Поток воздуха, движущийся все время в одном направлении и с одинаковой силой, можно встретить, пожалуй только в задачниках по математике. На самом деле яхтсмен должен постоянно быть начеку, чувствуя лодку так же, как всадник чувствует тело своего коня.
Это непростой навык, но со временем вы сможете его выработать. А пока вам просто нужно держать в голове что учитывать и что при этом делать.
Что нужно учитывать
Для того, чтобы быстро и эффективно реагировать на резкую смену условий, нужно подключить все свое внимание и наблюдать за каждым элементом лодки и капризами погоды:
– ощущайте направление воздушных потоков кожей;
– выбирая стаксель, следите за прогибом форштага;
– смотрите за стакселем, точнее, за его заполаскиванием;
– держите во внимании флюгарчик и колдунчики;
– отслеживайте степень крен корпуса;
– смотрите за носовой волной;
– наблюдайте за кильватерной струей;
– чувствуйте сопротивление румпеля;
– чувствуйте тянущую силу паруса;
– всегда держите во внимании шум руля или шверта.
Список кажется нереально большим, но опыт научит вас учитывать все эти моменты просто между делом, не отвлекая от отдыха.
Что делать при резкой смене ветра
Идя полным курсом, например, бакштаг или галфвинд, когда работа паруса обеспечивает максимальную скорость, нужно внимательно смотреть за изменениями направления потоков воздуха. При порывистом и сильно меняющемся ветре возможен перегиб гика с гротом с одного борта на другой.
Нужно всегда помнить, что меняется не только скорость и направление ветра, но и его сила, и ваша задача – не просмотреть этот момент и не дать лодке перевернуться или зачерпнуть воды. Если при порыве крен составляет более 20 градусов, подветренный борт может зачерпнуть воды, не говоря о земедлении движения усложнении управления. При сильном порыве пересядьте в наветренную сторону, как можно дальше. Можно даже свеситься через ограждение – это значительно уменьшит крен судна.
При очень сильно порыве, потравите шкоты или быстро выправьтесь против ветра. Порыв будет действовать по типу лифта и поможет вам привестись к ветру, переключив вымпельный ветер на корму. Временное ослабление воздушного потока будет выглядеть как хэдер, т.к. из-за сдвига вымпельного ветра вы будете вынуждены спускаться под ветер.
Чтобы выжать из яхты все ее возможности, а заодно и ваши, постоянно наблюдайте за передней шкаториной стакселя и чувствуйте все движения корпуса лодки. немного тренировок, и хождение под парусом при резко меняющихся условиях не составит никаких проблем.