Вторая регата состоялась в 2011 г. Поклонники парусного спорта задавались вопросами, какие цели будут преследовать организаторы третьего соревнования. Не станет ли этот шаг коммерческим предприятием? Что можно сказать об этой регате в целом?
Две красивые лодочки уже красовались на швартовке в марине Каштела Beneteau First 45 и First 35, готовые вот-вот отплыть. Клубные гонщики собирались плыть на них, потому как оба катера занимают особую позицию в большом семействе массовых лодок. За катерами долгое время сохранялся статус «крейсерско-гоночных яхт». Объяснение тому было простое: верфи выпускали крупносерийные парусники, ориентируя их на крейсерство, энергетическую экипировку и легкое управление. У такой лодки паруса настраивались под семейные прогулки. Но «Фесты» принадлежат к клубным суперяхтам, умеющим погоняться на волнах, будучи лодками с развитой инфраструктурой, аппаратурой для гонок. В лодках предусмотрели вместительный камбуз, шикарный салонный дизайн, включили в комплект душевую, гальюн (хотя иногда производители выходили за пределы клубного дизайна судов).
Желающим гоняться были представлены хорошие условия: роскошная площадь парусов, правильно размещенные гика-шкотные погоны, эффективные настроечные инструменты и оттяжки. Лодки обладали узкими и глубокими штурвалами для облегчения управления судном, иногда не предотвращая брочинги. Руль с двойным пером был бы получше, или хотя бы скеги.
К сожалению, последние вовсе остались на задворках памяти судостроителей.
Но всегда приходиться лицезреть обратную сторону медали! «Фесты» представляют собой довольно хрупкий транспорт по сравнению с длинными лодками. Некоторые тонкости отличают их от других. К примеру, однажды в гонке один экипаж поломал ручку управления мотора об шкот. Так случилось, хотя и невероятно. Причина проста и банальна: легкая некачественная пластмасса на ручке. Хотя неловкие действия дилетантов могут привести к куда более серьезным деформациям на палубе.
Хотя яхтсмены остались довольны «Фестами», неоднократно представлявшими парусный флот в регатах. Гонка «Фест Бай Фест» носит особый характер, но всегда стремится соответствовать наименованию. К примеру, первая в сезоне гонке принадлежит ей, получая катера после зимней «спячки» и чек-апа. Хотя первый сезон обычно встречает яхтсменов более дикими погодными капризами. Так в 2012 г. метеосюрпризы стали мощным препятствием для осуществления задач на гонке, как это было намечено.
Начало регаты
Каштель. Первый день регаты. С утра погода потирала ручки, готовя массу чудес. Облачка уже текли караваном с гор, подбираясь к лодкам и выдавая периодически дождик. Наступала пора протестировать только что купленную непромокаемую одежду, приобретенную в Дюссельдорфе. В этот раз регата сопровождалась метеорологом-фототографом Леонидом Дубейковским.
Интересный факт! Лучший метеоролог Дубейковский работает метеорологом для Олимпийской сборной команды.
С гор дул ядреный свежий ветер с прохладцей. Дубейковский так и прогнозировал – будет бора, горный суховей с низкими температурами. Дебютный этап гонок был полон неожиданностей. По плану организаторы надеялись провести два этапа (короткую петлевую и длинную маршрутную до гавани Милна). К началу последней метеоработник спрогнозировал встречу лодок с борой. Только начались соревнования со штиля, из-за чего пришлось отложить старт первого этапа буквально за 20 секунд до начала.
Ветер был во власти погоды-матери. Хотя в этом заливе такое случается нередко. Кое-как яхтсмены стартовали. Но до начала второго тура снова что-то пошло не так. В итоге пришлось пригласить катер-постановщик буев из-за того, что главный судья не поставил верхний знак для второй регаты.
Дальше судьи опоздали к финишной прямой, и гонщиков с распростертыми объятиями принимали журналисты.
Погодные перипетии
Но буи переставлялись при нулевой видимости, когда хлынул сильнейший дождь, чиня препятствия. Новая куртка не подмочила репутацию производителя, чего нельзя было сказать об обуви. Ноги промокли, создавая неприятное ощущение по всему телу. В этот момент вспомнились времена, когда в прошлом году на подмогу установщику пришли журналисты на катере. Тогда отдельной лодки с местным работником вовсе не было. Как тут не вспомнить трехэтажный великий русский язык.
Стоит отметить, что гонка-2012 была организована самым впечатляющим образом. Годом ранее регата носила характер дружественной «компашки» яхтсменов, прилетевших сюда понаслаждаться соревнованием на лодках. Теперь же формат чуть поменялся с включением регаты в календарь регат Федерации парусного спорта МО и график соревнований ФПС Хорватии. Регата обрела официальный характер. К счастью, погода перестала задавать трепку бортам, утихомирив пыл. Бора в 5 узлов так и не наведалась в гости к морякам, и судна пришли в Милну «целые и невредимые».
Второй этап
Второй тур соревнований сопровождался мелкими пакостями. Судьи отплыли в море, «забыв» о двух экипажах, кинув, что их потом «кто-то» привезет. Хотя оставить вот так команды в заграничном порту просто некрасиво, это не приветствуется. Утро задалось суматошным, полным странностей. Стычка двух лодок, произошедшая на стартовой линии, даже практически без включения моторов, стало «само собой разумеющимся делом. Следов, царапин на бортах столкновение не оставило. Нервничали яхтсмены, волновались судьи и организаторы. Хотя это была почти единственная проблема в тот день.
Регата до марины Врбоска запомнилась необычной тактикой моряков, красотой хода водного транспорта. Яхты вошли на межостровную территорию Брач и Хвар, подняв спинакеры. В проливе в лучах солнца паруса заиграли красками, придавая нарядность, торжественность событию. Яхтсмены, попавшие в резкие поворотные участки, маялись и не могли насладиться окружающей красотой. Флот теперь представлял собой три группы: «брачующимися» назвали тех, кто шел рядом с побережьем Брача; «хворыми» назвали лодки, шедшие по берегу Хвара; «центровыми» считали суда, выбравшие полный вперед к центральной части пролива.
Ветер резвился, играл, от души раскачивая лодки. То одна, то вторая группа выходили вперед. Под финал регаты лодки столкнулись со штилевым отрезком дистанции. После него дул попутный ветер с запада и навстречу бил в лицо с востока с противоположной стороны территории.
Гонщики, сталкивающиеся с тактикой прохождения шхер, знавали такие сюрпризы и могли справиться с отклонениями.
В результате лодки со спинакерами шли к концу регаты, выбрав лавировку, сохраняя компасный стабильный курс. Это хороший опыт для следующего «разбора полетов» для новичков. В гавань Врбоска лодки вошли, ощутив бортами теплоту вечернего бриза. Стоянка отличается роскошными окрестностями и закрытой территории. К тому моменту фоторепортеры уже пришли в порт с «уловом» фотокадров, которые «зайдут» в интернете и прессе. Когда яхтсмены собрались вечером на отдых после дальнего путешествия, репортеры показали уникальный фотоколлаж.
В этот завтра моряки решали, стоит ли завтра отплыть для совершения гонок вокруг острова Брач. В регате они должны были находиться в течение 20 часов. Стали смотреть на прогнозы погоды, не радовавшие показателями. К вечеру должен был подуть сильный ветер в 35 узлов. Наутро их ждало усиление ветровой нагрузки, так что пришлось крепко задуматься, отправляться ли в путь. Спорили жарко, долго, только разум все же одержал верх: моряки решили погоняться только на коротком отрезке возле Врбоска с переходом в Стари Град.
Третий день соревнований
Воодушевившись и чувствуя в себе силы и хорошую порцию бодрости, яхтсмены вышли на третий день на короткую гонку. Только ветер решил отдохнуть, устроив командам полный штиль, растопив азартные настроения без остатка. Народ разочаровался, успев порядком подустать в борьбе со спинакерами. Генакер запутывался, сложилась ситуация, называемая «лифчиком».
Гонщики перешли в Стари Град в солнечную погоду. Только тут спортсмены задумались, зачем идут сюда. Правда, лодки уже подходили к порту, когда встретились с перисто-слоистыми облачками. Эти облака – предвестники серьезного ухудшения через 12 часов примерно. В этот раз примета сбылась, и уже в ночную смену паруса пришвартованных яхт встретились с мощным ударом ветра. Наутро ветер дал понять неправоту гонщиков, опрометчиво решивших приплыть в эту марину. Пришлось задержаться еще на 24 часа.
Многие яхтсмены в командах были новичками. Потому стоянка даже пошла им на пользу, ведь проводить регату без остановок – немыслимая затея для дилетантов.
При недостаточном опыте шкиперов на лодке лучше иметь запасного капитана, который тоже справляется с управлением. На лодке никогда не помешает человек, умеющий обращаться с картплоттером и знающим толк в гонке, управлении судном в шторм или экстренной ситуации с яхтсменом за бортом. Изначально стоит обсуждать этот вопрос с организаторами, отправляясь на маршрут вдвоем, как минимум.
День космонавтики 2012 г. гонщики провели в порту Палмежана. На регате работало огромное количество талантливых, успешных матросов, решивших отметить космический праздник на бортах. Два десятка яхтсменом с энтузиазмом пели песню Визбора «Заправлена ракета», и это было грандиозно!
Гонка вышла на финальную прямую и пролегала от Палмежаны до городской агломерации Хорватии Каштелы, став апогеем в столь грандиозном мероприятии в мире парусных лодок. Яхтсмены стартовали на великолепной волне позитиве. Ветер, казалось, стремился подпевать в такт соревнующимся на волнах участникам. Периодически погода подсылала легкий дождик, проведать обстановку, освежить лица шкиперов и палубы лодок.
Долгожданный финиш
Неожиданностью стал финиш! Ветер стих под финал гонки, заставив практически все лодки остановиться. Как обидно, ведь до конца оставалось пара кабельтовых…Спортсмены чуть поприуныли. Словно почувствовав упаднические настроения, ветер вновь дунул со всей силой на паруса, заставляя моряков быстро опомниться. Лодки почти вплотную подошли друг к другу, напоминая со стороны воинствующий флот, двигающийся к берегу. Ура, цель достигнута!
По почти гладкой поверхности водной «простыни», словно в известной детской загадке, шли лодочки участников. Одни шкиперы выбрали ход острым курсом под стакселями. Правда, нашлась в этом ряду особенная команда, шедшая под спинчем с подветра. В порту Каштеля мгновенно расползлись новости, что лодки всю неделю отлично шли, но на финише им чуток не хватило силенок. Красивая гонка и запоминающаяся оставила в памяти участников ошеломительные эмоции. Гонщики отметили, что за подобными впечатлениями, полными нюансов приключениями, стоит отправляться в путь. По всей видимости, неудовлетворенных участников не осталось, несмотря на проигрыши, победы конкурентов.
Только море – делает всех равными, первыми. Недаром с таким посылом организуют соревнования.