных в море под непрерывным дождем ему все-таки посчастливилось пристать к маленькой бухте на острове Козлова.
А затем его опять настигла неудача. До острова дошел тайфун Чан-Хом и швертбот с парнем понесло в море. Алексея нашли около китайской границы возле Песчаной бухты.
Теперь, набравшись опыта и оставшись живым в таких экстремальных условиях, Алексей Неугодов настойчиво продолжает идти к своей мечте. Он задумал в будущем году с помощью спонсорской помощи и более профессиональной подготовки снова отправиться в морское путешествие уже на официальных правах.