Яхтенное шоу в Монако — одно из самых популярных мест, на которых владельцы больших состояний демонстрируют свою обеспеченность и превосходство над остальными. В 2016 году на данном мероприятии был установлен новый рекорд – 35 тысяч гостей пришли сюда для того, чтобы увидеть своими глазами огромную коллекцию из 125 гигантских яхт, общая стоимость которых — практически три миллиарда долларов. Однако суперяхты — далеко не самая важная часть данной выставки. По сути, в день проведения мероприятия Монако превращается в один большой рынок для миллионеров.
Вокруг, находясь в палатках, стояли многочисленные продавцы, предлагающие нужные и не совсем вещи посетителям данного шоу: подводные лодки, вмещающие огромное количество посетителей, бронированные автомобили для безопасной езды, гидроциклы и прочие вещи.
В яхтенной индустрии одной из самых важных характеристик судна является его размер. Именно он определяет стоимость. В качестве примера можно привести то, что после мирового кризиса в 2008 году восстановили прежнее положение максимально быстро именно верфи, производящие премиум яхты гигантских размеров. Если верить статистике, то за период с 2011 по 2016 год было приобретено около шестидесяти новых суперяхт, длина которых составляет более семидесяти метров. На данный момент еще 59 судов заказаны и находятся в процессе постройки. И это при том, что многие бизнесмены находятся не в лучшем положении: одни из основных покупателей, страны Ближнего Востока и Российская Федерация с Соединенными Штатами, потерпели существенные убытки в связи с падением стоимость нефти. А на Россию, кроме того, были наложены многочисленные санкции.
Однако подобные изменения в мировой экономике не могли не изменить основную аудиторию производителей суперяхт — теперь больше всего их покупают жители Соединенных Штатов (около трети от мирового производства) и Великобритании.
Современные тенденции
Необычные дополнения к судам также показывают статус владельца. Например, раньше было популярно наличие бассейнов и различных вертолетов, однако со временем они начали появляться на большей части данных судов и потеряли свое значения индикатора статуса. Теперь появились новые дополнения: например, в последние годы начали обретать стремительную популярность дополнительные суда. Они необходимы для того, чтобы на огромных судах появилось еще больше места. Все водные средства транспорта перемещаются с основного судна на дополнительное, и, по желанию владельца, их переносят к нему на основное судно.
Также на рынке появились яхты-гибриды: например, Argo, которая соединила в себе качества исследовательского судна и дополнительного.
Кроме того, подобные вспомогательные яхты нередко выставляются на различных яхтенных шоу. Например, на недавней выставке в Монако дополнительное судно стало своеобразным вместилищем, где можно было увидеть абсолютно все современные водные игрушки: скутеры, оборудование для подводного плавания, гидроциклы и прочие вещи вроде настоящей подводной лодки. Кстати, в мире суперяхт давно ведется спор, целью которого является определение самой лучшей формы для подводных лодок: часть людей считает, что лучше круглых ничего нет, а другие же думают, что субмарины должны по форме напоминать сигару.
Владельцы судов пытаются получать максимально возможное пространство, при этом иногда используя ненужные в определенный момент территории. Например, нередко площадки для посадки вертолетов становятся кинотеатрами.
Главная цель приобретения подобного рода яхт — показать миру свое богатство так, чтобы о нем знали абсолютно все.
Желание выделиться
Но у суперяхт есть и еще один достаточно существенный плюс — возможность уйти от всего мира в океан. Яхту можно показывать миру, не боясь преследования или обнаружения (как, например, нередко происходит с гостиницами и частными домами), ведь по желанию владельца она может покинуть населенный пункт и отправиться бороздить океан. Нередко владельцы подобных огромных яхт посещают суда друг друга для того, чтобы оценить их и изучить список посетителей.
В мире больших яхт есть и другие противостояния: например, любители парусных судов (по большей части они проживают в странах старого света или в бывших английских колониях), выделяют себя на фоне владельцев моторных лодок. Многие компании, которые занимаются производством парусных судов, специально показывают простоту яхт в сравнении с гигантскими судами. Парусные яхты напоминают небольшой домик, а суперяхты — гигантский жилой комплекс.
Присутствует в мире больших яхт также и желание путешествовать не только в распространенных и изученных местах, а в труднодоступные области, такие как Антарктида или фьорды стран Скандинавии. Многие владельцы бизнеса, связанного с современными технологиями, предпочитают приобретать собственные суда не для того, чтобы показать свое богатство, а попросту для разнообразия и получения новых ощущений.
Причин для приобретения суперяхт много, но последствие у них одно — процветание рынка гигантских судов.
В 1991 году, когда была проведена первая яхтенная выставка в Монако, на всей планете было всего около тысячи суперяхт (то есть судов, длина которых составляет более тридцати метров). Сейчас их около 4 500, и еще пятьсот на данный момент строятся. Компания Warsash, которая специализируется на обучении работников в сфере яхтинга, заявила, что ежегодный оборот в этой области яхтенной индустрии составляет около двадцати четырех миллиардов долларов, а количество людей, связанных с ней – 150 тысяч. Наличие индустрии суперяхт является источником постоянного дохода для различных марин, производителей снаряжения, страховых агентств. В качестве примера можно привести и существования необычного судна, которое произвела верфь DYT: оно необходимо исключительно для того, чтобы перевозить другие лодки в популярные места яхтинга, такие, как Карибские острова и так далее.