Удержание курса по ветру – это важнейшее умение в управлении яхтой. В ходе обучения яхтсменов знакомят со всеми методами и средствами определения направления ветра, но без практики эти знания бессмысленны.

В первый же выход в море вы убедитесь, что единственно верного решения, как сориентировать яхту по направлению ветра, не существует.

Для управления на разных отрезках маршрута понадобится определенная настройка парусов. Новичкам важно помнить, что яхта не ходит против ветра. Настроить управление можно, если поймать правильное направление и держать угол парусов. Запомнить все хитрости достаточно сложно, но знать основные маневры, которые позволяют выбрать галс, должен каждый яхтсмен.

Методы изменения курса

Курсы относительно ветра, которые должен знать каждый яхтсмен, отправляющийся в море впервые:

«Мертвая» зона – прямоугольный сектор в 45 ° с обеих сторон, возникающий от направления ветра. Чтобы настроить курс, нужно подобраться к зоне и плыть параллельно ей. Потом рулевой должен переложить румпель на себя и поймать бейдевинд. В противном случае вы остановитесь на месте до тех пор, пока ветер не изменится.

Смена курса. Нужно переставить парус, отрегулировать шверт и распределить вес экипажа по палубе. Курсы, которые лежат вблизи ветра, называются острыми, а те, которые находятся ниже него – полными.

Приведение к ветру. Ориентиром является нос яхты, который нужно повернуть с помощью румпеля на рулевого. Когда парус будет отрегулирован по курсу, шверт возвращают в нужное положение.

Уваливание. Чтобы поменять управление и поймать ветер, рулевой должен повернуть румпель к себе, потравливая паруса до положения по курсу.

Швартовка при сильном ветре, швартовка при боковом ветре или изменение курса – все это должен знать каждый яхтсмен, поскольку это базовые навыки, обеспечивающие маневренность судна.

Есть еще множество различных методик, как поймать ветер и сменить направление в условиях открытого моря. Все эти тонкости и маневры помогут начинающему шкиперу управлять яхтой и держать ориентир по курсу. Конечно, современное техническое оснащение и навигационное оборудование позволят легко отслеживать изменения в ветрах и поддерживать правильный курс, но лучше, чтобы хотя бы один человек из экипажа умел ходить под парусами без GPS.

Перед путешествием стоит позаботиться о том, чтобы была печатная карта местности, в которую вы отправляетесь. Даже если это путешествие по знакомой акватории, течение может сильно сбить курс, а аппаратура отказать, поэтому всегда полагайтесь на собственные знания навигации и не бойтесь пользоваться «дедовскими» методами.