В 2013 году в результате общего собрания членов РАН был выбран президент Российской Академии Наук — Владимир Фортов. Он достиг значительных успехов не только в науке, но и в яхтинге.
За свою долгую жизнь знаменитый физик Владимир Евгеньевич Фортов успел побывать даже заместителем председателя главы правительства Виктора Черномырдина. Он получил огромное количество званий, достиг значительных успехов в науке и сделал много других дел, связанных с наукой и политикой. Однако мужчина занимался не только теоретическими видами деятельности, но и практическими. Он любил море, и даже являлся членом нескольких международных морских экспедиций, был как на Северном, так и на Южном полюсе земли.
Он исследовал не только море, но и внутренние воды, к примеру, он был членом экипажа научно-исследовательской подводной лодки «Мир» во время экспедиции на дно Байкала. Это далеко не все достижения российского академика. В качестве примера можно привести его необычную любовь к различным видам спорта: его кандидатура рассматривается на роль мастера по шахматам, и он уже является мастером спорта в области баскетбола и парусного спорта. На своем судне он переходил мыс Горн (Южная Америка) и мыс Доброй Надежды (Африка). Кроме того, он совершил огромный переход от острова в Карибском бассейне до шотландских земель.
Он неоднократно рассказывал о своем увлечении журналистам. К примеру, во время общения с прессой у него спросили, чем он займется, если не получит звание президента РАН. В ответ он сказал, что начнет кругосветное путешествие на парусном судне. Однако он так и не сделал этого, ведь получил желанный пост.
Путешествия ученых под парусом
Вместе с мужчиной под парусом путешествует еще один человек, также член Российской Академии Наук. Подобные ситуации встречаются крайне редко, и, наверное, эта — уникальна. Ведь их нельзя назвать простыми любителями побыть в море: они переходят гигантские дистанции. Фортов занимает пост президента РАН и директора в Объединенном институте высоких температур. Вместе с ним путешествует другой ученый, специализирующийся на информатике и математическом моделировании — Александр Бугаев.
Они могут по праву называться настоящими яхтсменами, ведь отлично разбираются в управлении судном и прошли немалое расстояние.
Также они имеют право на ношение медной серьги в ухе. Обладателей этого аксессуара очень уважают в среде людей, связанных с морем: академики получили его только после того, как перешли мыс Горн и мыс Доброй Надежды. Несмотря на возможность ношения такого знака отличия и получения немалого уважения среди яхтсменов, они не пользуются своим правом. Дело в том, что они, несмотря на все свои увлечения, остаются достаточно авторитетными учеными. Хотя, конечно, во время пребывания в море в них можно признать уважаемых академиков только с очень большим трудом, ведь внешний вид у них прямо противоположен этому.
Во-первых, из-за долгого пребывания на судне ученые получили загар, а во-вторых, они не бреются, следуя давней морской традиции. Среди моряков борода имеет мистическое значение, и брить ее запрещено.
Многие люди, узнавшие о таком необычном увлечении Владимира Фортова, выказывают свое удивление. И ведь действительно — такое сочетание можно считать крайне редким: уважаемый и авторитетный академик, президент Российской Академии Наук, руководитель единственного в своем роде космического испытательного проекта «Плазменный кристалл». Не так давно он получил очередную награду и стал почетным обладателем Государственной научной премии имени маршала Георгия Константиновича Жукова. При всем этом мужчина продолжает увлекаться парусным спортом, и не так давно пересек Атлантический океан.
Увлечение яхтингом
Мать мужчины работала школьным учителем истории, и временами она говорила ему об эпохе великих географических открытий. Еще в детстве Владимир поразился тому, как люди пятьсот лет назад переходили через океаны, еще не открытые европейцами. При этом у них отсутствовало даже самое простое снаряжение. Во многом благодаря их героическим поступкам современный мир получил такой вид.
Увлечение парусным спортом началось достаточно давно — во время прохождения обучения в Московском физико-техническом институте мужчина впервые занялся яхтингом. Во время обучения (шестидесятые годы XX-го столетия) недалеко работал прекрасный клуб яхтсменов, в создании которого оказал немалую помощь тогдашний ректор Белоцерковский. Институт находился на самом берегу КиМа, так что клуб был совсем недалеко.
В нем было просто огромное количество яхт, и все студенты имели полный доступ к судам.
Пользование абсолютно всеми судами было бесплатным. Однако при одном, не очень трудном условии: если яхтсмен берет судно, то нужно следить за порядком на ней. Первое серьезное судно, которым мужчина управлял со своим другом — швертбот Т-2. Спустя некоторое время они решили сменить судно и стали управлять «Катером-30», который, в сравнении с предыдущим, был серьезным судном, на те времена просто отличным. Именно на этой лодке они принимали участия во многих соревнованиях, включая наивысшее. На чемпионате Советского Союза они получили второе место, и после этого стали обладателями титула мастеров парусного спорта.
С тех пор увлечение яхтами продолжалось, хотя много лет он не совершал серьезных плаваний. Но несколько лет назад он с товарищем решил пересечь на парусном судне мыс Доброй Надежды. Это место в среде владельцев яхт считается знаковым. Путешествие Фортова через этот мыс принесло ему много новых впечатлений и стало достаточно серьезным испытанием. Дело в том, что во время перехода погода заметно ухудшилась, а высота волн стала достигать четырнадцати метров.
К счастью, все завершилось удачно, и вскоре команда отправилась в новое путешествие — через мыс Горн. Оно также завершилось отлично, и оба моряка получили право на обладание медной серьгой. Такой выбор материала обусловлен вовсе не скупостью моряков, а их расточительностью — обладатель золотого или серебряного аксессуара мог его пропить, а медная серьга не имела ценности. Стоит отметить, что моряк, обладающий такой серьгой в ухе, в припортовых кабаках получает одну чарку рома абсолютно бесплатно. Однако и тут есть одна условность: каким бы плохим ром не был, моряк не должен высказывать свое недовольства.
Другие маршруты
Следующим путешествием стало пересечение Атлантического океана. Как только появилось свободное время, друзья завершили все необходимые вещи и начали новое путешествие. Они попросили знакомого помочь с выбором лодки, и они связались с владельцем судна производителя Yanosha. Он занимается бизнесом, и в тот момент занимался сбором экипажа для совершения перехода через Атлантический океан. Владимир стал членом этой команды.
Отношения с командой поначалу были достаточно натянутыми. Но это было вполне ожидаемо: практически все члены экипажа были гораздо моложе друзей-академиков. Однако друзья быстро влились в коллектив: помог опыт, которым они обладали в полной мере. В море важно принимать решения максимально быстро, ведь если принять решение не вовремя, то это может обернутся крайне негативными последствиями для команды. Спустя некоторое время команда сплотилась и отлично работала. К тому же, шкипер судна был мастером своего дела и, кроме того, отличным человеком. Команда путешествовала на современной и качественной словенской яхте Shipman 63.
Производитель экипировал ее качественными парусами и отличным снаряжением, включая различного рода приборы для навигации.
Путь судна начался в Карибском море, на острове Антигуа, который ежегодно посещается тысячами яхтсменов. Большая часть владельцев яхт приезжает сюда в зимнее время, когда здесь наиболее благоприятное время для яхтинга — отличные ветра и комфортная температура воздуха. А летом, подражая перелетным птицам, возвращаются в европейские центры яхтенной жизни. Академик входил в состав экипажа судна, которое переходило из Карибских островов в Европу. Первая точка маршрута — Азорские острова. Пришлось пройти около 2 500 морских миль, на это ушло пятнадцать дней.
Немного отдохнув, команда отправилась дальше и прошла около 1 500 морских миль до северного побережья Шотландии и остановилась в порте Клайд. На этот переход ушло около восьми дней. Погодные условия во время плавания отличалась крайним разнообразием, что характерно для Атлантического океана. Пришлось переживать сильнейшие шторма (один из них оценивался в восемь баллов). Были и совсем спокойные времена, когда океан был практически недвижим.
Впечатления о поездке отлично сформулировал Джошуа Слокам — мореплаватель, который первым в мире прошел кругосветное путешествие в одиночку на своем судне «Спрей» в период с 1895 по 1896 года. После завершения своего подвига мужчина отправился к королеве Великобритании Виктории. Она спросила у него, что больше всего поразило его во время путешествия. На этот вопрос он ответил, что наибольшее впечатление он получил от того, какие безграничные и грандиозные вещи создал Господь, и насколько он милостив к самому Слокаму.
Планы на будущее
Вариантов выбора дальнейшего маршрута много. В качестве примера можно привести пересечение Тихого океана и посещение, к примеру, острова Таити. Однако, как раз от посещения этого острова пришлось отказаться. Дело в том, что во время путешествия на этом острове проходил международный съезд, с организацией которого помогал лично Владимир Фортов. Однако мужчина решил продолжать путешествия и не посещать съезд. Он захотел начать поиск новых впечатлений. Было отобрано множество планов, и один из них — посетить все чудеса света. Однако речь идет не о классических чудесах света, из которых остались только пирамиды, а о современных, которые были определены в результате всеобщего голосования в 2007 году.
В этот список занесли Великую китайскую стену, римский Колизей, старинный перуанский город индейцев Мачу-Пикчу, старинный иорданский город Петра, индийский Тадж-Махал, культурный центр государства майя Чичен-Ица и статую Иисуса Христа в Бразилии.
Однако до большей части чудес света невозможно дойти под парусами. Если учитывать только яхтинг, то стоит отметить, что тихоокеанский яхтинг — не самый лучший выбор. Расстояния между участками суши здесь просто гигантские, а в случае крушения или поломки судна ее очень трудно восстановить. Так что на данный момент Владимир склоняется к началу кругосветного путешествия. Однако на путешествие уходит примерно год, а это непозволительно большое время. За год можно сделать многие вещи, посетить немало государств.
Владимир Евгеньевич Фортов стал президентом Российской академии наук. Это накладывает на занявшего пост определенные обязательства, и вряд ли он сможет вернуться к жизни на яхте в ближайшее время. Хотя, скорее всего, он найдет время для совершения кругосветного путешествия и исполнения своей мечты, ведь он всегда остается верен своим словам.
Старый товарищ
У Владимира Фортова есть старый друг, с которым он проводил время на яхте — Александр Степанович Бугаев. Он, как и Фортов, тесно связан с научной жизнью и является членом президиума РАН. У него очень много дел, так что длительные путешествия на лодках придется забросить. Единственное, что друзья смогут делать вместе на воде — не очень длительные путешествия по водохранилищах Московской области. Именно по этим местам они путешествовали во время студенчества и обучения в клубе яхтинга, так что появится возможность вспомнить то, с чего все начиналось. Однако с тех далеких времен изменилось очень многое, даже само определение яхты. Раньше это слово обозначало парусное судно, а теперь в это понятие входят все суда, которые используются для отдыха, включая гигантские корабли. Это создает немало проблем. К примеру, гигантские яхты ходят по относительно небольшим водохранилищам, развивая огромные скорости. Из-за этого создается волна, сила которой разбивает берега. Больше всего это проявляется на КиМе.