Продолжая разработки проекта корабля, который не будет нуждаться в пилотируемом управлении, британский Rolls-Royce создал уникальную, на настоящий момент, систему, предоставляющую информацию об окружающей среде на совершенно новом уровне.
Она называется Intelligent Awareness (IA) и предназначена в первую очередь для того, чтобы существенно улучшить и облегчить навигацию корабля в тёмное время суток, на большой скорости, или же в непростых погодных условиях.
Intelligent Awareness получает и систематизирует большой объём информации из различных источников, который предполагает данные о расположении и перемещении в реальном времени окружающих судов. После сбора информации система обрабатывает её и создаёт модель окружающей корабль обстановки, причём весьма подробную.
Моделирование происходит в трёх режимах. Первый – виртуальная реальность, здесь создаётся картина, как в трёхмерном варианте, так и в двухмерном. Второй режим – дополнительной реальности. И, наконец, третий – режим точности.
Быть может, самая интересная для наблюдения, – карта в режиме 3D, создаётся благодаря метеорологическому локатору, оснащённому лазерной системой фиксации и предназначенному для анализа инфракрасного излучения, выполненному в технологии LIDAR.
Принцип работы LIDAR заключается в применении светового луча, используемого в виде импульсного лазера, который обеспечивает измерение необходимого расстояния.
Информация, которую получает система с помощью лазера, объединяется с данными, предоставленными GPS и таким образом, на основе синтеза всех сведений, создаётся трёхмерное изображение. Оно генерируется очень подробно и позволяет заметить те моменты, которые при обычном управлении бывают скрыты от человеческих глаз, что значительно облегчит работу экипажа. Тем не менее, при наличии LIDAR на данной стадии разработки, управление человеком ещё обязательно.
Эта новейшая разработка дополняет другие многочисленные источники информации, которые интегрируются в систему управления и создают общую картину. Среди таковых – электронные навигационные картографические структуры, радиолокационные станции. При этом трёхмерная карта, созданная LIDAR, представляет собой точную картину всего, что происходит вокруг яхты, которую можно было бы наблюдать с высоты нескольких метров. Именно таким образом общую систему описывал Ииро Линдборг, занимающий пост главного менеджера по осуществлению удалённых и автономных операций, в компании Rolls-Royce.
Если мы перейдём в режим точности, то сможем увидеть расстояние до того или иного объекта как понятно, – очень точно. Рассчитывает его система LIDAR и делает это с высочайшим качеством – точности, которую она показывает, можно позавидовать, конечно, на глаз определять расстояния в таких показателях вряд ли сможет даже опытный член экипажа.
Особенно важными становятся такие показатели, если необходимо рассчитывать, как пройти через узкую полоску пути, в случае, если движение судов проходит плотно. Или же, если нужно разминуться с другим кораблём при встречном движении, или в любой другой подобной ситуации.
Наконец, в режиме дополнительной реальности, находит своё применение осуществлявшаяся всё время плавания сенсорами Intelligent Awareness съёмка на видео.
Все эти системы помогают обнаруживать любые объекты вокруг лодки на достаточном расстоянии. Будут зафиксированы и динамические, движущиеся, как например, идущие вам навстречу, или параллельно с вами, суда, так и статичные – никакой большой и острый камень не позволит вашей яхте, оснащённой таким управлением, повторить судьбу Титаника.
Если нажать на изображение корабля на экране монитора, то будут предоставлены дополнительные сведения о нём – система покажет его название, тип, к которому относится судно, укажет скорость обнаруженного объекта и расстояние до него, а также – направление, в котором движется заинтересовавший корабль.
Как в двухмерном, так и в трёхмерном режиме, сведения, которые передают сенсоры, будут накладываться на создающуюся карту и человек, который управляет судном, оснащённым новейшей разработкой Rolls-Royce, сможет рассмотреть все находящиеся в окрестностях корабли в более широкой среде. Так, в трёхмерном изображении судно видно с некоторой высоты. Такое же положение будет и при отображении в режиме дополнительной реальности. В последнем мы увидим расстояние до объекта нашего наблюдения, его скорость и направление, в котором он движется.
Кроме этого, можно в качестве дополнительной опции включать или отключать, для удобства, визуализацию запретных для движения мест. Также, можно запрашивать сведения о фарватерах и о глубине движения.
Intelligent Awareness разрабатывалась для реализации в большей степени, на рынке больших круизных лайнеров. Однако, её можно поставить и успешно применять и на крупных судах – транспортировщиках, или суперяхтах.