Санкт-Петербург с момента своего основания получил звание главного морского города страны, но у яхтинга в регионе есть ряд серьезных проблем. Например, ситуация с яхтенным туризмом на территории соседних стран заметно лучше, чем в России. Правительство неоднократно делает заявления, в которых говорит о том, что яхтинг в городе может развиваться, однако все стоит на одном месте. Причем грамотно организованная яхтенная инфраструктура может принести городу миллионы евро, но развития этой области нет. Помимо этого, на данный момент один из самых старых яхтенных клубов Петербурга, может и вовсе исчезнуть.
Ситуация с яхтенным туризмом
Санкт-Петербург давно получил звания морской столицы страны. На территории города очень часто проводятся различные парады ВМФ, а не так давно был проведен фестиваль в честь трехсотлетия существования яхтенного клуба «Невский флот», который, по мнению многих ученых, считается самым старым в мире.
Парусный спорт на территории города развит на достаточно хорошем уровне, хотя есть и недостатки, а вот с яхтенной отраслью туризма ситуация в разы хуже. В расположенных неподалеку государствах яхтенных туристов очень много, а вот в Петербурге ситуация противоположная. Например, Таллин ежегодно посещает 10 500 яхт, Стокгольм — 24 000, Хельсинки — 19 100.
В Санкт-Петербурге ситуация буквально в сотни раз хуже — за год этот город посетили шестьдесят яхтсменов-туристов.
Яхтенный туризм считается одним из самых быстро развивающихся и распространенных видов туризма на всей планете, а Балтийское море, выход к которому имеет достаточно большое количество государств, вообще является идеальным местом для развития этой сферы туризма. В соседних государствах яхтенный туризм развит на очень высоком уровне и правительство создает все условия для того, чтобы количество посетителей увеличивалось. А вот в России ситуация в разы хуже. Многие путешественники, желающие посетить Санкт-Петербург, вынуждены оставлять свое судно в Эстонии или Финляндии, а к месту назначения ехать по суше. Это вызвано тем, что соответствующая инфраструктура практически полностью отсутствует.
Таможенные пункты Финляндии и России расположены совсем недалеко, а расстояние перехода между ними на судне — около восьмидесяти морских миль. А вот ситуация на таможнях совершенно разная: визу России получить прямо в таможенном пункте невозможно (а в большинстве государств с развитым яхтенным туризмом такая возможность присутствует). Кроме того, на побережье очень мало мест, где можно остановиться яхтенному путешественнику, и стоимость обслуживания в них достаточно высока. Яхтенный клуб или марину, где есть магазин, душ и кафе, найти очень трудно, и места в них занимают крайне быстро. В открытых источниках очень трудно найти информацию о том, где можно заправиться или получить медпомощь. Все эти факторы крайне негативно повлияли на ситуацию с этой отраслью туризма в России.
Никита Бриллиантов, один из руководителей собрания СППС, заявил, что на данный момент около Санкт-Петербурга очень трудно найти доступную по стоимости марину, и большая часть жителей города не может позволить себе останавливаться на российских стоянках. Кроме того, количество мест для швартовки тоже не очень велико — Лахата сейчас закрыта и реконструируется, «Балтиец» и «Нева» хоть и работают, но место в них почти всегда отсутствует, клуб на Петровской косе сейчас находится в упадке и не может нормально функционировать из-за нападок приставов и прокуратуры, яхтенный клуб «Крестовский» арестован. Другие организации хоть и работают, но находятся в удручающем состоянии.
Попытки улучшить положение
Правительство давно поняло, что необходимо развивать инфраструктуру для яхтенного туризма на территории Санкт-Петербурга. Власти неоднократно делали заявления, в которых описывали планы строительства новых яхтенных клубов и ремонта действующих. Однако планы далеко не всегда реализуются.
Например, в 2009 году члены руководство города приняло специальное постановление, которое было направлено на улучшение состояние яхтинга и яхтенного туризма на территории города. Один из участников проекта, связанного с улучшением состояния российского яхтинга, Александр Уралов, заявил, что реализацией данного проекта должны были заниматься члены специально созданного для данной цели комитета. Но постановление так и не было реализовано: комитет был расформирован, и на этом крупные попытки улучшить состояние яхтинга в Санкт-Петербурге практически прекратились.
Георгий Полтавченко в 2015 году принял стратегию, направленную на развитие экономики города. В стратегии сказано, что Санкт-Петербург, который считается главным морским городом страны, должен стать местом развития совершенно нового для страны вида туризма — индивидуального яхтинга. По планам мужчины, к 2030 году количество посетителей Санкт-Петербурга на яхтах должно было увеличиться до пятидесяти тысяч.
В 2017 году члены правительства города приняли еще одну программу, направленную на развитие туристической индустрии в Санкт-Петербурге. В одном из пунктов данной программы говорилось о том, что яхтенная туристическая отрасль имеет огромное значения для развития региона. В постановлении сказано, что яхтенный туризм является достаточно привлекательным для города и идеально для него подходит. Данная отрасль туристической индустрии развивается огромными темпами и, по расчетам исследователей, в будущем станет первой в мире по доходности.
Однако в городе яхтенный туризм находится на очень низком уровне. Главной причиной этого стало то, что на территории Санкт-Петербурга практически полностью отсутствует яхтенная инфраструктура. Город попросту не может принять необходимые количество яхт и обслуживать их. Кроме того, с доступностью уже существующих марин и ремонтных центров все также очень плохо — цены намного выше чем в соседних государствах.
Также еще одним препятствием в развитии данной индустрии в регионе является полное отсутствие проработанного закона, связанного с яхтенным туризмом в России.
Не так давно в городе прошел Петербургский международный экономический форум, на котором представители властей заявили, что будут развивать яхтенный туризм в городе. В рамках этой программы планируется сделать процесс получения визы более простым, а также заняться строительством новых стоянок для судов (до пятнадцати штук). Все это должно увеличить количество иностранных яхтенных туристов.
Реальная ситуация
Несмотря на то, что власти неоднократно делали заявления о том, что индустрия в городе будет развиваться, реальная ситуация очень плохая. Это относится как к городу, так и ко всему региону — яхтенная инфраструктура на данный момент становится только хуже. Например, в Ленинградской области проводится закрытие водных таможенных пунктов. Помимо этого, самый старый яхтенный клуб Санкт-Петербурга попадает под угрозу закрытия, или, как минимум, упадка. Это связано с тем, что на территорию данного клуба претендует сразу несколько организацией — профсоюзы, застройщики, власти города. Шансы на благоприятное решение ситуации очень малы. В генеральном плане Санкт-Петербурга, который был опубликован недавно, полностью отсутствуют пункты о строительстве новых яхтенных клубов, хотя правительство планировало это сделать. Причем Туристический комитет уже потратил практически девять миллионов рублей на поиск новых участков для строительства портов.
Ситуация с пропускными пунктами также складывается не лучшим образом. Иностранные туристы, в большинстве случаев, попросту не имеют возможности попасть на территорию города. Каждый иностранный гражданин обязан пройти таможенный контроль. Это работает и в обратную сторону — жители России не могут покидать воды страны, не пройдя таможенного контроля. Все это негативно влияет на общее состояние индустрии в регионе.
Сейчас все владельцы маломерных судов, которые составляют немалую часть яхтенного туристического потока, могут пройти таможенное оформление только в одном месте, и это гораздо хуже, чем в соседних странах. Из-за этого время обработки запросов очень велико, и многие путешественники предпочитают идти к городу по суше, ведь так получается гораздо быстрее достигнуть цели. Условия для удобных яхтенных путешествий практически отсутствуют. Например, иностранный турист, выехавший из России, не может в нее вернуться без прохождения таможенного оформления.
Наиболее оптимальный маршрут между Финляндией и Россией достаточно велик — больше восьмидесяти морских миль. Чтобы пройти это расстояние, нужно без остановок находится в море более суток. И все это время владелец судна не имеет права на выход к берегу, даже в том случае, если погодные условия очень плохие.
Несмотря на все эти проблемы, правительство не планирует создавать новые пропускные пункты, а попросту расширяет пункт, находящийся непосредственно в городе.
Постройка новых клубов или модернизация старых?
В последнее время многие яхтсмены Санкт-Петербурга считают, что нужно ликвидировать уже действующие яхтенные организации и построить новые, более современные. В последние годы исчезло огромное количество яхтенных клубов Санкт-Петербурга, и далеко не всегда они заменялись новыми.
Однако присутствуют и положительные элементы. Например, в последнее время современный порт «Геркулес» реализовал немало достаточно удачный проектов. Он достаточно молод — построен в 2010 году, но, несмотря на это, успел достаточно развиться. Именно в этом месте расположился «Яхт-клуб Санкт-Петербурга», который на данный момент считается самой крупной Академией парусного спорта на территории Российской Федерации. Сейчас там проходят обучение более пятисот юных спортсменов и курсантов. Кроме того, в этом месте расположилась верфь, специализирующаяся на постройке судов по старинным проектам «Полтава». Все эти проекты, которыми руководит Владимир Любомиров, очень быстро развиваются, несмотря на то, что создавались практически с нуля.
Глава района, Иван Громов, оказал существенную поддержку с организацией достаточно крупной школы, специализирующейся на парусном спорте. Она получила название «Крестовский остров» и сейчас в ее состав входят одни из самых сильных представителей парусного спорта России.
В ближайшем времени планируется развивать Кронштадт. Там планируется реализация сразу двух достаточно крупных проектов. Премьер-министр страны выделил почти пять миллиардов рублей на то, чтобы реконструировать Кронштадтские форты. А Смольный руководит созданием особой экономической зоны на месте бывшего аэродрома и строительной площадки КЗС, которая была бы направлена на увеличение количества иностранных туристов.
Концепт улучшения положения яхтенной отрасли туристической индустрии подразумевает реализацию большого количества проектов. Один из них — основание нового яхтенного клуба на Канонерском острове. Однако представители правительства города заявили, что новые марины будут строиться только в том случае, если найдутся люди, желающие в них инвестировать. А вероятность того, что спонсор будет найден в ближайшие годы очень мала.
Нынешняя экономическая ситуация достаточно непроста, а марины требуют достаточно больших затрат как времени, так и денег, а окупаются очень долго.
Ситуация с яхт-клубов на Петровской косе
Правительство продолжает заявлять, что необходимо развивать яхтенный туризм в городе, но в это же время самый старый и крупный яхтенный клуб города находится в упадочном состоянии. Речной яхт-клуб профсоюзов создан ровно 160 лет назад, в 1860 году.
Однако именно в юбилейном году произошло огромное количество скандалов, связанных с этим клубом. Сначала руководители выгнали любителей яхтинга с территории клуба, после этого забрали у одного из самых старых работников яхту. Приставы требуют освобождения причалов из-за того, что профсоюзы не отдают долги. И это при том, что яхтсмены никак к ним не относятся.
Клуб давно находится в ветхом состоянии, и никто не собирается его модернизировать. Инфраструктура мало отличается от той, которая была во времена СССР. В марине даже нет обычного душа, а большая часть построек — простые контейнеры.