Ирина Грачева — российская яхтсменка, которая неоднократно получала призовые места и даже устанавливала мировой рекорд. Не так давно она приняла участие в третьем этапе регаты les Sables — Les Acores en Baie de Morlaix. Он начался около французской коммуны Роскоф в Бретани, а завершился в Ле-Сабль-д’Олоне. Состязание было достаточно напряженным — Ирина Грачева то выходила в лидеры, то откатывалась назад. В результате российская яхтсменка заняла третье место.
Начало соревнования и первые проблемы
Это соревнование началось для Ирины очень удачно — она нашла скорость, на которой может максимально эффективно лавировать. Благодаря этому на этапе, когда все шли на север в Ла-Манше, женщина заняла первое место. В этот день она практически всегда использовала автопилот, а сама занималась парусами. Нужно было уделять им постоянное внимание, иначе можно было сойти с курса или уменьшить скорость передвижения. Ближе к вечеру, когда близилась точка поворота, женщина осознала, что ветер становится гораздо сильнее. Она решила зарядить аккумулятор и, спустившись в машинный отдел, увидела, что все масло вытекло из электрогенератора и растеклось по всей рубке.
Маслом залило все вокруг — сумку, другие элементы судна и так далее. На очистку помещения ушло немало времени. Остатки масла, которые еще не вылились из аккумулятора, не могли обеспечить его нормальную работу. В тот момент нужно было принять очень важное решение — сходить с дистанции для проведения ремонтных работ или продолжать путешествие. На яхте было несколько солнечных панелей, которые могут обеспечить судно достаточным для работы минимального количества оборудования количеством энергии. Однако была одна проблема — ночью энергия не поступала, а днем с ней тоже были проблемы из-за тени, которые создают паруса. Кроме того, прогноз погоды предсказывал отсутствие солнечной погоды в ближайшие два дня. Впереди был холодный фронт, и ветер усиливался до достаточно большой скорости в тридцать узлов.
У нее оставался один заряд аккумулятора, и женщина была вынуждена его растянуть на два дня. Она сразу осознала, что придется максимально уменьшить количество затрачиваемой электроэнергии и отключить автопилот, который оказывает существенную помощь управлении судном. Для того, чтобы он работал регулярно, нужно как минимум три полных заряда аккумулятора. Женщина не собиралась полностью отказываться от его использования — в трудных ситуациях она планировала использовать его, но включать на максимально короткий срок. Покинуть гонку она могла и позже — когда подойдет к берегу и пройдет зону разделения.
Женщина решила продолжить участие в регате и попытаться избавиться от возникших проблем.
Спортсменка сумела быстро найти выход из сложившейся ситуации. Без авторулевого она обходиться не могла, и создала веревочную систему, которая бы исполняла его функции. Она прекрасно заменяла авторулевого на лавировке. Благодаря использованию этой система женщина даже смогла поспать. Этот этап соревнования был одним из самых напряженных — за четыре дня, которые шла гонка, она поспала не больше восьми часов. Ветер все усиливался — его скорость достигла тридцати узлов, а потом стала доходить до сорока.
В итоге из сложившейся ситуации, которая грозила выходом из соревнования, удалось выйти достаточно успешно.
Второй этап
Пройдя трудный этап пути с отсутствием электроэнергии начались другие проблемы. На трекере могло показаться, что судно попросту дрейфовало, но в реальности произошла несколько другая ситуация. Дело в том, что шверт, расположенный на судне, приходилось максимально выдвигать в бейдевинд. Однако при увеличении скорости судна до, например, десяти узлов, приходится поднимать шверт — иначе он выламывается. В один момент женщина поняла, что судно начинает серьезно увеличивать скорость.
Она хотела поднять шверт, чтобы избежать его поломки. К тому моменту ветер разогнался до тридцати узлов и стал достаточно сильным для того, чтобы поднять высокие волны. Из-за этого пришлось отключить автопилот и полностью заняться швертом. В результате выяснилось, что у автопилота произошла ошибка в работе — он повернул судно, и оно легло мачтой в воду. У предыдущего владельца данной яхты была такая же проблема. Вернуть судно в исходное положение было очень трудно, и из-за этого женщина потеряла очень много времени.
Пока она пыталась побороть возникшую проблему некоторые яхты противников ее обошли.
Следующий этап соревнования был достаточно удачным — длительное отставание удалось компенсировать практически полностью и вернуться в список лидеров. Холодный фронт прошел, геннакер наполнился воздухом и яхта пошла с очень высокой скоростью. Большинство яхт, которые остались позади, входили в состав серийного дивизиона, и женщина думала, что занимает примерно шестое место. Реальной информации об ее положении в соревновании она получить не могла. В сообщении, которое ей передали с суши, было сказано, что один из гонщиков выбыл из соревнования. Женщина не могла понять, где находятся противники и куда нужно идти. Ей казалось, что соперники уже идут к финальной точке состязания.
Спортсменка была вынуждена огибать южный буй по большой дуге. Это не было намеренным решением — из-за отсутствия электроэнергии (запасы аккумуляторов давно иссякли, а солнечная погода была очень редкой) перестали работать абсолютно все важные элементы яхты — GPS, ходовые огни, определители скорости ветра и так далее. В этой местности течение было достаточно сильным, и женщина должна была это учесть. Она примерно представляла себе направление, в котором нужно идти, но на поиски буя ушло немало времени. В результате длительных поисков она поняла, что давно прошла буй, обогнув его по дуге и оставив незамеченным. В результате было потрачено очень много времени.
Ночью идти было труднее всего — приходилось путешествовать в условиях практически полного отсутствия видимости и практически нулевого запаса электроэнергии. Вместо ходовых фонарей использовался фонарь — он давал намного меньше света, но с ним все равно можно было передвигаться. Пришлось опять делать веревочный вариант авторулевого.
На протяжении двух суток женщина стояла без сна в промокшей одежде. Дожди и волны заливали все водой, и на сушку попросту не было времени. Женщина хотела лечь спать, но это — не самая простая задача на судне. Необходимо придерживаться расписания и встать в необходимое время, иначе яхта может отклониться от курса. Ранее женщине помогал встать электробудильник, но электроэнергии нет, и использовать его не получилось. Женщина на тот момент очень сильно утомилась и боялась заснуть на очень длительное время, хотя сама она планировала спать примерно полчаса. Тогда она придумала решение — лечь в неудобную позу и не пользовать одеялом, чтобы холод мешал погрузиться в полноценный сон.
Такой рискованный метод все же сработал — спустя тридцать минут она проснулась. За одну ночь она смогла поспать всего два часа, причем делая это с перебоями. Такой небольшой отдых помог немного восстановить силы для того, чтобы продолжить участие в соревновании. На следующий день погода была солнечной, и появилась возможность восполнить заряд электрической энергии с помощью солнечных панелей. Но, несмотря на все усилия, аккумулятор зарядить до необходимых значений не удалось. Электрический автопилот все еще нельзя было использовать. Потом ветер практически полностью затих, и у женщины появилась возможность некоторое время поспать. Теперь она делала это в кокпите, готовясь среагировать на увеличение скорости ветра.
Финиш был близок — оставалось пройти примерно пятьдесят морских миль, и ей нужно было набраться сил перед финальным рывком.
Ночью начал дуть юго-западный ветер. Женщина поставила генакер и яхта, быстро набрав достаточно неплохую скорость, направилась к острову Йе — одной из точек маршрута. Это — последняя точка, которую нужно было обогнуть перед попаданием на финишную прямую. Состязание проходило в очень напряженных условиях, но женщина все же сумела его завершить. Без электричества на большей части пути и нормального отдыха она сумела занять третье место на соревновании, которое посетили лучшие яхтсмены многих государств.
Ирина довольна соревнованием — она получила огромный опыт, сумела испытать себя. При этом никаких по-настоящему серьезных поломок не было — судно можно достаточно быстро починить. Конечно, придется поработать со снаряжением, но это приходится делать практически всегда после крупных соревнований и путешествий. У женщины будет два сезона на восстановление яхты и поиск неполадок, а потом она отправится на Мини-Трансат.