Atlantic Rally of Cruisers (ARC) — трансатлантическое яхтенное соревнование, которое проводится ежегодно. Оно входит в число самых крупных событий парусного спорта мира. Перед началом состязания судно необходимо подготовить, ведь во время перехода нередки поломки.
В 2014 участник из Санкт-Петербурга Виктор Анищенко на своем судне «Юлия» пересек Атлантику во время участия в данном состязании. Эта гонка считается самой известной из трансатлантических. В ней ежегодно принимает участие до 250 судов из сорока различных государств. Первое состязание ARC прошло в 1986 году, и маршрут начинался на Канарских Островах, а завершился в Санта-Люсии. Маршрут достаточно большой, но яхты проходят его меньше, чем за месяц. Соревнование организовываются компанией World Cruising Club.
Руководитель команды судна «Юлия» (Delphia 33) хотел принять участие в данной регате очень давно — такая мысль появилась за пять лет до участия. Несомненно, соревнование принесло команде огромный опыт и дало возможность показать свои способности, однако немаловажной частью была подготовка к регате. Грамотно подготовить судно к такому длительному переходу, многие участники которого сходят с дистанции из-за неисправностей яхт — достаточно непростая задача, и для ее исполнения необходим большой опыт.
Конструкция яхт
На самом деле суда, предназначенные для трансокеанских путешествий, доступны лишь в ограниченном количестве и стоят достаточно дорого в сравнении с классическими яхтами. Например, атлантическое ралли ARC и другие подобные переходы рекомендуется совершать на судах, по длине не меньше 33 футов, которые обладают достаточной длиной киля и обводами кормы узкой формы. Кокпит должен быть максимально эргономичным, ведь места на судне не очень много. Такое мнение об идеальной яхте для трансатлантических соревнований сложили профессиональные яхтсмены, занимающиеся этим делом давно и судостроители.
Однако в реальности такие суда используются крайне редко, ведь в свободной продаже их очень мало. На соревновании 2014 года, в котором принимала участие яхта «Юлия», большинство яхт было обычными серийными судами, предназначенные для семейного отдыха и небольших путешествий и не рассчитанные на длительные маршруты с тяжелыми условиями. Кроме того, далеко не всегда в состязании принимают участие суда известных компаний. Из-за характерных для яхт семейного класса обводов и наличием достаточно большой кормы подобными судами управлять гораздо труднее, чем рекомендуемыми. Особенно это заметно на пассатах.
Несмотря на то, что используются достаточно старые и не предназначенные для таких длительных переходов суда, большинство яхт все же доходит к концу дистанции, и это остается неизменным во всех состязаниях этой регаты. Однако до десяти процентов из людей, которые решили принять участие в соревновании, не могут попасть на финиш. Большинство причин схода с дистанции — именно неполадки с яхтой.
Эта статистика доказывает, что большинство европейский производителей обеспечивают высокий уровень надежности судов и соответствуют всем стандартам.
Однако нередко владельцы попросту не могут объективно оценить состояние своей яхты, из-за чего отправляются в соревнование, которое судно попросту не переживает. Нередко даже на стартовых этапах состязания на корпусах появляются трещины и расслоения, кили, мачты и так далее ломаются. С яхтой «Юлия» также однажды произошла такая неприятная ситуация. Это было во время состязания 2012 года. Спустя шестнадцать часов после старта состязания в пятидесяти морских милях от суши у яхты повредилось перо руля. В металле было несколько дефектов, а сам он использовался очень активно и долго. В судно ударила волна, и баллер из алюминия, диаметр которого составлял семь сантиметров, отломился. Для того, чтобы вернуться назад, пришлось потратить около девятнадцати часов.
Из этого члены команды сделали несколько выводов. Во-первых, начинать длительные и тяжелые соревнования на новых судах, которые еще не использовались в деле, нельзя, ведь в новых судах может присутствовать немало дефектов. Во-вторых, та часть судна, которая используется давно, должна перед каждым выходом в море тщательно проверяться и, если есть такая необходимость, то нужно чинить даже самые небольшие дефекты. В-третьих, нужно привлечь специалистов для того, чтобы они непрерывно диагностировали яхту и находили малейшие поломки (если нет такой возможности, то делать это самостоятельно).
Также во время ремонта повреждений нужно не только заниматься восстановлением поврежденных элементов, но и заняться усилением проблемных элементов.
Жизнь на судне
Большинство серийных яхт, при должном обслуживании, обладает вполне подходящими для длительных переходов характеристиками прочности и надежности. А вот обитаемость таких судов находится на крайне низком уровне. Большинство океанских крейсеров в современном мире строится для того, чтобы они были комфортны для нахождения в марине, а вот на воде пребывание гораздо хуже.
На данный момент большинство семейных яхт не предназначено для длительного пребывания на воде. Нередко встречаются пятидесятифутовые яхты с пятью гальюнами, но без нормальных коек, которые должны быть расположены в центре тяжести судна. Большинство салонов оказываются очень широкими, и для того, чтобы нормально в них передвигаться, необходимы поручни, которые производитель не устанавливает. Камбуз нередко занимает очень много места. Путешественникам приходится спать на очень широких лежанках, которые конструкторы почему-то устанавливают на самый край судов. Для того, чтобы сон был нормальным и доставлял удовольствие, необходимо располагать каюты ближе к центру тяжести, но никак не на краю яхты.
Проблемы были и на яхте команды — у «Юлии» было сразу несколько конструктивных проблем. Одна из основных — расположение камбуза. В большинстве судов он расположен не так, как на «Юлии», где камбуз находится в правой части судна. Из-за этого повар вынужден постоянно пытаться удержать равновесие и не может нормально готовить пищу. Все члены команды совершили одну большую ошибку — переоценку обитаемости судна. Яхта была обкатана просто отлично — совершился далеко не один выход в море, но таких длительных путешествий не был. В результате на протяжении всего путешествия команда была вынуждена питаться гораздо хуже.
Например, при хорошей погоде они ели консервы, хотя и позволяли себе одно горячее блюдо. Также из-за неудобного расположения коек и постоянной качки во время сна набивались синяки, а в некоторых случаях члены команды и вовсе получали достаточно сильные ушибы. Также сон был очень некачественным, что, несомненно, влияет на работоспособность.
Однако обитаемость, в отличие от технических характеристик, можно заметно улучшить без вмешательства профессионалов и больших затрат. Например, важной вещью является установка большого количества поручней во внутренних помещениях. В местах, где люди чаще всего подскальзываются, необходимо наклеить специальные полосы, выполненные из материала, который не скользит. В койках нужно устанавливать обвеса, а на крупных судах установить съемные койки. Повар должен иметь при себе страховочный пояс, чтобы не упасть во время качки.
Существует огромное количество подобных, с первого взгляда незначительных, но оказывающих огромное влияние на моральное и физическое состояние команды вещей.
Опасения по поводу ухудшения внешнего вида судна напрасны. Абсолютно все дополнения можно крепить не намертво, а оставлять возможность снятия. Узлы для крепежа и вовсе очень слабо заметны.
Вооружение
Авторитетные яхтсмены рекомендуют использовать на судне так называемые двойные спинакеры — парусное вооружение, которое предназначено специально для перемещения в пассатах. Эффективность и удобство использования данного снаряжения ставится под вопрос.
Большого опыта у команды «Юлии» в использовании подобного снаряжения попросту нет. Дело в том, что на судне команды никогда не устанавливалось подобное вооружение. У знакомых яхтсменов также не было опыта путешествий с таким спинакером. У такого снаряжения, несомненно, есть целый ряд плюсов, которые можно выделить, даже не используя его.
Проблема в том, что классический спинакер очень плохо работает на пассатах, и только двойной спинакер может исправить ситуацию. Дело в том, что во время океанских путешествий ветер всегда волнуется и присутствует зыбь. Происходит интерференция, и ее результат бывает непредсказуем. Если ветер слабый, то из-за качки ветер попросту вытряхивается из парусов и они вечно схлопываются.
Если, наоборот, ветер сильный, то появляется вероятность того, что судно может резко повернуть из-за смены направления ветра и его усиления. Кроме того, сильный ветер практически полностью невелирует преимущество лавировки бакштагами. На более слабом ветре при использовании этой техники скорость передвижения судна идет к максимуму (в таком случае «Юлия» разгоняется до достаточно внушительной скорости в восемь узлов ).
В условиях такого ветра самый надежный у наиболее удобный вариант парусности — очень популярный вариант, называющийся «бабочка». Он используется крайне часто и давно доказал свою эффективность. Несмотря на это, у него тоже есть немало недостатков — например, из-за заходов ветра приходится постоянно менять настройку парусов. После путешествия команда поняла, что необходимо было немного изменить конструкцию яхты и сделать так, чтобы завал-таль был сразу на двух бортах. Так парусами смог бы без особого труда управлять и один член команды. Благодаря использованию «Бабочки» яхта прошла двести морских миль за один день.
Электромеханическое снаряжение
Комфортное управление судном и проживание на нем создается во многом благодаря наличию современной электромеханической и электронной техники. Новые образцы выпускаются ежегодно, но у всех них есть две проблемы — потребление электроэнергии и ненадежность. Практически все современные яхты оборудованы навигационными огнями, системой связи, компьютером, автоматическим рулевым, автопилотом, приводами насосов, холодильником, кондиционером и так далее. Все эти устройства требуют очень большого количества электрической энергии.
Главный источник — батарея, от которой питается все судно. В результате исследования судов, участвовавших в этой регате 2013 года, выяснилось, что яхты длиной в 45-55 футов в среднем обладают батареями емкостью в семьсот А/ч. Суда большего размера требуют дополнительного запаса энергии — на них объем достигает 1000 А/ч. При этом практически все владельцы яхт испытывают острый недостаток в электричестве и вынуждены его экономить.
Для получения дополнительного заряда используются дизельные генераторы, солнечная электроэнергия, ветряки, устанавливаемые на судно, и водные генераторы.
На относительно небольшом судне «Юлия» недостаток электроэнергии является одной из основных проблем. Общая емкость батареи — всего 270 А/ч, а солнечная батарея, от которой питается судно, вырабатывает 100 Вт. Из-за этого члены команды вынуждены были принять все возможные меры, направленные на энергосбережение. От использования авторулевого пришлось вовсе отказаться, гальюн посещали на транце, при этом не зажигая свет. Несмотря на это, недостаток электроэнергии оставался очень серьезной проблемой.
Особо остро это было заметно ближе концу соревнованию, который пришелся на ночь, соответственно солнечная батарея не работала и энергии было очень мало. Электрической энергии было попросту недостаточно для того, чтобы связаться с судьями, и пришлось приблизиться к ним на минимальную дистанцию. В результате члены команды решили, что необходимо обязательно выделить небольшой аккумулятор для средств связи, ведь они могут сыграть решающую роль во многих вещах.
Согласно правилам данного соревнования, запускать двигатель разрешается, но за это придется заплатить серьезный штраф. Из-за этого команда была вынуждена воздержаться от запуска дизельного генератора. За девятнадцать дней состязания двигатель использовался только на протяжении шести часов. В большинстве случаев это были ситуации, когда судно завязало в саргассовых водорослях.
Одна из основных проблем использования современных технологий во время длительных переходов — ненадежность. С увеличением количества высокотехнологичного оборудования на судне оно становится гораздо сложнее, из-за чего повышается шанс поломки. Кроме того, сложное оборудование починить без специфических и объемных знаний очень трудно. В результате из-за огромного количества средств комфорта экипаж находится под постоянным риском выхода из соревнования.
Например, на судне «Юлия» попросту нет дублирующих помп для опреснения, на которых установлен ручной привод. Та же ситуация с осушительной системой. При подготовке к длительному путешествию стоит учитывать, что в случае отказа помпы даже добыть пресную воду из цистерны будет попросту невозможно (без механического вмешательства), что может стать очень неприятной причиной выхода из состязания.
Проблемы во время путешествия
Путешественник, который начинает такое длительное путешествие, должен подготовиться к тому, что абсолютно любой элемент судна может повредиться или перестать исправно работать. Для того, чтобы минимизировать вред от этого, необходимо составить специальный план действий, которые направлены на то, чтобы предотвратить подобные неприятные ситуации. Если они случились, то нужно уметь исправить случившееся и сделать так, чтобы последствия были минимальными. Нужно научиться обходиться без некоторых элементов оборудования, а также обучиться азам ремонтных работ на судне. Происшествия на судах случаются достаточно часто.
Например, экипаж судна «Юлия» спустя пять день после начала соревнования обнаружил сразу четырнадцать неисправностей. Некоторые из них были незначительными, а другие — достаточно серьезными. Так, сначала повредилась сетка лееров, потом начали появляться повреждения нижних краспиц, стального троса, помп и так далее. Проблем набралось действительно немало, но большую часть из них удалось решить достаточно быстро и без особого труда.
Причиной подобных неприятных происшествий является сразу несколько факторов. Абсолютно все элементы судна со временем износятся и истираются, из-за чего экипаж никогда не может находиться в полностью расслабленном состоянии.
Приходилось постоянно укорачивать фалы, зашивать дыры, обходиться без помпы для черпания воды и так далее.
Однако далеко не все проблемы с судном вызывает износ, проблемы с современным оборудованием или устаревание. Иногда причинами проблем являются ситуации, которые предотвратить практически невозможно. Во время ночного перехода судно команды, которое шло на очень высокой скорости, практически моментально замедлилось и вскоре остановилось. Как выяснилось, яхта столкнулась с колонией саргассовых водорослей. В последнее время эта проблема является очень актуальной для Атлантического океана, который попросту заполонен этими растениями.
Выбираться было очень трудно — пришлось включить двигатель. Однако после этого дело пошло лучше и судно покинуло островок из водорослей. Но негативные последствия донимали членов команды еще полные сутки. Например, скорость была на полтора узла ниже средней, перо руля постоянно вибрировало и так далее. Члены команды решили выяснить, что происходит с судном, и опустили за борт современную камеру GoPro. В результате выяснилось, что на пере руля и гребном валу находится небольшое количество водорослей. Из-за потраченного на очистку время команда отстала на двадцать миль.
Но водоросли — далеко не самая главная проблема в океане. Наибольшую опасность представляют собой многочисленные объекты, плавающие в океане — понтоны, контейнеры, части яхт и так далее. При столкновении с ними судно может получить очень серьезные повреждения. Некоторые предметы в океане оказываются очень неожиданными — например, экипаж однажды встретил большую проржавевшую трубу из стали, которая прошла на совсем небольшом расстоянии от яхты, но ее не зацепила.
Если бы судно столкнулось во время ночного перехода, когда скорость близка к максимальной, то пришлось бы сойти с дистанции.
О навигации
Однозначные рекомендации в плане принятия решений в отношении ситуации с погодой давать нельзя. В зависимости от условий нужно выбирать подходящий маршрут, который может отличаться от изначально заданного. Для команды «Юлии» погодные условия были достаточно хорошими. Организаторы состязания, а также ветераны данной регаты, постоянно заявляют, что одинаковых погодных условий попросту не бывает — всегда есть какие-то неожиданные элементы, которые нужно брать в расчет.
Однако тут огромную роль играет источник информации, откуда капитан получает данные о погодных условиях и на их основании строит маршрут. Например, во время первого соревнования ARC современных навигационных приборов попросту не было. Капитаны не могли получать точные прогнозы ветра и волн, спутниковая связь была чем-то экзотическим, а информация о расположении других судов и вовсе отсутствовала.
Для того, чтобы на основании огромного количества данных о погоде, местоположении противников и других данных составлять хорошие прогнозы, необходимо иметь огромный опыт и большую команду, чтобы можно было потратить драгоценное время на расчеты. Это можно упростить, оставив на берегу человека, который будет регулярно отправлять краткую и максимально полезную информацию о действиях противника и погодных условиях. Это позволит не отвлекать экипаж от своей работы, но при этом грамотно строить маршрут.
Желательно, чтобы этот человек был знаком с парусным спортом и переходил Атлантический океан. Например, такую роль для экипажа «Юлии» исполнил капитан известного судна «Мур-мур» А. Горлач. Благодаря его трудам капитан «Юлии» ежедневно получал самую актуальную информацию и даже сжатые советы по тому, как правильно строить маршрут. Также он рассказывал о положении соперников. Он посоветовал идти северной стороны, благодаря чему команда оказалась в числе лидеров. Однако оценки далеко не всегда бывают успешными, и это связано с многими факторами.
На «Юлии» установлен современный навигационный прибор MaxSea, который позволяет создать максимально оптимальный курс с учетом огромного количества ценных данных.
Для того, чтобы обеспечить связь между берегом и судном, команда использовала спутниковую связь.
Визы
Для того, чтобы принять участие в этом соревновании, достаточно шенгенской визы. Для посещения Сент-Люсии никаких документов не требуется, а правительство Мартиники требует наличия французской шенгенской визы.
Затраты
За право на участие в состязании 33-футовой лодки «Юлия» пришлось заплатить 870 британских фунтов, то есть 1 175 евро. Также с каждого члена команды необходимо доплачивать по 75 фунтов. На обеспечение экипажа едой было потрачено 600 евро. 300 евро на человека находились на судне для береговых расходов. Также немалую сумму нужно отдать за перелет в место старта соревнования.