Предлагаем вашему вниманию интервью гонконгского судоходного магната и владельца Анто Мардена, которое он дал Доминику Афакану. Он рассказал о том, как это быть владельцем 42,5-метрового тримарана Adastra и что Азия – это то место, где живет его душа.
«Это прекрасный день, и я застрял в этом чертовом офисе!» – именно так начал интервью Анто Марден, которое он давал Доминикану Афакану прямо из Норт-Пойнта, Гонконг. В мире довольно мало мест, которые он предпочел бы каютам своего 42-метрового тримарана Adastra. И кто может его в этом винить? Построенная для пересечения океанов и всевозможных приключений, когда она сошла со стапелей в 2012 году, то только о ней и говорили. Ее дизайн, разработанный Джоном Шаттлворта, и футуристический силуэт, заставляют ее выглядеть, как очень стильный инопланетный корабль, упавший прямо в Южно-Китайское море из космоса.
«Моя яхта является одним из флагманов яхтинга, – говорит Марден. Куда бы мы ни прибыли, местные газеты тотчас пишут статью, и все всегда фотографируют ее. Это похоже на в аквариуме с золотой рыбкой». На самом деле, Марден живет в эксклюзивном районе The Peak на склоне горы в Гонконге, где жители могут любоваться необычным горизонтом за завтраком. Этот вид сильно изменился с тех пор как Марден был рожден здесь 67 лет назад. Но Королевский яхт-клуб Гонконга, который он может видеть из окна своего кабинета сегодня, не изменился, и парусный спорт всегда имел большое значение в его жизни.
«У папы всегда была моторная лодка в Гонконге, – вспоминает Марден. Когда я был ребенком, мы брали небольшую лодку, поэтому я начал плавать, еще когда был очень молод». Его первое сознательное воспоминание о лодке касается того времени, когда ему было всего семь лет, и касается Deep Water Bay, престижного анклава на южной стороне Гонконга. Но вскоре после этого он обменял песчаные пляжи на сельскую местность Суррея и начал свое образование в Великобритании. С обоими родителями, родившимися в Шанхае, у Мардена были хорошие отношения, но Великобритания явно оставила благоприятное впечатление. И позже наслаждался несколькими годами в Лидском университете, где были «жирные булыжники, плоские шапки и мягкий эль».
Имея степень по китаистике и политике за спиной, и говоря свободно на китайском, Марден сделал очевидный выбор и вернулся в Азию, где открыл свой магазин. Марден, однако до сих пор хотел заниматься чем-то интересным, и после пребывания на ферме, где работал в качестве пастуха, он отправился в Карибский бассейн, чтобы плыть на Spronk cats из Сен-Мартена в Сент-Барт. «Именно тогда я действительно впервые столкнулся с многокорпусными судами», – объясняет он.
Затем, когда он возвращался в Гонконг, чтобы начать работать на своего отца, вмешалась судьба. Он встретил пару парней на Филиппинах, которые только что преодолели Тихий океан на тримаране. Марден был впечатлен. «Я убедил их построить 16-метровый катамаран Kelsall под названием Airmail для друга в Маниле», – говорит он. Сегодня эта лодка все еще находится на плаву, и эта же команда также построила 13-метровый тримаран Mazinga, и, спроектированную дальновидным Джоном Шаттлворта, Adastra.
«Mazinga все еще хороша. Я был на борту пару недель назад в заливе Манилы», – говорит Марден. Спустя годы, создав свою собственную судоходную компанию и прочно закрепившись в Гонконге, Марден решил запустить в движение колеса проекта, который был у него на уме в течение длительного времени. «Я всегда говорил с Джоном [Шаттлворт] о строительстве большого тримарана, – говорит он, – поэтому мы, наконец, собрались вместе и начали его планировать».
Adastra, по общему мнению, был огромным и невероятно дорогим проектом. Потребовалось три года, чтобы построить его, хотя видение проектировщика было понятно с самого начала. «Джон очень удобно рисует. Первый набросок выглядит замечательно, как конечный продукт», – говорит Марден. Выбор верфи McConaghy Boats в Чжухай был очевиден. Она расположена достаточно близко, чтобы Марден мог посещать ее хотя бы один раз в месяц, и имела репутацию надежной компании. «Старик МакКонаги, который жил в Сиднее, был первым человеком, когда-либо создавшим композитную лодку с использованием углеродного волокна. Данный материал лучше всего подходит для строительства больших гоночных многокорпусников, поэтому я был уверен, что они смогут построить действительно сильную композитную лодку», – объясняет Марден.
В первую поездку на новой яхте Марден отправился с женой Элейн. «Мы провели около шести недель в Индонезии, Сингапуре и на Филиппинах. Это довольно большая территория, – говорит Марден, что, по сути, является преуменьшением. Фактически, он владеет кластером частных островов в этом регионе, среди которых Pangkil и Pulau Joyo, которые оказались чрезвычайно популярными среди сингапурских эмигрантов. «Оба острова расположены у Бинтана, – говорит Марден, – и они очень успешны. Мы сдаем их в аренду. Pangkil полностью, а Pulau Joyo больше похож на отель».
Adastra была построена для пересечения океанов, поэтому было неизбежно, что приключения продолжаться далеко за пределами Азии. Регаты, лодочные шоу и спортивные мероприятия, такие как Гран-при Формулы-1 или Кубок Америки, мало привлекательны для Мардена. «Я ничего не имею против них, но я бы не хотел принимать в этом участие», – говорит он. В Средиземном море, северная Майорка определенно получила его одобрение. «Верхняя часть острова довольно крутая», – говорит он. «У Форментора есть прекрасные скалы, и благодаря этому вы сможете получить место для довольно уединенной стоянки».
Фиджи – это еще один его фаворит. «Вы не платите хозяину гавани, вы просто приносите ему каву», – говорит он. «Ты садишься с начальником, немного говоришь с ним, отдаешь каву, мячик для регби и немного сладостей для детей, и все – ты зарегистрировался. Теперь вы можете свободно гулять по деревне и острову».
Adastra является идеальным судном для таких дальних путешествий и не в последнюю очередь потому, что она очень экономична. «Недавно она пересекла Атлантику от Сен-Мартен до Виго», – говорит Марден. – 12 дней в море, на средней скорости около 11 узлов, и у нас все еще было достаточно топлива на борту, чтобы развернуться и вернуться обратно без дозаправки, что довольно круто. Думаю, она расходует около 3,4 литра на милю».
Конечно, с таким количеством океанских часов за плечами были неприятные моменты, хотя Марден не был на борту не худшего судна. «Лодка была на Таити, когда все иллюминаторы по левому борту были разбиты волной, и судно начало наполняться водой. Им удалось развернуть яхту, и она вернулась на Таити для ремонта. В других ситуациях у нас были волны, вздымающиеся над корпусом, но, в конечном счете, благодаря невероятной мореходности».
Мореходная, но также чрезвычайно удобная, во многом благодаря жене Мардена, тридцатилетней Элейн, которая активно участвовала в разработке дизайна интерьера. «Элейн определенно влилась в команду!» – говорит Марден. «Мы начинали с небольшой парусной лодки, и теперь мы находимся в этой красивой, большой роскошной яхте с кондиционером, в которой пять человек ухаживают за нами, и это здорово». Adastra может принять до девяти гостей, хотя Марден предупреждает других владельцев, чтобы они не слишком увлекались гостевыми каютами. «Честно говоря, трудно собрать целую кучу людей на борту – они заняты или слишком далеко, или у них нет времени». У пары есть трое взрослых дочерей, но они разбросаны по всему миру и не могут бывать на борту так часто, как их родители могут хотеть. «Они все работают сейчас, так что это сложно. У них есть обязательства, – объясняет Марден. Одна из них в Лос-Анджелесе работает в кинобизнесе, другая работает в кинокомпании Boiler Room в качестве кинооператора, а третья – в Королевском колледже искусств в Лондоне».
Владельцы яхты считают, что большую часть своего времени они проводят на открытой палубе. «Там у нас есть тент, множество удобных подушек и мягких кресел, которые превосходны на лодке, хотя из них немного сложно выбраться!» В Азии они проводят гораздо больше времени на борту, чем на суше. Именно такой образ жизни нравится Мардену. «В Индонезии и окружающих регионах в основном некуда идти. Вы должны быть полностью самодостаточными, вы никогда не увидите другую яхту, и мне это нравится».
Пара проводит около восьми недель на борту в течении года, но Марден говорит, что они думают о продаже Adastra через пару лет. «Я старею, и я не могу слишком сильно утомляться», – говорит Марден, имея в виду, что у него есть второе судно, Hang Tuah , 41-метровый однокорпусник, разработанный Найджелом Иренсом, которую он планирует сохранить. Тем не менее, в этой планах на осень стоит очередное путешествие – пара отправляется на греческие острова. «После этого яхта вернется через Атлантический океан, через канал, домой», – говорит Марден. «Единственная причина, по которой мы куда-либо путешествуем – это подтвердить нашу мысль о том, что Азия лучшая».