Судоверфь «Двенадцать футов», расположенная в Пено, Тверской области, первым делом привлекла внимание динги, великолепным внешним видом и формами, которая может польстить даже притязательным гурманам от парусника, а затем предложила любителям паруса кэтботы. Такие судна, как и динги, имеют многолетнюю свою историю. Внешне они довольно-таки прекрасны, а уж на воде… В связи с этим такие судна было принято решение протестировать на водном просторе.

Выбор очевиден…

Со своими приоритетными миссиями судоверфь «Двенадцать футов» определилась окончательно раз и навсегда. И выбор этот не был случайным. Представители компании 7 раз взвесили и только потом отрезали. Отправной точкой послужила цель – представить потенциальным клиентам парусные яхты, которые будут доступны не только состоятельным людям.

Отсюда напрашивается вывод о том, что судна должны быть компактными, длина которых не будет превышать 4 м. Это позволит обойтись без регистрации и обязательного наличия прав по вождению яхты. Небольшие габариты, в свой черед, обеспечат легкость транспортировки – на обыкновенном прицепе, а небольшой вес обеспечивает легкий спуск на водную гладь. Помимо этого, судна должны быть просты в управлении и иметь прекрасный внешний вид.

Расставив все по своим местам, глава судоверфи Ю. Сероугольников, уловив то, что в действительности выбор достаточно ограничен. Так в серии судоверфи появились на свет кэтботы, а также динги, длиной в двенадцать футов, что и послужило началом названию суден.

Яхтостроительная компания расположена в Тверской области, неподалеку от самого сердца Осташкова, что находится в районном центре Пено.

Как все задумано…

Динги данной судоверфи подверглись тест-драйву год тому назад. В этот раз компании пришлось «обкатать» кэтбот с названием Tom Cat.

В последние дни сентября погода намечалась плохой, с низкой температурой и сильным порывистым ветром. Для суден подобного плана это крайне чрезвычайно, но компания взяла рифы и отправилась на воду. Спустя некоторое время, стало понятно, что страхи были бесполезными. При восемнадцатиузловом ветровом порыве он мог достигать двадцать два узла. Мегаяхта шла по водной глади достаточно уверенно, чему очень поспособствовал тяжелейший шверт секторного вида: кренилось судно умеренно, а все попытки эксперимента ради того, чтобы накренить его за допустимые пределы, не увенчались успехом. Одним словом, лодка вела себя так, как и было запланировано создателями.

Стоит отметить, что первые кэтботы в двенадцать фунтов длиной появились у атлантических берегов Северной Америки в первой половине XIX столетия. Их возводили рыбаки самостоятельно. Конструкция была довольно проста, но очень устойчива на водном пути и остойчива при больших перегрузках. Помимо этого, судно не боится мелководья и больших волн.

Как правило, такие требования взаимоисключающие, но по каждому моменту было выбрано оптимальное решение. Таким образом и был создан кэтбот, правнуком которого стало лодка «Финн». В отличии от «олимпийского чемпиона», этот кэтбот имеет парусное оснащение гафельного типа. Такая конструкция дает возможность снизить центр парусности. Расположен он в области миделя, а соответственно, противостоять крену. Длинный гик, конец которого выходит за пределы кормы, преследует идентичную цель.

Как правило, лодка оснащена козырьком, который перекрывает половину области кокпита. В плохую погоду там можно было спрятаться от дождя, а в основном там хранились рыболовецкие принадлежности.

В скором времени, кэкботы стали участниками регат. И не спроста. Ведь каждому хочется быть лидером. С тех пор конструкторы решили сделать рыбацкие судна спортивного типа.

Правильно задан курс

Прохождение лавировки под лавировочным углом в сто градусов является довольно-таки приличным для суден подобного размера. Вместе с тем, нужно отметить, что в сильнейшие порывы ветра лодка способна лежать на руле. Нужно полагать, что при его послаблении данное ее свойство становится не столь заметной. Ввиду этого, предложении по управлению кэтботов одной из основных является снижение парусности при ветровых порывах. И это был верный шаг  на пути к успеху.

На первый взгляд может показаться, что кэкботы имеют высокие борта, неуклюжий вид, а также седловатость. Но в действительности их широта вполне оправданна. Таким образом они предотвращают появление сильного крена.

Мачта кэтбота расположена почти у самого форштевня. Это позволяет на полном курсе «боднуть» волну, вследствие чего судно может уменьшать свой ход.

Возможные вариации

В ходе испытаний были эксплуатированы два типа кэкбота – «общенародный» и классический. Классическая вариация предусматривает навес, установленный над палубой и опрокидывающуюся грот-мачту. Второй вариант – имеет открытый кокпит и в нем нет козырька. Несмотря на то, что оба варианта имеют высокие оценочные баллы, тем не менее критерии по поводу какая лодка лучше у экспертов разошлись. На первый взгляд, тент надежно защищает судно от брызг и завалить мачту существенно легче, но с другой стороны – из-за тента сокращается полезное пространство. Так, при короткой прогулке тент не нужен.

Напоследок следует отметить то, что «народный» кэтбот, выполненного из пластика, будет значительно ниже, нежели вариант, оснащенный козырьком-рубкой.