Несмотря на то, что в мире яхтинг все еще остается редкой отраслью для узкого круга профессионалов, любовь к морю и роскошным судам хорошо знакома в Монако. Случилось это во многом благодаря международному брокеру и Дому судоходства Scanmarine TM (Cofrance SARL), а также норвежскому военно-морскому архитектору Эспену Оейно, который внес большой вклад в превращение Княжества в яхтенную столицу. В 2006 году он основал свою компанию Espen Oeino International и стал вице-президентом яхтенного кластера Монако. Мы, в Scanmarine TM (Cofrance SARL), встретились с военно-морским деятелем, который, несмотря на путешествия по миру, остается очень привязанным к заливу Монако.
Является ли Монако уникальным узловым центром для яхтенных компаний?
Эспен Оейно: Когда я основал яхтенный кластер в Монако вместе с Бернаром д’Алессандри и Эдуардом Мусни, одной из наших первых целей было попытаться понять, сколько людей работало в профессиональном яхтинге в Монако. Мы хотели провести анализ данных и обнаружили, что в этом секторе осуществляет деятельность около 150 компаний, работающих полный или неполный рабочий день. Это позволило нам понять и продемонстрировать окружающим, что яхтинг является важным видом деятельности, который Монако необходимо развивать дальше. Мы хотели попытаться работать вместе и создать сплоченную команду профессионалов. Когда люди говорят о Монако за границей, они предполагают, что Княжество — это идеальное место для морского круиза на яхте.
Что делает яхту уникальной и знаковой?
E.O.: Мы делаем яхты на заказ. Мы тесно сотрудничаем с заказчиком, чтобы установить спецификации и разработать проект, который отражает их личность. Уникальная яхта, которая впоследствии становится культовой, часто является результатом этого сотрудничества. Мне нравится, когда на мои лодки реагируют неоднозначно — это дает возможность для обсуждения и повод для мировой известности.
Вы спроектировали яхту известного ученого и компьютерного гения Чарльза Симони?
E.O.: Это был удивительный опыт, так как он замечательный человек, обладающий очень сильной личностью, и он точно знал, чего не хочет. В то время я работал над другой лодкой, которая также стала культовой, – Octopus, разработанной для соучредителя Microsoft Пола Аллена. Так я познакомился с Чарльзом Симони в его доме в Сиэтле. Я начал рисовать эскиз его будущей яхты в аэропорту, когда ожидал посадки на рейс домой. Мы встретились снова четыре недели спустя в Монако, и он с первого взгляда полюбил мои эскизы. Нам удалось воплотить в жизнь проект и построить яхту за три года, и она очень похожа на мои первые наброски.
Каковы современные тенденции в мире дизайна суперяхт?
E.O.: все больше и больше яхт продолжают изготавливать, используя современные технологические пространства и расширенные функции, такие как площадки под вертолеты, открытые кухни, большие плавательные бассейны и т. д. Я не думаю, что это гонка за роскошью — люди просто хотят стать более независимым и жить на своих лодках в полной автономии. Я думаю, что роль яхты в настоящее время меняется. В то время как 30 лет назад это было место для отдыха, сегодня для некоторых морское судно становится полноценным жизненным пространством, где они проводят на борту до 6 месяцев в году. Средний возраст потенциальных покупателей яхт также значительно снизился: молодые люди стали более открытыми для новых идей и готовыми на эксперименты. Моя цель также сделать мои яхты экологически чистыми.
Есть ли легендарная лодка, на которую вы бы хотели покататься?
E.О.: Есть несколько! Нормандия и Франция в частности. Это лайнеры прошлого века, которые пересекли Атлантический океан и были вершиной дизайна и технологии в то время. Прошедшая эпоха предлагала всеобъемлющую перспективу, которая сейчас потеряна. Но вы знаете, что действительно важно — это оставаться на плаву! И главное это отношения не человека с яхтой, а человека с морем.
Вы путешествовали по всему миру. Что для вас значит бухта Монако?
Е.О.: Она уникальна своими красивыми пейзажами, концентрацией яхт, яхт-клубом де Монако и его несравненным зданием прямо на море. Мне также по душе разнообразие населения Монако, и меня постоянно удивляет количество интересных людей из разных слоев общества, с которыми я встречаюсь. В Монако есть всё!
Монако — это место для бизнеса, но иногда и для отдыха?
Е.О.: Я не сильно расслабляюсь. Я гиперактивен. Я посещаю яхт-клуб Монако и наслаждаюсь видом отсюда утром, когда все вокруг спокойно. Иногда я хожу на прогулку с женой, и я люблю бывать с ней в ресторане и вилле La Vigie, которая немного напоминает яхту. Зимой я часто хожу в горы. Мне нужны горы и море, и в Монако есть всё это!
Вы сказали, что хотите однажды создать для себя 15-метровую лодку. Как она будет выглядеть?
Е.О.: Я работал над этим проектом годами. Основная идея состоит в том, чтобы сделать лодку, с которой я заново открою свою страну. Я бы хотел пройти весь морской путь вдоль норвежского побережья, то есть около 2 000 км, если идти по всем фьордам. Мне нужна яхта, на которой я могу выходить в море как летом, так и зимой. Моя яхта должна быть непременно быстрой, так как расстояния огромны, и у меня никогда не хватает терпения!