В 2012 году руководство музея Астрахани приняло решение о пополнении экспонатов. Было принято решение об отражении эпохи первого российского императора в виде его личной плезир-яхты.
Лодку старались строить с максимальной точностью. Всего процесс длился относительно недолго: два месяца. В распоряжении строителей была огромная мастерская, общие знания о строительстве судов, старинные фотографии корабля. Кроме того, у них было желание работать, амбиции, совмещенные с умением грамотно оценивать свои возможности. Однако недоставало и многой текстовой информации о конструкции и характеристиках данного судна. Однако это превращается в достоинство: во многих источниках цифры крайне противоречивы, и если стараться следовать им, пытаясь найти правду, то корабль можно и вовсе не закончить.
История плезир-яхты Петра Великого
Перед тем, как рассказать о процессе постройки судна, необходимо дать общую информацию о плезир-яхте российского Императора Петра Великого. После того, как Северная война завершилась, император начал готовиться к походу по Каспийскому морю. Верфи городов, находившихся неподалеку, получили приказ о начале срочного строительства новых судов. В результате было построено 8 кораблей, способных ходить по морю, около двухсот судов для перемещения по рекам и 79 кораблей, предназначенных для транспортировки. В 1722 году данные суда уже перевозили воинов и необходимую провизию к Астрахани, а оттуда они должны были направиться к персидскому берегу.
19 июня правитель, находясь лодке старинного типа, прибыл в порт Астрахани. Для императора был построен отдельный дом, находящийся неподалеку от р. Кутум.
На тот момент для царя наиболее быстрым и надежным средством сообщения было именно водное перемещение. По заказу императора в адмиралтействе города Казань было закончено строительство двух небольших судов для личного пользования: плезир-яхты и лодки-верейки.
Конструкция и внешний вид судна выполнены по технологиям одной из самых развитых на тот момент судоходных держав — Голландии. Судно, судя по сохранившимся изображениям и характеристикам, обладало обычными парусами тех времен: большой гафельный грот, стаксель и кливеры. Но, помимо этого, была возможность перемещения с помощью весел. Управление судном происходило с помощью руля, на котором был установлен железный румпель. Люди, которые видели это судно, были поражены великолепным убранством. На бортах и корме судна виднелся красивейший орнамент, вырезанный по дереву: он состоял из огромного количество лоз, человеческих фигур и так далее. На корме расположены ненастоящие оконца. Примерно в той же области расположились две женщины, удерживающие картуш с изображенной монограммой Петра Великого.
Название «верейка» произошло от английского слова wherry, которое обозначает небольшое судно. Технологии, используемые при постройке верейки Петра Первого напоминает то судно, которое на данный момент расположилось в доме-музее императора в Петербурге. Судно перемещалось с помощью шести весел и съемной мачты, которая была необходима для поднятия парусов. На фальшборте верейки, как и на плезир-яхте, был виден затейливый орнамент. Он расположился на корме судна и выходил за транец, где расположился вырезанный щит с изображением герба Российской Империи. На картуше расположился двуглавый орел, в лапах которого расположился свиток, на котором были написаны все победы, которые одержала Российская Империя в результате морских сражений Северной Войны.
Летом 1722 года правитель государства решил осмотреть свой флот. На своей плезир-яхте император осмотрел все суда и лодки для высадки войск, находившиеся на Волге. После завершения осмотра небольших лодок правитель начал осматривать флагманское судно — гукер «Принцесса Анна», где располагался граф Ф.М. Апраксин, занимающий пост главнокомандующего всеми российскими войсками на время Персидского похода. Петр Великий, несмотря на титул императора, на войне был адмиралом, то есть формально подчинялся Апраксину. Под командованием правителя находился только передовой отряд — лодки и находящиеся на них десантные войска. После того, как государь осмотрел свой флот, он вышел в воды Каспийского моря. Плезир-яхта не была подготовлена к длительным плаваниям и предназначалась для коротких дистанций, так что ее оставили в городе.
После завершения военной кампании правитель вернулся в Астрахань, и за несколько дней до покидания этого места он приказал учредить на территории города военный порт и адмиралтейства. Так была основана постоянная российская военная флотилия на Каспийском море. Если судить по документам за 1724 год, которые дошли до наших дней, плезир-яхта Петра Великого и верейка продолжали входить в состав флота, однако спустя некоторое время суда перенесли в военный порт и стали хранить. Это решение было принято для того, чтобы сохранить память о пребывании первого российского императора в Астрахани.
Судно простояло на хранении около ста лет, а потом руководство адмиралтейства Астрахани приняли решение о проведении реставрационных работ судна Петра Первого. В результате было обновлено декоративное убранство и восстановлены ветхие части. На протяжении десятилетий плезир-яхта и верейка находились на хранении и располагались в большом сарае неподалеку от здания адмиралтейства. Посетители могли рассматривать старинные суда.
В 1860 году руководство Морского ведомства приняло решение о постройке специального дома, в котором будут храниться лодки Петра Великого. Еще спустя десятилетие правитель Александр Второй издал указ, в котором говорилось о том, что здание с кораблями-реликвиями Петра Великого передается во владение городских властей, которые обязаны следить за состоянием лодок и проводить регулярные ремонтные работы дома.
Теперь ответственными за лодки императора стали городские власти.
В 1871 году представители общества в связи с двухсотлетием с рождения первого российского императора в здании хранения судна (если верить другим источникам – в постройке, где раньше располагался запасной провиантский магазин) был организован маленький музей, который вскоре получил название «Домик Петра Первого». Главными экспонатами музея стали суда правителя: плезир-яхта и верейка. В то время у судна оставалась оригинальная мачта, румпель, весла и парус, а у лодки-верейки оставалась неизменная мачта, весла.
В центральном зале музея, под изображением императора, на столе из дуба расположились старинные карты Каспийского моря, бумага которых стала желтой от старости. Также там расположились компасы, астролябия, различные предметы снаряжение, необходимые для управления судами. Около стен были установлены различные корабельные орудия и снаряжение: якорь, мортира, пушечные ядра, различного рода ружья. Кроме того, в этом зале расположились флаги известных флотских экипажей №44, 45 и 46. Они прославились тем, что героически и самоотверженно обороняли Севастополь в 1854-1855 годах. Неподалеку от музея были расположены две бомбарды из чугуна.
В 1896 году перед руководством появился вопрос о перемещении судов к Нижнему Новгороду, где тогда проходил всероссийский показ промышленности и художеств. Там данные суда планировалось установить в отделе, где показаны представители истории российского судостроительного искусства, связанного с перемещением торговых товаров. Руководство Астрахани приняло решение о создании комиссии для того, чтобы определить возможность перемещения лодок. По воде их было перевозить трудно, ведь за многие годы нахождения на складе они перешли в ужасное состояние, но комиссия приняла решение о рискованной транспортировке. Учитывая все меры предосторожности, лодки, которым на тот момент было 174 года, были погружены на пароход, названный в честь Владимира Мономаха. Суда были успешно доставлено на выставку.
После проведения выставки два судна вернулись на территорию Астрахани, и их установили на прежнем месте. Несмотря на то, что с каждым годом состояние судов продолжало ухудшаться, они оставались одной из главных достопримечательностей Астрахани.
О них писали практически все издания, которые были связаны с Нижней Волгой и Астраханью.
В путеводителе, который издавался в 1898 году, было сказано, что следы краски, когда-то покрывавшей весь корабль, сейчас можно заметить только при очень внимательном рассмотрении. Кроме того, пазы судов, которые за многие годы рассохлись, приходится заделывать.
Два судна времен Петра Великого обрели немалую популярность среди тогдашнего общества, и ее даже запечатлели живописцы. В 1838 году, путешествуя по Астрахани, усилиями братьев Черницовых, была создана картина, на которой изображены суда Петра Великого. Это не единственное изображение судна. На территории Русского музея расположился альбом художника А. Боголюбова, зарисовки в котором были написаны в то время, когда творец путешествовал по реке Волга. Среди множества различных изображений там есть и зарисовки личного судна Петра Великого, срисованные с оригинала.
Историко-архитектурный музей-заповедник Астрахани располагает оригинальной картиной русского художника Николая Протасова (Это псевдоним, и, как считает известный историк В.Р. Чепелев, под ним скрываются два творца: Зарецкий и Кокорев) «Смотр Петром Первым Каспийской флотилии». Данное полотно было написано в 80-е годы девятнадцатого века, и его впервые показали во время проведения промышленной выставки Нижнего Новгорода, неподалеку от двух судов Петра Великого.
Лодки Петра Великого были изображены на огромном количестве почтовых открыток. Также до наших времен дошла информация о том, что примерно в те времена изготавливалась уменьшенная демонстрационная модель судна в десять раз меньше оригинала.
К несчастью, дальше судьба данных судов, на которых передвигался Петр Великий во время смотра судов перед Персидским походом, складывалась отнюдь не радужно. В Астрахани установилась власть советов, но даже после этого «Дом Петра Великого» продолжал свое существования и его регулярно посещали. Руководство музея пыталось создать более крупную постройку, ведь количество экспонатов в музее значительно выросло, а также вело поиск экспертов в области реставрации для того, чтобы восстановить изрядно обветшавшие лодки. К несчастью, этим планам не было суждено исполниться: в 1919 году в этом города начался мятеж белогвардейцев. Писатель из Астрахани, Александр Сергеевич Марков, описал это событие. По его словам, трудящиеся, которые работали в эллинге, ворвались в музейное здание и в качестве вооружения выбрали старинное оружие петровских времен, выставленное как экспонаты. В результате многие вещи были попросту украдены, другие — уничтожены. Информация о судьбе судов не сохранилась, но, судя по документам того времени, во время мятежа были уничтожены и эти лодки.
Восстановление судна
Необходимо было провести титаническую работу, которая во многих вещах была в разы сложнее реставрации или реконструкции. Руководство музея заявило, что желает установить на территории заведения судно Петра Великого настоящих размеров, чтобы люди понимали то, каким оно было до разрушения. Но сразу же стало ясно, что полной копии уничтоженной лодки никогда не получиться создать из-за недостатка информации.
В первую очередь стоит отметить разнородность сведений о судне, дошедших до нашего времени. Дело в том, что больше всего информации представлено о внешней отделке судна (скорее всего, такое изобилие информации связано с легендой о том, что в создании украшений судна участвовал лично Петр Великий). Точные размеры, тип конструкции и снаряжение судна узнать уже невозможно. Конечно, акцент делается на внешний вид, а не судостроительные технологии, используемые при строительстве судна. Однако, несмотря на это, допускать вольности с конструкцией все же пришлось. В качестве примера можно привести тот факт, что на фотоснимках, дошедших до нашего времени, румпель судна расположился над прутковым погоном грота, но в то же время он недостаточно короткий для того, чтобы при отклонении руля создавался необходимый угол.
В качестве примера можно привести еще одну вещь: в оригинальной версии судна гафельный борт ставился без гика (это необходимо для того, чтобы гиком не задевало гребцов), а в версии судна, которая будет показана в Астраханском музее, гик попросту нельзя было убрать. Иначе форма паруса была бы слишком несуразной для показа зрителям. Высота потолка – около трех метров, а высота борта около мачты судна – 1,3 метра. Ширина и длина примерно одинакова, и из-за этого вант слишком сильно наклоняется, становится пологим. Чтобы избежать этого явления, разработчикам пришлось установить аналог краспицы.
Разработчики уделяли очень мало внимания размерению судна, и больше восстанавливали декоративную часть. По-другому сделать было просто нельзя: судно должно было находиться в углу выставочного павильона, неподалеку от внешней стены, где было два оконных проема. Максимальный размер витрины составлял четыре метра, а если смотреть по перпендикуляру, то и того меньше. Перед разработчиками стала другая задача: с максимальной точностью воспроизвести только корму, декорация которой была наиболее художественно ценной. Такое расположение и размеры экспоната соответствовали известной картине, на которой изображен смотр Каспийской флотилии.
Фрагмент судна примерно в два раза меньше, чем оригинальная версия.
Разумеется, разработчики получили информацию о настоящих размерах судна. Их удалось выяснить достаточно хитрым способом: на фотографии, которая была на месте проведения Нижегородской ярмарки торговли и промышленности, виднеется личная яхта Петра Великого, а сзади — оригинальная картина Николая Протасова. Размеры картины были доподлинно известны, и, сопоставив размер картины и судна, был выяснен примерный размер судна — семь метров.
Возрождение судна было начато в апреле, а завершено в середине июня.
Первым этапом восстановления судна стала разработка эскизов. Начала было создано детальное изображение обоих боков судна.
Высота потолков в три метра была недостаточной для того, чтобы полностью поднять грот. Организаторы решили не использовать голландскую технологию с коротким гафелем, ведь парус должен перекрывать окна.
Еще одна проблема, с которой столкнулись организаторы — перемещение судна. Дело в том, что экспонат необходимо было переместить внутрь древней музейной постройки. Но на этом проблемы не заканчивались: предстояло поднятие судна на третий этаж музея. В итоге пришлось разобрать часть судна и перемещать его фрагментами. Пришлось приложить немалые усилия для того, чтобы не повредить конструкцию судна и старинное здание.
Киль создавался из досок 40х150. На оконечности кормы прикрепили небольшие отрезки для достижения соответствующей оригиналу высоты. Конструкция судна создавалась таким образом, чтобы ее можно было разобрать и собрать в любой момент.
Художественная резьба по дереву выполнялась преподавателем семнадцатого училища Ризабеком Байтуменовом и известным резчиком по дереву Сергеем Бычковым. Для сокращения сроков работы руководитель проекта также был вынужден подключиться к созданию декоративных украшений.
Паруса были сшиты из двухнитевой ткани. Такой материал отлично подошел для поставленных целей: был жестким, отлично раскаивался, имел отличный цвет.