Насколько можно быть уверенным в техническом потенциале лодки? На этот вопрос не всегда дадут ответ владельцы чартерных судов. Потому приходится убеждаться на практике, арендуя судно. Что из этого получается?
Опыт прохождения от Хейлигенсхафена до Гетеборга
На две недели яхтсмены из СМИ решили поучаствовать в прогулке на воде, арендовав судно по заданному маршруту. Но нужно было и преодолеть обратный путь от красивейшего архипелага. Радужные мечты рисовались в голове, словно сюжет интересного фильма.
Нельзя сказать, что сомнений не было. Яхту владелец предложил нестандартную: Vindö 50, построенную в 1979 г. Судно курсировало по волнам на протяжении 35 лет. Классический формат лодок быстро разошелся по собственникам, и их можно увидеть, пришвартованные в маринах северной Европы. Правда, доступ туда только для избранных.
Правда, на борт Elida журналистов пустили, поскольку бренд Chartership пользуется спросом среди любителей чартерных путешествий. Компания давно использует эти агрегаты, которые можно отнести к винтажному классу. В целом компания рада предложить любые версии, начиная с Hallberg-Rassy 29 и заканчивая Gib’Sea 126. В аквапарке бренда находится 34 судна, швартующиеся у причалов на территории между Грайфсвальдом и Фленсбургом. Не ждут ли проблемы с этими «старичками», находящимися на вооружении компаний более 35 лет, в пути?
За неделю прогулки по воде придется отдать 1200 евро. Практически это предложение по выгоде сравнимо с путешествием на «Бавария-31 Круизер». Такие лодочки обладают функционалом и просторностью не хуже. Причем и подпалубное пространство довольно обширное.
Отсюда и высокая цена на прогулку без возможности торговаться с владельцем.
На заметку! Более доступными в ценовом сегменте могут выступить только маленькие суда, но такие в чартере дефицит. Причиной дороговизны аренды старых яхт по цене новых становится сложность поддержания технического состояния катеров. Ухаживать за старенькой яхтой гораздо сложнее, приходиться вкладывать немало средств, сил. К тому же, это всегда благородные марки, проверенные временем.
Состояние яхты
Дополнительным аспектом, вызывающим сомнения, является техническое состояние Vindö с удлиненным килем. У лодки малое перо по площади на задней кромке. Насколько комфортно дается управление судном? Как швартоваться в гавани? Владелец рассеивает сомнения, предложив короткий выход в море в Хайлигенхафене. Практически ангельское терпение проявил судовладелец Гекемайер, показывая рулевые секреты, швартовки, раскрывая возможности адаптироваться к двигателю. В рамках тестирования яхтсмены решили присмотреться к судну тщательно. Посмотрели камбуз после 10-ти лет плавания. Проанализировали состояние встроенных элементов, проверили чистоту гальюнов. Надежно ли устроена мореходная конструкция? Изначально сомнения улетучились после этих проверок.
Внутренний дизайн впечатлил, поскольку интерьер выглядел, словно только что с завода. Но владельцу нужно отдать должное: он поменял полы, панели покрасил в белоснежный цвет, пролачил деревянные поверхности. Даже текстильные подушки сохранили первозданный вид, как будто только сшиты на фабрике.
Любопытный факт! Дерево давно пришлось по душе аристократам, использовавшим лодку. В дизайне много деталей из латуни, ламповые абажурчики, вносящие акцент старины. Каюта капитана создана максимально комфортно, вкусно, чтобы шкипер просто отдался приятным ощущениям, постигая характер волн. Для любителей более эпатажных интерьеров лучше использовать иные версии судоходных средств.
Ряд некоторых вещей зависит от «стажа» службы лодки. К примеру, духовые шкафы бывают встроены в камбузное оборудование. Однако на «Элида» такой агрегат не предусмотрен. Электрооборудование владелец затронул только частично, обновляя экипировку. Но все работает безупречно. Чистота гальюна поражает, хотя на протяжении многих лет он активно использовался. Правда, льяла, машинный отсек, конечно, машинные пятна, отложения в трюме не скрывают. Хотя все это никоим образом на ходовые свойства не влияет. По сути, функциональность оставлена, проявляя себя наилучшим образом. Гекемайер все лодки бережет, ухаживая, как за детьми, меняя и чиня двигатели.
Состояние парусов – ответственность, взятая производителем.
Скептическое отношение тут неуместно, особенно если заглянуть в «мировую паутину». Согласно тесту 1973 г., «Виндо 50», хотя водоизмещение у него 5,5 т., проявляет отличные показатели хода даже при слабой силе ветра. Хотя это звучит очень смело, практика этот факт доказывает. Но шкиперам приходится адаптироваться к старой лодке по-новому: некоторые вещи выглядят странно. Примером служит рифовая лебедка, помещенная на гике.
То же самое касается стального грота-фале, который вбирают мачтовой лебедкой. В прошлые эпохи эти элементы считались стандартными, и о проводке ходовых в пространство кокпита в те времена шкиперы не слыхивали. Особенности старых судов можно отыскать в сообществах, на порталах собственников яхт. По их отчетам можно приноровиться к судовому потенциалу старинных версий. Внушительный опыт эксплуатации яхт редко можно встретить у новых кораблей.
Спрос на чартер
В Швеции, на родине «Виндо», судно пользуется спросом. Яхтсмены любят такие прогулки по волнам, чувствуя преимущества фрахта уже на первых секундах обращения с судном. Это хорошая возможность общения с судовладельцами других катеров. Кстати, многие из них были уверены, «Элида» не может быть зафрахтованным катером. Бизнесмены сразу заинтересовались тест-драйвом журналистов. В принципе Швеция не относится к странам, где фрахтингом пользуются часто, поскольку на этой территории всегда открыты шансы на коммуникацию с владельцами разных версий катеров. Паруса строились на «Элиде» так, как отчеты собственников обрисовывали картину. Более того, S-образные обводы «рюмочной» формы давали мягкое курсирование по воде пролива Каттигат. Качка не особо ощущалась, была нерезкой ввиду большого водоизмещения.
Большое количество мачтовых лебедок требует усиленного контакта с парусным полотном. Но гибкость яхты, ее адаптированность к воде продумана, потому выйти на мачту – занятие простое, не сопряженное с акробатическими трюками. Яхты XXI века с U-образными обводами идут жестче. Кокпит в узких формах отлично защищен от волн, поражает эргономическими дизайнерскими решениями.
Но стоянка в шхерах показали-таки себя недоработки инженеров. На завтраке яхтсмены могут ощутить некоторые неудобства, не хватает места. Подъем по трапу после купания тоже непросто устроен. В этом плане инновационные современные суперяхты опережают «старушек».
Некоторые области яхтостроения еще отстают. Тест-драйвы, устроенные журналистами, служат примером, как можно распознать недостатки, выделить преимущества старых судов задолго до покупки б/у агрегата.
Однако нанимать частные яхты в чартер – довольно рискованная затея. Практически все операторы рынка€ работают как агентства. Это брокеры, не обладающие своей флотилией. Они заключают договора с собственниками лодок. Забронированная бригантина может оказаться неисправной, недоступной по определенным причинам. Тогда альтернативного судна чартерные фирмы не предоставляют. В связи с этим операторы со своим флотом намного выгоднее. Хотя предоплаты за бронь судна нет. Естественно, нужно ориентироваться на возраст яхт. Опять же «Элида», хоть и старенькая, не подвела. Выбирать старую или новую решает каждый сам. Главное – определиться с целями путешествия, проконтролировать состояние конструкции на берегу.