Первой реакцией любого человека при виде старинного парусника, если он действительно неравнодушен к звуку волн, бьющих о деревянные борта, всегда будет выхваченный фотоаппарат. Наверняка, это чувство знакомо многим: когда, медленно листая сделанные ранее фотографии, вы любуетесь игрой солнца на парусине и предаетесь мечтам о путешествиях на подобном судне. Когда мы активно осваивали морские просторы Голландии на яхтах, нам неоднократно попадались живые примеры того, что парусники – это отнюдь не странный изыск или блажь богатеев. Многие любители морского простора ходят на них и по сей день, и мы, все тщательно взвесив и обдумав, решили, что просто обязаны пропустить через себя столь уникальный опыт.
Подготовка
Нам достаточно быстро удалось найти местную контору, которая специализировалась на аренде старинных судов. После продолжительных переговоров и переписок нашей команде все же выдали разрешение на использование трех парусников. Во многом, на это повлияли отзывы различных компаний от пройденных нами регат и сертификат нашего капитана на право управления кораблями размерами до 200 тонн.
В качестве времени старта нашего приключения мы выбрали октябрь, чтобы толпы туристов не мешали нам погружаться в атмосферу позднего Средневековья.
До точки отправления наша команда добиралась на минивенах. Наше тягостное ожидание в пути подстегнула совершенно удивительная картина: невероятно красивая яхта плавно пересекла дорогу, по которой мы следовали, и ушла полями в сторону от моря. Подъехав ближе, нам удалось разгадать этот прекрасный мираж. Как оказалось, над шоссе был проложен судоходный канал, по которому небольшие суда проходят с завидной регулярностью.
Однако, магия увиденного уже захватила нас – каждому не терпелось поскорее почувствовать под ногами доски шаткой палубы парусника.
Арендованные нами суда находились в разных гаванях, и до первого пункта нашего назначения мы добрались достаточно быстро. Так как это была маленькая деревушка, все предварительные сборы перед отплытием мы изначально собирались проделать примерно за десять минут. Но гавань ее, открывшаяся перед нами, изрядно смешала все карты: ее размер превосходил по площади деревню как минимум раз в двадцать, и поиски судна отняли у нас более часа. Высадив наших друзей и обсудив завтрашнюю встречу на морских просторах, мы двинулись к следующему кораблю.
Добравшись, наконец, до нашей цели, мы застыли в изумлении: вокруг древних, покрытых мхом патов тихо покачивались старинные суда, издали напоминавшие каких-то магических птиц из детских сказок. Поднявшись на борт, наша команда словно выпала из времени. По краям широченной деревянной палубы были расставлены лавки, осеннее солнце играло на полированном дереве штурвала, громадный грот с деревянной подставкой казался сделанным из одного бревна.
Руль был покрыт искусно вырезанными на его древесине птицами (нам не удалось точно установить их вид, из-за старости изображение одновременно было похоже и на пеликана, и на аиста), рубка дышала стариной сквозь маленькие зарешеченные стеклянные окошки, а кают-компания погружала в атмосферу уюта своими картинами, которые выхватывал из полутьмы стен тихонько покачивающийся светильник. Когда сталкиваешься с подобным бережным отношением к материальным памятникам своей страны, невольно проникаешься глубоким уважением к голландцам.
Знакомство с судном
Голландские традиционные суда отлично подходят для хождения по прибрежным зонам и сетям каналов, впадающих в Северное море. Люди, управляющие подобными кораблями, пользуются большим уважением у местных жителей. Во всех посещенных гаванях нам всегда предлагали самые удобные места для стоянки, и даже давали разрешение проходить по городским каналам! Мы свободно могли любоваться на центры некоторых городов прямо с палубы, и ни разу не сталкивались с какими-либо ограничениями.
В разговорах с местными мореходами, мы всегда чувствовали неимоверное уважение с их стороны из-за нашего деликатного отношения к живому историческому наследию их государства.
Среди старинных голландских парусников выделяются два основных вида кораблей: лемстерааки и виссерманааки. Первый тип представляет из себя судно, адаптированное для грузоперевозок, и, по факту, является обычной парусной баржей. Само название данного вида кораблей намекает на его предназначение (окончание «аак» буквально переводится с голландского как «баржа»). Второй тип же, виссерманаак, изначально проектировался в качестве рыболовецкого корабля для отлова угря и сельди. По этой причине он обладает громадным кокпитом с крайне ровной палубой. Жилые помещения на нем сильно ограничены, так как работа с сетями требует много свободного места.
Лемстераак в этом плане является прямой противоположностью своего собрата – кокпит на нем сильно сужен ради увеличения площади кают и складов. Ширина корпуса данных кораблей фактически идентична, и не варьируется на протяжении всей их длины. Ни их корма, ни их нос не имеют сужений, что даже на виссерманааках обеспечивает достаточно большой объем внутреннего пространства. Характерное для современных яхт разделение жилой площади на несколько двухместных кают на данных кораблях отсутствует. Они могут обладать самой различной планировкой, но, как правило, включают себя одно помещение с двумя спальными местами и несколько крупных отсеков, рассчитанных на содержание четырех и более человек.
Гальюн, к сожалению, только один на все судно, вне зависимости от его комплектации. А вот размеры кают-компании на любом из них внушают почтение – она всегда огромна, и вызывает ощущение уюта своей красивой старинной отделкой. Система отопления также является обязательным элементом на каждом паруснике. Надо сказать, что нам сильно повезло: судно, на которое мы получили разрешение, имело батареи не только в каютах, но и в гальюне.
Из-за размеров кокпита на виссерманааках каюты в кормовой части корабля были немного тесноваты, и, по сути, выступали просто спальными местами. Зато на камбузе создатели парусника явно не экономили. Он выглядел весьма основательно – его холодильники запросто вместили бы в себя запас провианта на несколько месяцев плавания, газовая плита была лишена карданного вала, а размер предназначенных для нее газовых баллонов внушал наиболее осторожным из нас некоторые смутные опасения.
Хозяева корабля не торопились передавать нам свое ненаглядное детище: они обстоятельно расспросили нас, пытаясь понять, заслуживаем ли мы столь высокого уровня доверия, а затем, успокоив свою душу, детально объяснили все особенности управления и навигации своего судна. После этого был проведен экзамен для наших капитанов, который они, надо сказать, сдали просто прекрасно.
Он включал в себя прохождение небольшой дистанции на тяжелых неповоротливых и неуклюжих лодках, разворот на узком пяточке пространства и грамотную швартовку. Управлять такими судами значительно труднее, нежели обычной яхтой, которая чутко прислушивается к каждому движению руля. Из-за плоскодонной конструкции корпусов и отсутствия развитой формы киля, резкая смена направления при движении корабля просто невозможна.
Повысить управляемость судна можно только с помощью шверта, который должен опускаться в воду со стороны, обратной направлению поворота.
Из разговоров со старыми местными моряками, мы выяснили, что одной из главных тонкостей использования гафельного оборудования судна, является, как ни странно, отказ от использования кливера. Как порекомендовали нам морские волки, показывая на его полотнище, стягивающее собой доску бушприта: «Смотрите, как его хорошо свернули. Таким его и оставьте, не надо ничего трогать».
Солнце наполняло осеннее утро, небо было ясным и ласкало наши лица остатками летнего тепла. В календарь, показывающий самое начало октября, верилось с большим трудом. И еще тяжелее было поверить в то, что глубокая синева, раскинувшаяся перед нами, принадлежала Северному морю. Аккуратно заведя старенький, но находящийся в отличном состоянии движок, мы с нетерпением вглядывались в даль, прислушиваясь к мерным толчкам его восьмицилиндрового дизельного сердца.
Моторный отсек судна был расположен под толстенной плитой из стали, которая весила, наверное, не менее шестидесяти килограмм. В нем же был уставлен и сальник устаревший модели, на котором каждый вечер приходилось крутить ворот для установки нужного давления.
Первое плаванье
Наконец-то мы вышли в море! Опустив бушприт, который изначально был поднят вверх для уменьшения размеров судна на стоянке, под порывами попутного ветра мы приступили к установке страховочной сети и подъему паруса. Используя хитрый механизм, соединяющий трансмиссию, мы подняли рангоут грота до упора, приведя переднюю шкаторину в натянутое состояние.
Выключив лебедки трансмиссии, команда приступила к установке ее задней сестры, придавая подъему гафеля нужный нам угол. После натяжки бакштага, наше судно медленно легло на свой курс. Из-за слабого ветра, скорость не дотягивала и до двух узлов. Не помогал ни стаксель, ни опущенный шверт. Свернутый кливер, от использования которого нас отговаривали на берегу, притягивал все больше и больше взглядов. И, наконец, самый смелый из наших матросов полез-таки на брушпирт, чтобы размотать его. Мгновение – и вот наше судно уже летит по стеклянной глади Северного моря через воды залива Зюйдерзее.
Работа навигатора у побережья Голландии имеет ряд специфических особенностей. Обилие мелей и судоходных каналов требует доскональной проработки маршрута. Первым пунктом назначения в нашем путешествии стал Эндхаузен – древнее поселение, обладающее хорошо сохранившимся центром со множеством исторических памятников. Гавань его была сродни по размерам самому городу и даже в это время года была забита судами под завязку. Товарищи с первого судна уже поджидали нас здесь. После обмена первыми впечатлениями, мы отправились все вместе прогуляться по городу.
Из наиболее интересных его мест стоит выделить Палату мер и весов, старые стены со средневековыми бастионами и ратушу, построенную в XVII веке.
На выходе из города мы столкнулись с нашим первым шлюзом. Устроен он был несложно: перед ним располагался канал, в котором суда находились на ожидании, и, как только над ним загорался зеленый свет, можно было отшвартовываться и проплывать. Процесс прохода через шлюз не отнял много времени, мы даже не заметили сильных перепадов воды.
Нашей новой целью стал Хорн, расположенный всего в 10 милях. Этот город обладал богатой историей, и на его улицах сохранилось множество зданий эпохи Возрождения. Его основателями были датские и северогерманские торговцы, и на территории Северной Голландии он является одним из самых красивых. Архитектура его улиц чарует невообразимыми формами – фасады зданий здесь покрыты диковинными образами из лестниц, шей и колоколов. Именно он подарил миру знаменитого Корнелиуса Схаутена, открывшего южную часть Огненной Земли.
Пройдя на территорию города каналами, мы пришвартовались у бывшей тюрьмы, в которой теперь располагается городской музей. Утром нам сообщили, что данная стоянка – частная. Однако, выгонять нас никто не стал, так как ее хозяин временно отсутствовал. Старинный парусник словно окунал свою команду в глубины истории, и духовно роднил ее с местным населением.
Выпив поутру местного чая мы вновь подняли паруса, отправившись к следующей точке нашего интереса – к царству лучших в Европе сыров под названием Волендам. Несмотря на то, что его гавань тоже была забита, после непродолжительных переговоров по рации нам выделили одно из самых удобных для швартовки мест.
Прогулявшись по древним набережным городка и разжившись традиционными голландскими мягкими тапочками (были варианты и из дерева, но познакомить с ними свои ноги желающих среди нас не было), мы закончили знакомство с ним торжественным посещением сыроварни, и лично проинспектировали хваленые вкусовые качества голландского сыра.
Вновь перелетев через морскую гладь Зюйдерзее, мы прошли через шлюзы на его обратной стороне. Прямо перед нами красовалась Батавия – удивительная верфь, до сих пор производящая аналоги кораблей XVII века. Одной из самых знаменитых ее копий было судно Ост-Индийской компании Голландии, после которого, как рассказали нам местные, она начала стройку своего нового проекта – восьмидесятипушечного линейного корабля под названием «Семь провинций». Его стройка велась аж с 1995 года, и когда мы проходили рядом с верфью, он находился на последней стадии завершения, бросая на наше маленькое суденышко свою величественную тень.
После переходя длиной в двадцать миль, мы добрались до Урка. Это маленькое и уютное прибрежное поселение с забавными, словно игрушечными, домиками.
Главной его достопримечательностью является огромный маяк, столь сильно контрастирующий со стремящимся к миниатюрности городком у его ног.
Шторм и конец нашего путешествия
Следующим утром мы столкнулись с первыми сложностями – резкая сменившаяся погода бросала нам в лицо капли дождя и хлестала одежду резким встречным ветром. Пришлось идти лавировкой, вкладывая в каждый поворот судна усилия всего экипажа. Старые голландские корабли неповоротливы, даже для небольшого смещения пера из тяжелой и намокшей древесины, капитану требовалось более десяти раз совершить полный оборот штурвала. Бедный рулевой все время был вынужден следить за громадным гиком, который с завидной регулярностью пролетал у него над самой макушкой.
Сущим везением оказалось наличие на нашем судне автоматического стакселя, который позволял производить замену рабочих шкотов только у кливера. Наши товарищи на других кораблях были вынуждены возиться еще и с ним. Разбивая своим тупым носом встречные волны, наше судно фактически не теряло скорости за счет своего веса, однако захлестывающие за борт потоки воды принесли нам изрядное количество острых ощущений.
Дикий ветер и мощные волны долго не давали нам спрятаться от непогоды в одной из гаваней – входы в них были недостаточно широкими для нормального маневра на такой скорости, а плыть медленнее нам мешал сильный дрейф. В итоге, поймав подходящее окно в бушующем шторме, наши капитаны смогли-таки провести нас в одну из тихих и уютных пригородных бухт. Несмотря на то, что гавань опять была забита, местные, как и всегда, быстро подобрали для нас удобное местечко.
Город назывался Хинделопен. У его шлюза красовался маленький домик прямиком из 12-го века с небольшой колокольней на крыше. Отдыхая, мы выяснили что в пределах города расположено несколько музеев, посвященных конькам, и один – краеведению. Улиц в нем фактически не было – их здесь заменяли каналы, по которым сновали ярко раскрашенные лодки. Пребывание в нем вновь окунуло нас в атмосферу какой-то удивительной сказки.
Время пролетело незаметно, и пришла пора возвращаться к исходной точке нашего плаванья. Счастье хозяев, вновь увидевших свои драгоценные парусники целыми и невредимыми, просто нельзя передать словами. Нас также сильно обрадовала и удивила их готовность сдавать нам данные корабли и в будущем.
Мы незамедлительно приступили к обсуждению условий, и решили организовать настоящую регату, придав ей оттенок исторического квеста на тему Ост-Индской компании Голландии.
Историческая регата
Наступил октябрь следующего года, и вновь перед нами раскинулись местные морские просторы. На этот раз нашей компании удалось заполучить сразу пять кораблей – одного виссерманаака и несколько лемстерааков. Один из них был назначен в качестве судейского, а остальные суда были распределены между четырьмя акционерными компаниями.
Надвигался очередной осенний шторм, и предстоящий маршрут регаты требовал тщательного планирования. Поэтому, как только мы получили корабли в свое управление, было решено пересечь Зюйдерзее и укрыться в Хинделопене. Расстояние было небольшим, и уже скоро мы входили в знакомую по предыдущему плаванью гавань.
Утро встретило нас хмурыми лицами облаков и резким ветром, недвусмысленно намекающим на приближающийся шторм. Пополнив свой запас необходимых для борьбы с природой средств в местных магазинах, мы миновали городской шлюз и укрылись во внутренней сети каналов, где в нас и вцепилось, наконец, ненастье. Переждав вспышку бессмысленного и беспощадного гнева со стороны морской погоды, мы вновь пустились в путь. Первой точкой назначения в этом путешествии стал для нас город Снек – чудесная страна кукольных домиков и ухоженных улиц-каналов, мягко обтекающих его древнюю архитектуру.
Данное поселение являлось единственным уцелевшим городом Фрисландии, вокруг которого дремали возведенные в XVI веке старые крепостные стены. На подходе к нему нас встретили водные ворота, возведенные в эпоху Возрождения. Проведя в нем сутки, мы отшвартовались, и ушли к югу, добираясь каналами к бескрайней глади залива.
Перешагнув Зюйдерзее, мы опустили паруса рядом с нашим старым добрым другом – городом Эндхаузен, вновь распростершим перед нами свои гостеприимные улочки. Тут противоборствующие команды сошлись в первом испытании, пытаясь тактильно определить происхождение разных тканей и по запаху установить название всевозможных пряностей. Главным и самым сложным заданием стал сбор секстанта из подручных средств, которое, на удивление, не вызвало ни у кого особых сложностей. Более того, умопомрачительные конструкции из скотча и кусков старых табуреток даже неплохо работали, и их вполне можно было бы использовать в полевых условиях для установления точных координат!
Следующей контрольной точкой нашего забега был Медемблик, город, где частота проведения мировых чемпионатов могла бы посоперничать с частотой регат, проводимых в крупных портовых городах. Гавань его была забита яхтами под завязку, и появляется ощущение, что количество местных жителей уступает пришвартованным судам как минимум вдвое!
Очередной этап гонки привел нас к шлюзу громадной дамбы залива, которая отделяла его от вод Северного моря, закрывая дорогу бесконечным приливам. Пройдя через нее, мы рванули по судоходному каналу к очередной остановке – острову под названием Тексел.
Это место является живой историей. Именно сюда приходили, и именно отсюда отправлялись корабли Голландии, следующие по ост-индийскому торговому маршруту. Одной из особенностей острова является Северо-Атлантическое течение, у которого он стоит на пути. Оно выносит на его пляжи все, что когда-то было погребено в морских глубинах. Практичные голландцы, разумеется, быстро приспособили это удивительное явление под свои нужды, и теперь на острове работает специальный музей, посвященный кораблекрушениям.
Все, что извергает из себя пучина, теперь проходит бережную обработку и превращается в очередной его экспонат, на который может полюбоваться любой желающий.
К его берегам мы подходили уже при свете луны, маневрируя среди раскиданных по гавани буев и столбов. Из-за сильного ветра швартовка превратилась в еще одно экстремальное приключение, но опыт наших капитанов в который раз оказался сильнее непогоды. Все корабли добрались до места назначения без единой царапины, благополучно избежав угрозы стать очередным экспонатом в местном музее.
Ненадолго задержавшись для осмотра городка и облегченно выдохнув, мы пустились в обратный путь. Нас снова встретили уже ставшие милыми сердцу шлюзы и каналы голландского побережья. Когда мы сдавали в Зюйдерзе суда, их хозяева приглашали нас приезжать и на следующий год. К сожалению, мы не смогли ничего им пообещать – у нас уже были составлены на него планы, и Голландия в них не входила. Но забыть ее сказочную красоту, как и путешествие на этих старинных кораблях, мы точно не сможем. Такое остается в сердце навсегда.