При покупке яхты мы сталкиваемся с вопросом наличия на борту простых бытовых удобств, коими не каждое судно может похвастаться. И всему виной не только величина вашего кошелька, но и габариты лодки.
И, таки да, размер имеет значение. Например, если длина корпуса лодки превышает 6,5 метра, то вас можно поздравить: гальюн (по-народному это унитаз с насосом) на борту обеспечен. Наличие иных удобств – добрая воля производителя. Яхты от 7-8 метров в длине чаще всего оснащены в дополнение к туалету и рукомойником, также с краном-насосом. Кстати унитаз на таких мелких судёнышках обычно прячется под кушеткой, чтобы не занимать много места. А вот отдельный туалетный блок появляется у суден с длиной корпуса, превышающей 9-10 метров. Помыться под душем реально на яхтах от 12-14 метров. Вот они, блага цивилизации!
Какие же мы все-таки неженки: и туалетный отсек нам подавай, и душ! А вот настоящие морские волки не боятся справить нужду за борт, даже в шторм и ураган, да и помыться могут, поливая себя из пластиковой бутылки, при этом не забывая покуривать настоящую капитанскую трубку. Да, есть такие уникумы, но данный материал явно адресован не им, а тем, кому комфорт на судне важен не менее, чем безопасность. Как только яхта приобретает черты комфортабельности, вместе с удобствами приходят и трудности. Так, возникает вопрос: «Где взять электроэнергию, столь необходимую для подогрева воды и функционирования насоса-автомата для работы душа?» Вторая дилемма – поиск опреснителя воды. Да ещё для регулярного банального душа нужен бак на 500 литров пресной водицы, а не бачок на пару сотен литров. И какой опреснитель вы возьмете для далекого плавания, к примеру, пересечения Тихоокеанских просторов? Ручной или электрический? И снова электрика, которую нужно откуда-то брать.
И не просто взять, но и потратить нужно с умом. Сколько ампер забирает подсвечивающая компас лампа, сколько часов она проработает, не разрядив аккумулятор. Каждый ампер – на вес золота! Чтобы обезопасить себя в дороге от форс-мажора, лучше обзавестись не менее, чем двумя, отдельными аккумуляторами. Первый будет питать мотор, а второму доверим приборы и возьмем для внутреннего потребления. И снова вопросы, вопросы, вопросы… Некоторые из них даже риторические. Сколько энергии можно получить от одного аккумулятора для навигационного освещения судна в ночи, питания приборов, освещения кабины и автопилота? Каким образом можно подзарядить приборы вдали от суши? Стоит ли для этих целей включать мотор, не только изнашивающийся, но и сжигающий такую дорогую соляру? А может, выгоднее оснастить судно солнечными батареями? Еще и парочку ветряных мельниц к ним установить?
Бывалые мореплаватели готовы поделиться своим опытом. Да, констатируют они, при дальних переходах экономия каждого ватта – долг настоящего мореплавателя. Нужно просто привыкнуть к столь аскетичному образу жизни. Сперва следует произвести расчет энергопотребления каждого прибора (количество ампер за час работы), а затем строго учитывать продолжительность пользования.
О психологическом комфорте распространяться не будем. Каждый яхтсмен должен сам определиться – есть ли у него с товарищами на борту психологическая совместимость или нет.