Изучая чартерные контракты, подчас задаешься вопросом: почему арендатор парусной яхты обязан оставить в баке пятую часть топлива (порою эта цифра даже доходит до четвертой и даже третьей части)? Как объяснить это требование многих компаний?
Первая мысль, приходящая в голову: требуемый остаток топлива – это так называемый «неприкосновенный запас», благодаря которому яхта, в случае чего, спокойно доплывет и станет в марине. Однако стоит эту мысль гнать прочь, она неверна: для «неприкосновенного запаса» на небольших яхтах отведена отдельная 20-30-литровая емкость (как правило, это канистра). Тогда, в чем же дело? А дело в том, что парусные яхты обладают чаще всего плоским и невысоким парусным баком (он проще встраивается в общую компоновку судна), в то время как заборник топлива является фиксированным, он не может плавать и доставать дна бака.
Поэтому – вуаля! Все дело, оказывается, в особенностях конструкции. Представьте, что в баке топлива меньше 20-25 %. Это банально не позволит осуществить подпитку двигателя, даже если судно пребывает на ровном киле (о крене вообще стоит умолчать). Хуже всего, если горе-работники верфи, где производилась яхта, возьмут да и перепутают между собой два заборника топлива, и вместо заборника для генератора, который должен располагаться выше, установят при монтаже заборник топлива для двигателя. Подобные ситуации не раз имели место.
Таким образом, настоящий любящий хозяин своей красавицы-яхты должен намотать себе на ус: иметь бак, заполненный топливом менее, чем на три четверти, – значит не иметь топлива вообще, а посему двигателю совсем скоро предстоит набрать воздух и перестать работать. Имейте также в виду, что подвести в любой момент могут и датчики уровня топлива. Они отличаются своей нелинейностью: сперва радуют глаз полным баком, а вскоре – бац! – показывают, что нужна экстренная дозаправка. В общем, ненадежные товарищи. Поэтому советуем ознакомиться с простейшим расчетным методом, идеальным для дальних странствий: количество часов работы двигателя и расход топлива ( средний, литры в час) перемножаем друг на друга. Приучите себя каждый день фиксировать эти данные (для этого идеально подходит судовой журнал). Ну, и не забывайте своевременно заправляться.