Водная стихия может быть коварной настолько, что даже профессиональные и очень опытные яхтсмены могут оказаться за бортом. Как действовать в таких случаях? Важно, хотя бы один раз за сезон проводить тренировки с отработкой ситуации, когда человек оказывается за бортом. Команда должна знать, что в открытом море подобная ситуация будет обсуждаться и будут проводится тренировки.
Для этого не требуется большого количества времени. Порядка десяти минут хватает, чтобы обыграть ситуацию. После каждой такой тренировки экипаж будет увереннее и надежен. Члены команды будут знать, что если кто-то окажется за бортом, то ему незамедлительно будет оказана помощь. Человека быстро поднимут на борт судна.
Ход тренировки
Лучше всего тренироваться на кранце с неким грузом. Использовать живого человека для этих целей опасно. Если человек оказался за бортом, необходимо сигнализировать об этом громким криком. Затем нужно назначить одного человека из экипажа, который будет непрерывно показывать на оказавшего за бортом пальцем, чтобы не потерять его из виду. Это действие является важным в деле спасения утопающего.
Нажать кнопку Man Over Board – «человек за бортом», если таковая имеется. Не паниковать, при появлении чувства волнения необходимо мобилизоваться и успокоиться. Отдать команду для скручивания стакселя, выбрав для этого конкретных людей. Это необходимо для того, чтобы после команды все члены экипажа не кинулись выполнять ее. Сделать вызов MAYDAY посредством рации, если удастся справиться своими силами, то вызов потом можно будет отменить.
Все действия должны выполняться четко и с учетом погодных условий.
После следует оставить судно, без переноса стаксель-шкота на подветренный борт. Судно легло в дрейф, такой маневр возможно делать с любого курса. После того, как лодка остановилась необходимо убрать спинакер и гик в целях безопасности. В воде не должны остаться концы. Запустить мотор и убрать стаксель. Вернуться в то место, где находится человек. Проходя мимо него, кинуть дан-буй и подкову. Морально поддержать оказавшегося в воде, сказать ему, чтобы никуда не плыл, что его сейчас вытащат из воды. Отойти от человека на пятьдесят метров, развернуться так, чтобы человек оказался с подветренной стороны. Подойти и заглушить двигатель, чтобы человека не затащило под винт судна. Бросить линь и подобрать оказавшегося за бортом.
Другой вариант
Начальная стадия такая же, как в первом варианте спасения человека, оказавшегося за бортом. После того, как гик убран и не представляет опасности необходимо, чтобы оверштаг оказался в дрейфе. Если двигатель по какой-то причине не работает, лечь на курс бакштаг. Таким образом, судно пошло задним ходом к человеку, оказавшемуся в воде. Следует настроить грот на нужный курс и перекинуть стаксель-шкот на подветренную сторону. Бросить человеку буй, но его пока не поднимать на борт. Отойдя на пятьдесят метров, сделать поворот и продолжать движение курсом бейдевинд. При хорошем ветре, стаксель можно убрать и продолжать движение под гротом. В этом случае, судно будет медленно, но верно приближаться к человеку и подойдет с наветренной стороны.
Нужно сделать так, чтобы лодка остановилась рядом с человеком.
В случае, если гик-шкот отдан, но грот не полощет, необходимо отойти чуть дальше и сделать резкий поворот судна на галфвинд. Сразу же вернуться к человеку и опять повернуть грот. Цель такого маневра добиться того, чтобы грот полоскал. Судно должно стоять максимально близко к человеку, чтобы бросить ему линь и поднять на борт. Бейдевинд под парусом – весьма полезная вещь и способ швартовки, которые используется моряками чаще всего, когда нужно стать на якорь или пристать к причалу. Взаимообратные курсы бакштаг и бейдевинд, особенно важны, когда человек оказался за бортом в темное время суток или он был потерян из виду, пока длились подготовительные спасательные мероприятия. В случае быстрого поворота и дрейфа, необходимо отойти и проделать оверштаг. Лечь на курс бейдевинд и вернуться на то место, где находится человек. При этом течение никакой роли не играет.
Слаженная и четкая работа
Необходимо помнить, что нельзя подбирать человека, оказавшегося за бортом на курсе больше галфвинда, потому что яхта не остановится в этом случае. В связи с этим нужно в первый раз пройти мимо человека, бросив ему средства спасения, чтобы он не утонул и оставался на месте ожидать помощи. Спасение человека, оказавшегося за бортом судна зависит от многих факторов: от состояния и класса судна, команды и самочувствия и состояния человека за бортом.
Перед морским поход необходимо обговаривать данную ситуацию, чтобы в случае ее возникновения команда сработала слаженно, четко и без паники, а самое главное сохранять спокойствие тому, кто оказался в воде. Потренироваться на имеющемся судне очень важно, это поможет отработать четкость действий во время возникновения чрезвычайной ситуации. Для вытаскивания из воды используется лебедка, а человек в мокрой насквозь одежде весит очень много. Это означает, что поднимать его дело непростое, требующее усилий.
Современные лодки оснащены ступеньками, что существенно облегчает процесс поднятия человека из воды. Поднять человека на судно старой модели, не имеющей лестницы можно при задействовании гика. Бывало так, что упавшего за борт поднимали при помощи штормовых парусов или тузиков. Способы могут быть разные. Действовать нужно по ситуации, поэтому важно, чтобы тренировки по спасению проходили именно на том судне, на котором планируется выход в акваторию.
Тренировочный макет, также как и человек попавший за борт, на флоте называется «Оскар».
Советы упавшему
Оказавшийся за бортом должен привлекать к себе внимание, чтобы его заметили. Сохранять спокойствие и никуда не плыть, чтобы не растрачивать свои силы. Необходимо спокойно ждать, пока судно подойдет поближе и команда вытащит из воды. Сложнее, если с борта уходящего судна не заметили «потери бойца» и лодка уплывает вдаль, даже в этом случае не следует отчаиваться и впадать в панику. Нужно найти что-нибудь, что позволит держаться на плаву и двигаться в сторону уплывающего судна или к берегу, если он в зоне видимости. Рано или поздно на яхте заметят отсутствие человека. Риск упасть за борт велик в штормовую погоду, а как известно заметить, что человек упал, а тем более поднять его на борт в непогоду гораздо сложнее, чем в ясную штилевую погоду. Но, паниковать не надо никогда – все поправимо.