До начала регаты Mini-Transat-2015, почитателей яхтинга волновали вопросы: как размещаются спортсмены на небольшой площади яхты, устраивая свой скромный быт? Хватает ли им продуктов и как вообще организовано питание? Волнует людей вопрос безопасности яхтсменов и то, как проходит подготовка к соревнованиям. Впервые, за все время существования этой регаты в ней принимал участие наш соотечественник яхтсмен Юрий Фирсов. Его жизнь и карьера вызывает интерес почитателей яхтенного спорта.
Профессиональный яхтсмен
Все спортсмены, принимающие участие в одиночных соревнованиях, сходятся в едином мнении, что первоочередным фактором является надежность яхты, включая ее оборудование. Так, знаменитый яхтсмен Мишель Дежуайо сказал, что для того, чтобы лидировать и выиграть гонку, нужно прийти к финишу. Перед началом одиночной регаты спортсмены должны быть уверены в своих «партнерах». В данном случае партнером гонщика является лодка, на которой он отправляется в плавание, ведь в океане их будет только двое: яхтсмен и его судно.
Необходимо проверить готовность судна не то, что на сто процентов, а на все двести, чтобы избежать неприятностей в акватории. Поэтому, самым важным и ответственным делом является подготовка «партнера» к гонке. Во время соревнований в средиземноморских водах спортсмены знают, что берег недалеко и, в случае чего можно будет дойти до него или попросить помощи по рации. В атлантических водах такого нет – берег далеко и помощь может подоспеть не так быстро, как в Средиземном море. На этот раз вместе с гонщиками в путь отправилось судно обеспечения на случай аварийных ситуаций.
В любой момент можно было оставить свою лодку и перейти на борт судна-помощника.
У Юрия Фирсова запланирован огромный объем работы перед началом соревнования. На своей лодке он намотал примерно пять тысяч миль, поэтому он знает слабые места своего «партнера», к которым следует отнестить внимательно и ответственно. Прежде всего, это перо руля и крепежный механизм, а также стаканы аутригеров. Их у спортсмена выдавливало несколько раз, поэтому необходимо усилить данный механизм.
Действительно, скорость и безопасность – немаловажные факторы в любой гонке, но в приоритете остается надежность судна. Потому что работы на судне всегда хватает, вне зависимости от времени, потраченного на ремонт на берегу. Ведь карбоновый корпус твердый и отлично передает вибрацию, соединения с резьбой ослабевают, особенно, если крепления из пластика. Постоянно нужно подтягивать гайки. Во время перехода океана все время нужно подтягивать резьбу, все спортсмены делают это.
Необходимые инструменты и некоторые запчасти имеются на борту у каждого яхтсмена. Особое внимание следует уделять системе автопилотирования. Желательно иметь запасной, хотя это и недешево, но зато надежно. Замена автопилота дело трех часов – это время в длительных переходах большой роли не играет, тем более, что надежность прежде всего! Фирсов уделяет особое внимание именно системе автопилотирования. Проверяет лично, чтобы автопилот был исправен, использует жидкость с содержанием спирта для гидравлической системы автопилотирования. Обязательно на борту его судна имеются солнечные батарейки. Подобная подстраховка лишней никогда не бывает.
Неудобно то, что на яхте инструменты и запчасти находятся в труднодоступных местах, бывает проблематично отыскать их, особенно при качке.
Провиант на судне
Перебоев и проблем с провиантом не возникает. У Юрия самый длительный переход был продолжительностью 12 суток. В предстоящем соревновании придется находиться в океане порядка двадцати суток. Так как у Фирсова никогда не было такого длительного перехода, ему придется посоветоваться с более опытными товарищами. В выборе продуктов, яхтсмен ориентируется на собственные предпочтения и представления о том, какие продукты будет полезны ему. Юрий не прибегает к консультациям диетолога.
Он планирует взять с собой фрукты и овощи, которые дней пять будут сохранять свой первозданный вид. Это и польза для организма и разнообразие меню. Неизменно яхтсмен берет с собой в плавание сало и куриные яйца. Белковая пища необходима спортсменам, так как белок является строительным материалом клеток и придает энергии. С салом можно готовить первые блюда. Например, в суп или борщ можно добавить немного сала для сытности и калорийности.
Основу судового меню составляют продукты, которые можно быстро приготовить. Фирсов предпочитает запасаться отечественными сублимированными продуктами. Нигде, так как в нашей стране, сублиматы не популярны. Например, на полках итальянских магазинов их очень трудно найти. Они продаются в этой стране, но не в таком количестве, как в родном отечестве. Можно брать с собой провиант в тюбиках, но такая пища на любителя.
Хорошо брать с собой орехи и сухофрукты, поскольку они являются источником витаминов и минеральных веществ. Например, горсть орехов способна обогатить организм необходимыми жирами и микроэлементами, а горсть сухофруктов витаминами, особенно они богаты витамином С, а он, как известно, предотвращает развитие вирусных заболеваний. Также, хорошо брать с собой баночку меда. Польза этого продукта известна всем, а в сочетании с продуктами, содержащими витамин С, мед является прекрасным иммуноукрепляющим средством. Помимо полезных продуктов, Фирсов берет с собой аптечные витамины.
Бутылка горячительного напитка в запасе есть, но яхтсмен не приветствует употребление на борту алкоголя, а вот в качестве растирки или дезинфекции использовать водку или спирт вполне приемлемо. В напряженной борьбе не рационально принимать алкоголь, а для того, чтобы согреться лучше всего, пить травяной сбор или обычный черный чай, можно с лимончиком. Запас воды на судне из расчета два с половиной литра в день и десять литров про запас.
Брать с собой дополнительно десять литров требуют организаторы соревнований. Так положено по технике безопасности. Яхтсмен в этот переход возьмет с собой опреснитель, вырабатывающий триста граммов жидкости за один час. Частенько болельщики задают вопрос о природных стимуляторах типа настойки женьшеня, который повышает давление и дает прилив энергии. Действительно, в таких соревнованиях он был бы очень полезен, ведь спортсмены очень устают во время одиночных переходов.
Прежде, чем брать подобные препараты, необходимо их опробывать на суше.
На судне имеется походная газовая плитка на которой яхтсмен готовить горячую пищу. Мощность плитки такова, что закипятить литр воды можно за сорок секунд. Специальное оборудование позволяет готовить пищу практически в любую погоду и непогоду. Баллон с мощным соплом обмотан специальной тканью, что позволяет готовить в любых погодных условиях: во время штиля и во время шторма при качке.
Проблематично готовить в непогоду при скорости в 17 узлов, в такие моменты все внимание яхтсмена направлено на поддержание скорости, на то, чтобы готовить времени нет. А оставлять открытый огонь без присмотра нельзя, так как возгорание в открытой акватории будет пострашнее течи. Для таких случаев Юрий Фирсов берет с собой термос с горячей едой и термос с чаем. Это весьма предусмотрительно, ведь не всегда бывает возможность приготовить еду или закипятить воду. В таких ситуациях термосы – большое подспорье.
Время отдыха
Судно Mini 6.50 отличаются спартанской обстановкой. Поэтому Фирсов, выбирая судно для одиночного перехода, выбрал лодку RG 650, по его мнению она просторная, так как в ней единое пространство без перегородок. На судне очень удобно хранить инвентарь, запасные части, инструмент и продовольствие. Трудности есть на любом судне. Спать приходится на одном борту, так как на другом находится оборудование.
Удобнее отдыхать на левом, потому что, когда спишь на правом, то в бок упирается рукоять помпы. Когда яхтсмен был неопытным, то он планировал спать через какое-то время, отводя час для отдыха, но со временем Юрий понял, что так не получится, спать нужно тогда, когда есть возможность. Если лодка идет ровно и нет опасностей, необходимо оставить управление автопилотированию и немедленно уснуть. Привычка быстро засыпать и мгновенно просыпаться очень важна для яхтсменов.
На таком судне, как у Фирсова можно смело довериться автопилоту, так как яхта оснащена инновационной системой автопилотирования. Система способна вести судно в любых условиях. Если яхтсмен ложится отдыхать при определенной скорости, то он проснется сразу же, как только произойдут изменения. В случае, если ночью разыгрался ветер, то вместо спинакера лучше поставить Код Зеро. В этом случае судно и парус не так остро чувствуют ошибки.
Если на самом длинном участке маршрута: от Канарских островов до Гваделупы будут господствовать сильные, но постоянные ветры, то это позволит больше отдыхать. Пока же, при одиночных переходах получается отдыхать по полчаса. Режим дня получается такой: сон, потом проверка оборудования, парусов или готовка пищи, а после опять сон. Такой режим очень утомителен, потому что невозможно полноценно отдохнуть. Ночные бодрствования тоже бывают, если нужно огибать знаки или острова. Очень мешают на воде сети, которые ставят рыбаки.
Медики советуют спать хотя бы по два часа непрерывно, чтобы полноценно отдохнуть, только в открытом море не всегда так получается. Хотя, когда погода ясная и тихая, то есть возможность и четыре часа полноценно отдохнуть и выспаться. Любому спортсмену отдых очень важен, а тем более яхтсмену, который в море тратить очень много сил, ведь управление судном, пусть даже и маленьким дело нелегкое, а тем более управление в одиночку. Поэтому полноценный сон и отдых в принципе является одним из правил, которым не следует пренебрегать. Ведь полноценный отдых является залогом бодрости и здоровья. Во время сна у человека происходит регенерация тканей и вырабатываются гормоны. Недостаточный сон ведет к нарушению работы органов, особенно головного мозга. Это является губительным для яхтсменов, потому что недосып приводит к снижению концентрации внимания и ухудшению памяти, подавленности и раздражительности.
Недостаточный сон становится причиной ослабления иммунитета и повышает риск заболеваний сердца и сосудов.
Не обязательно спать в каюте, можно и в кокпите или под спинакером. На свежем воздухе и отдыхается лучше и есть возможно в любой момент поправить спинакер, если его заполаскивает со специфическим звуком. Такие манипуляции получается проделывать на автомате, практические не просыпаясь. Конечно, о комфортном пребывании на борту Mini мечтать не приходится. Главное, что есть элементарные условия для того, чтобы поесть, поспать и умыться. Гигиенические процедуры представляют собой выливание ведра воды на тело или использование влажных салфеток. Аптечка должна быть на судне обязательно, со всеми необходимыми лекарствами для различных ситуаций. Требования организаторов брать шины, если случится перелом.
Меры предосторожности
Находясь на палубе яхтсмен обязан пристегивать себя ремнем безопасности. Да, иногда можно пренебречь этим правилом, если погода позволяет: солнечно и безветренно. Многие яхтсмены вообще пренебрегают этой мерой безопасности, но у Юрия Фирсова четверо детей, поэтому он строго соблюдает правила безопасности. Для того, чтобы не столкнуться с другими лодками или кораблями яхтсмен использует специальный радар и AIS. Хотя систему AIS нужно доработать, так как во время шторма и сильного ветра ее сигнала вообще не слышно.
На своем судне Фирсов сделал проводку так, чтобы можно было не часто выходить на палубу. Выходить приходится, чтобы взять рифы, а закрутки в этом классе яхт никто не использует. Закрутки портят паруса. Выходить наверх периодически необходимо. В связи с этим нужно соблюдать следующие правила безопасности: составить план своих действий наверху, выходить со стороны наветренного борта, одевать надежную обувь, чтобы не упасть за борт. Яхтсмен пользуется тапочками, в которых аквалангисты ходят по рифам. Благодаря специальной подошве, они прилипают к палубе, надежно удерживая человека.
Яхты Mini 6.50 качественно отличаются от других судов, предназначенных для гонок. Эти лодки очень маленькие, а кроме этого, организаторы соревнования вводят различные ограничения, что очень усложняет пребывание на борту. GPS пользоваться разрешается, а другой электроникой навигационного назначения пользоваться нельзя: ни плоттерами, ни ноутбуками. Не так давно был случай, когда яхтсмен взял с собой мобильный в котором была навигационная программа. Спортсмена выгнали со скандалом и позором. Так что пользоваться телефонами нельзя, так же как и получать специальный прогноз погодных условий.
Можно рассчитывать на свой опыт и знания, пользоваться методом визуального наблюдения.
Разрешено использовать обычные бумажные карты при дальних переходах. Такие вот жесткие правила установлены для Mini-Transat-2015. Яхтсменов старой советской закалки такие жесткие ограничения не смущают, поскольку всегда моряки ходили, опираясь на собственный опыт и визуальное наблюдение. Без проблем ходили по морям и океанам, находя нужные гавани. Юрий всегда берет с собой в дальний поход секстант. Он прошел курс астронавигации.
Один в открытом море
Самый популярный вопрос любителей яхтинга: не страшно одному находиться посреди водной стихии? Наверное любого яхтсмена, впервые отправляющего в одиночное плавание волнует то же самое. Однако, на практике, когда спортсмен чем-то занят во время перехода, он просто не замечает одиночества и не думает о том, что он один на судне, а вокруг только бескрайняя толща воды. К тому, если уверен в своем судне, если на берегу проверить все оборудование, то в пути будешь уверен в себе и своем «партнере». Тогда не будешь бояться, что случится поломка или возникнет экстремальная ситуация. Единственно, что когда человек долгое время находится в одиночестве, то психика его работает иначе, чем в социуме.
Могут быть видения и галлюцинации, когда человек один посреди морской пучины. Один раз после ночного шторма, Юрий, находясь в каюте отчетливо слышал, что наверху кто-то разговаривает по телефону. Сначала это был мужчина с акцентом, а потом некая женщина выясняла отношения. У него возникла мысль выйти и посмотреть, но потом он подумал, что в этом нет смысла – они же ему не мешают. Яхтсмену Юрию Фирсову 52 года, он является мастером спорта и девятикратным чемпионом по яхтингу. Кроме этого, он имеет бронзовую награду европейского чемпионата.
Яхтсмен многократно принимал участие в различных соревнованиях, в том числе международного уровня.
Прекрасная затея
В середине прошлого века, Боб Салмон, которому очень нравились одиночные переходы, решил устроить соревнование. По его замыслу в регате должны были участвовать яхтсмены, у которых нет спонсоров. Участники должны были иметь скромные маленькие суденышки, которые вполне подходили бы длительного одиночного плавания. Яхты должны были быть около двадцати одного фута в длину. Огромные яхты, которые в те годы предоставили французы на трансатлантическую регату, заставили Боба действовать. Он решил, что непременно и в ближайшее время необходимо организовать гонку, в которой бы участвовали яхтсмены на небольших лодках. Кроме того, нужно было разработать новые правила для нового соревнования. Первое – в открытом море только двое: лодка и яхтсмен.
Его идея пришлась по нраву яхтсменам и осенью 1977 года из английского порта в океан вышло двадцать четыре судна длиной чуть больше шести метров. Когда регата окончилась было решено, что соревнование будет проводиться через год, по нечетным годам. Решение приняли отталкиваясь от OSTAR, которое проводилось раз в четыре года, по четным годам. Чтобы с ним не пересекаться было решено, что на Mini-Transat спортсмены будут собираться через год.
Идейный вдохновитель регаты и Даниэль Жиллар организовывали и следили за проведением соревнования три года, потом руководство было передано Жан-Люку Гарнье, который работал журналистом, но был ярым поклонником яхтенного спорта. В 1984 году была создана организация, которая установила новые правила. Именно тогда было решено проводить регату на лодках класса Mini 6.50. Это был переломный момент в истории данного соревнования.
Благодаря новым правилам, которые учредили французы, гонка под названием Mini-Transat 6.50 стала своего рода трамплином к участию в более серьезных соревнованиях. Многие известные сейчас яхтсмены участвовали в Mini-Transat. Например, братья Пейроны и Джованни Сольдини. Знаменитый яхтсмен, который принимал участие в различных соревнованиях, Бернард Штамм, вообще трудился лесорубом и регата Mini для которой он сам построил лодку, стала для него билетом в яхтинг и сделала знаменитым. Порядка тысячи участников прошли через эту гонку за сорокалетнюю историю существования регаты. Отец-основатель регаты умер, когда ему было 84 года, случилось это семь лет назад.
Он принимал участие не только в созданной им Mini, но и в регате под названием Whitbread Round the World Race.
Лодки Mini 6.50
Эти небольшие лодочки расширили представления о небольших судах. Инновационные технологии, которые применялись при строительстве Mini 6.50 были обширны. Яхты опередили свое время. Именно на судах этого класса впервые было установлено два пера на рулевую систему. Глубокий киль был сконструирован спустя несколько лет после выхода лодок в свет. Спустя еще пару лет и лодка была модернизирована так, что появилась плоская палуба, на которой не было рубки. Практически каждые несколько лет, судоверфи модернизировали и усовершенствовали эту модель яхт, которая предназначена для одиночных переходов. Очень много изменений и дополнений было внесено в конструкцию Mini 6.50. Типичная лодка на сегодняшний день в длину составляет шесть с половиной метров, при этом ее ширина три метра. Осадка судна – полтора метра, а водоизмещение – около тонны.