«Есть две глубокие парадигмы, которые будут определять будущее нашей отрасли», – говорит Брэм Джонгпьер из Feadship.
Хотя большая часть нашей работы в настоящее время в отношении инноваций вращается вокруг конкретных запросов клиентов на Feadship, я хотел бы использовать эту возможность, чтобы заглянуть в будущее и увидеть две тенденции, которые неизбежно повлияют на всех основных строителей: устойчивость и дигитализация.
Разработка общеотраслевого инструмента измерения под названием YETI (Yacht Environmental Transparency Index) продолжается быстрыми темпами под эгидой Фонда Water Revolution.
Этот инструмент будет достаточно чувствительным в течение следующих одного или двух лет, чтобы различать возможные варианты и стимулировать владельцев к принятию более устойчивых решений, поскольку они видят вознаграждение за свои инвестиции. Признанная рейтинговая система будет указывать на то, что представляет собой хорошая яхта с экологической точки зрения, на языке, понятном и принятом в отрасли.
Гибкость топлива — ещё одна большая проблема. Ископаемые виды топлива постепенно сокращаются, и лодки, спущенные на воду через пять лет, необходимо построить для использования той замены, которая преобладает в течение следующего десятилетия. Это вполне может быть метанол, который можно поставлять достаточно рационально, и который может позволить нам проектировать яхты с гораздо меньшим воздействием на окружающую среду.
Вам нужно приступить к работе сейчас, если вы хотите защитить яхту 2025 года от использования метанола в 2030 году. Но пока мы не узнаем, какое топливо является основным игроком, нам нужно найти способы проявить гибкость. Самый простой вариант — реализовать электрическую архитектуру, чтобы в случае появления высокоэффективных топливных элементов, работающих на метаноле, эти топливные элементы могли заменить генераторы, которые вы сейчас устанавливаете.
Дальнейшее мышление также необходимо в отношении материалов. Исследования Feadship по оценке жизненного цикла показали, что большая часть вредного воздействия на окружающую среду вызвана небольшим количеством материалов, например сталью и алюминием.
В текущих контрактных спецификациях утверждается, что все материалы должны быть новыми. Но я думаю, что это следует изменить, поскольку эти конструкционные материалы скоро будут доступны в переработанном формате и нашей отрасли необходимо проверить, подходят ли они для лодок.
Например, хотя всё ещё существуют сомнения относительно уровней коррозии и механических свойств переработанного алюминия, может ли это быть компенсировано нашими материалами покрытия и возможностями обслуживания? Можем ли мы допустить немного меньшую механическую прочность и немного больший вес, если это приведёт к 90-процентному снижению воздействия производства полностью нового алюминия?
Устойчивое развитие также включает в себя больше, чем просто установку на борту эффективного двигателя. Оно вращается вокруг создания эффективных судов в целом, которые учитывают все факторы, влияющие друг на друга и составляющие единое целое. Сейчас мы смотрим не только на эффективность этой «системы систем», а на операционные профили, и мы видим ту же тенденцию, например, в оффшорном секторе.
Это означает, что не следует отдавать предпочтение яхте, оптимально работающей на полной скорости с полной квотой гостей в самый тёплый день года в самом жарком месте на море, таком как Северная Австралия. Вместо этого посмотрите на разброс рабочих условий и оптимизируйте производительность в этом разбросе. Другими словами, используйте подход, основанный на жизненном цикле, который определяет рабочий профиль и соответствующим образом спроектируйте яхту.
Ещё один процесс, который должен ускориться по мере развития десятилетия, – это способ интеграции цифрового мира в дизайн и операции. Существующие системы подобны соседям, которые редко разговаривают. Мы разрабатываем системы, которые контролируют все цифровые системы. У нас уже есть несколько лодок во флоте Feadship, которые испытывают структурный мониторинг — измеряют нагрузки, с которыми сталкивается яхта, когда она проходит через волны и отдыхает на солнце.
Эти данные дают нам, как дизайнерам, и управляющей компании обратную связь о нагрузках, с которыми сталкивается лодка. Если возникнет дискуссия о вибрации, мы можем исследовать систему мониторинга и увидеть, что она, например, вызвана повреждением гребных винтов, отображаемым на изменённом частотном профиле.
Эти же системы также знают, в какой среде находится лодка. Радары видят реальную картину волн, а бортовая система знает реакцию яхты с точки зрения движения и может предложить, например, постановку на якорь в другой ориентации для повышения комфорта. В дополнение к этой консультативной системе в режиме реального времени мы также можем прогнозировать уровень комфорта и предлагать лучшую позицию для запуска тендеров или получения вертолёта.
Добавьте к этому уже разработанную нами службу прогнозов погоды Feadship, и лодки могут предсказывать высоту и направление волн в разных местах. Диапазон использования варьируется от знания, где лучше всего потягивать мартини, до того, какой маршрут сэкономит топливо.
Такая оптимизация энергопотребления, очевидно, возвращает нас к устойчивости и замыкает круг. Я не думаю, что в ближайшее время мы увидим полностью автономную суперяхту, но некоторые из явных преимуществ автономного судоходства уже есть на борту.