Белое море — место, где яхтенная инфраструктура не так сильно развита по сравнению с Балтийским. Несмотря на это, место для путешествий под парусом можно найти всегда. Данное место не пользуется особой популярностью среди туристов, и это можно отнести к достоинствам Белого моря. Проект «За горизонт» — это путешествие по этому морю на весельной ладье из дерева. Судно получило название «Йолма».
Управлять большим судном с помощью весел — задача весьма непростая, и требует определенных умений. Необходимо умение работать командой и немалая выносливость. Также каждый член экипажа должен уметь работать с веслом. Существует множество нюансов его использования. Так, его необходимо заносить назад, а после этого опускать лопасть в воду. Весло должно попадать не на слишком большую глубину, но в то же время не должно просто пройтись по водной глади.
На ладье установлено пять пар весел, парус сделан прямым и пропитан маслом. Шестиметровая мачта удерживается натуральными веревками, которые также предварительно пропитали с помощью льняного масла, чтобы они не очень сильно промокали.
Судно строилось около полугода: постройка началась ближе к концу 2017 и завершилось в 2018. Перед началом строительных работ были проведены исследования с использованием современных компьютерных технологий. Благодаря этому появилась возможность создать идеальную форму судна. После этого все детали были вырезаны из фанеры, ширина которой составляла всего девять миллиметров. Сборкой судна занимались не профессионалы, а будущий экипаж. Место главного строителя занял Кирилл Савенков. Доски, с помощью которых происходила постройка судна, были недостаточно длинными. Для того, чтобы судно стало монолитным, было принято решение соединить их по принципу пазла. Постройка началась еще в конце февраля 2017 года, а в сентябре его уже спустили на воду.
Всего за всю небольшую историю своего существования деревянная ладья прошла два путешествия: кроме Белого моря, она ходила по Ладожскому озеру на протяжении недели.
Многие считают, что во время гребли необходимо постоянно синхронизировать момент поднятия весел, однако на самом деле это не совсем так. Слаженные движения по-настоящему необходимо делать только первой паре весел. Остальные будут повторять движения за этими гребцами. Из-за этого на них лежит очень большая ответственность.
Однако такое состояние слаженности достигается только после достаточно длительного совместного путешествия, и новички вынуждены синхронизировать свои действия. Конечно, можно грести и без голоса, но начинающие гребцы из-за этого могут сбиться.
В состав команды на начальном этапе путешествия входило десять человек, среди которых только шесть — совершеннолетние. Сначала они должны были подойти к небольшому поселению Ковда, где к команде присоединится еще один участник.
Всего в команде пять представительниц слабого пола и шесть мужчин. Практически у каждого из них есть необычный опыт. Некоторые привыкли к плаванию на байдарках, и уже проходили на них по данному маршруту. Другие уже путешествовали на крупных гребных судах. Были и члены экипажа, ранее не проходивших таких больших маршрутов на ладье.
Управление данным судном — достаточно непростая задача в сравнении с большинством обычных парусных судов. У этой ладьи полностью отсутствует фальшкиль, и парус направляется только в одну сторону. При расчете маршрута необходимо учитывать это, ведь поворачивать на «Йолме» достаточно непросто. Даже в том случае, если установить парус вдоль судна по примеру «бермудского», лодкой не получится нормально управлять из-за постоянного крена в сторону берега.
Несмотря на это, судно, при весе практически в пятьсот килограмм, имеет осадку в тридцать сантиметров. Это — одно из главных достоинств этой деревянной ладьи, которое позволяет ходить даже по мелководью.
Также эта особенность позволяет спокойно высаживаться на песчаный берег, а после этого с легкостью сталкивать судно обратно в воду.
Путешествие с использованием весел — достаточно трудное занятие, и экипажу требуется время для отдыха. Однако команда нередко отдыхает во время путешествия, не прекращая ходьбы, попросту заменяя друг друга.
Капитан лодки — Сергей Филатов
Как позже рассказывали участники путешествия, наиболее волнующими оказывались части маршрута, когда приходилось грести в трудных погодных условиях, а до конца маршрута остается совсем немного времени. В таких ситуациях приходится тратить гораздо большие усилий, однако предвкушение отдыха придает сил. Гребец должен упираться ногами в шпангоут и оттягивать весло, используя собственный вес. Периодически лопасть весла сворачивается в другую сторону из-за волн, сбивая с ритма. Если членам экипажа срочно нужно отдохнуть, а остановится не получается, то грести продолжает только половина.
Далеко не всегда судно приводится в движение с помощью весел. Оно оснащено прекрасным парусом, который, увы, не всегда удается использовать. С ним судно развивает достаточно внушительную скорость до десяти километров в час. В сутки команда может пройти до тридцати километров.
Моменты, когда судно управляется только с помощью ветра, являются прекрасным временем для отдыха от постоянной монотонной гребли. Члены команды отдыхают, облокачиваясь о борта, любуясь красотой окрестностей. Некоторые из наиболее уставших гребцов ложатся прямо на шпангоуты. В таком положении нет возможности любоваться окрестностями, но зато ветер не дует в лицо и можно спокойно отдохнуть. Если ладья идет под парусом достаточно долго, то экипаж начинает замерзать и для разогрева опять садится за весла.
Развлечений на судне не очень много. Например, члены экипажа развлекались, играя в словесные игры.
Дальнейшее путешествие
Следующая точка маршрута — небольшое село Княжая губа. Отдохнув и пополнив запасы, команда отправляется в море.
Путешествие завершается в поселке Чкаловский. В него необходимо было перегнать машинный прицеп по суше, пройдя 130 километров. Всего было потрачено около трех часов. Часть команды, которая не покинула Зеленоборск, потренировалась в гребле в абсолютно пустующем судне. После этого на лодку были загружены вещи и начался путь.
За одиннадцать километров от Зеленоборска расположился остров Волей. Там заканчивается полярный круг, и в летнее время года в этой местности день никогда не завершается. Многим это очень нравится, но все же большая часть экипажа из-за этого несколько дней не могла нормально заснуть и постоянно чувствовала себя усталой. Качество гребли из-за этого серьезно ухудшилась, и скорость также снизилась.
В сравнении с двигательными судами ладья идет очень тихо, и такой необычный объект привлекает любознательных тюленей. Также члены команды один раз во время путешествия встретили кита-белуху.
Путешествие по Белому морю — достаточно серьезное испытание для неопытных моряков. На море нередко можно попасть в шторм.
Например, на третий день путешествия по этому морю команда шла против ветра. Несмотря на достаточно тяжелые условия, в сравнении со штормами местность проходилась относительно легко. Идя против ветра, судно повредить практически невозможно. К тому же, оно очень остойчиво. За счет ширины судна оно практически не опрокидывается. Пологие и низкие волны вообще не представляют собой никакой опасности. Если бы судно было не таким устойчивым, путешествие продлилось гораздо дольше.
За все время путешествия серьезных опасностей для команды не возникало, ведь капитан перед каждой точкой маршрута тщательно сверялся с прогнозом погоды. Однако в этой местности неоднократно происходили несчастные случаи, многие из которых заканчивались трагедией. Путешественникам об одном из этих событий напоминает необычный памятник, поставленный в честь руководителя дайвинг-клуба Валерия Хоренкова.
В 1978 году мужчина в шторм был вынужден возвращаться домой. Однако он исчез, а пустое судно прибило волнами к камню, на котором установлен памятник. Валерия Хоренкова так и не смогли обнаружить. Спустя некоторое время было решено в память об этом событии установить на большой камень около острова Волея лодку дайвера. Также к лодке привязана цепями табличка, которая была заменена местными властями несколько лет назад.
Однако в честь пропавших без вести такие памятные знаки ставят крайне редко. В большинстве случаев обходятся простыми грубо сколоченными крестами из дерева. Они встречаются практически повсеместно. Многие жители окрестных деревень еще помнят многочисленные трагедии, связанные с шторами.
После того, как все члены экипажа прибыли в назначенное место, было принято решение остановиться на два дня на острове Высокий для того, чтобы отдохнуть и набраться сил. Он расположился примерно на расстоянии в пять километров от Ковды.
У этой остановки есть сразу несколько преимуществ. Самое очевидное — возможность отдохнуть от безостановочной гребли и постоянных ветров. Также члены команды могут просто отдохнуть в походной бане и искупаться в холодной воде Белого моря.
Также члены команды провели достаточно необычную тренировку, которая является неотъемлемой частью каждого проекта «За горизонт». Итак, члены экипажа разделяются на две отдельные группы. Одна из них, используя лодку или байдарку, отталкивается от берега на небольшое расстояние.
Члены команды, нося спасательные жилеты, поочередно выпрыгивают за борт лодки и пытаются без помощи остальных забраться назад. Самые лучшие участники тренировки способны вернуться на судно за несколько секунд, а вот остальным придется прибегать к помощи товарищей.
Если же проект «За горизонт» проводится на байдарках, а не лодке, то судно переворачивают и совместными усилиями стараются установить нормально. Остальные члены экипажа, которые не принимают участия в тренировке, занимаются разведением большого костра. Они должны помочь промокшим от купания в холодной беломорской воде обсушиться и переодеться.
После того, как первая группа окончательно отдохнет, вторая проводит ту же тренировку. По окончанию этого первая группа должна помочь согреться. В конце все делятся впечатлениями. Это не только развлечение, но и действительно полезное занятие: если произойдет какая-либо чрезвычайная ситуация, члены экипажа не растеряются, а быстро вытянут пострадавшего из воды. Кроме того, эти занятия учат взаимовыручке и поднимают командный дух, что очень важно во время длительных путешествий.
Конечно, искупаться в холодных водах Белого моря — достаточно опасная задача, однако за все время существования проекта никто не заболел. Если же у члена команды есть какие-либо проблемы со здоровьем, то он отказывается от участия.
Дикое море
Белое море в сравнении с тем же Средиземным намного хуже развито в плане яхтенной инфраструктуры. Здесь отсутствуют марины, места для ремонта и так далее.
Однако путешествия по Белому морю позволяют представить себя первооткрывателем. Природа здесь абсолютно нетронута, и вокруг достаточно просторно. Путешественники могут идти по безлюдным местам на протяжении нескольких дней, не встретив человеческих поселений. Единственные соседи — многочисленные птицы и олени, лежащие на скалистых побережьях. Некоторые части прибрежной территории Белого моря относятся к заповедникам.
Многие острова отличаются тем, что на них абсолютно отсутствуют деревья. В некоторых случаях на них даже нельзя встретить досок, выброшенных морем. В результате приходится использовать для приготовления пищи газовую горелку.
Несмотря на множество недостатков, они все перекрываются удивительной красотой Белого моря и окрестностей. Многие острова практически полностью заросли лесом. В большинстве случаев он состоит из сосен, однако бывает и смешанный. Острова очень разнообразны в плане природных зон: так, на некоторых соседствуют болота, поля и леса. Один из главных недостатков отдыха на природе в этой местности — огромное количество гнуса. Комары с мошкой постоянно лезут в лицо. Больше всего комаров находится на небольших островах, ведь они размножаются в воде.
Достопримечательности
Даже в отдаленных местах можно встретить триангуляционные вышки. Они делались из дерева еще во времена Советского Союза, и, по большей части, находятся в плохом состоянии.
На со стороны не примечательном острове Наумиха расположилась достаточно интересная и необычная достопримечательность — старинный маяк.
Остров Красный, расположившийся на группе островов Кемь-Луды, отличается необычным местом — лабиринтом, который в древние времена люди выложили из камня. По оценке ученых, он был построен на рубеже нашей эры.
Одна из самых необычных достопримечательностей этой местности — так называемый «корабль-которого-нет». За годы, которые он простоял на небольшом островке, судно успело изрядно проржаветь. Такое необычное название судно заработало из-за того, что абсолютно на всех картах оно отсутствует. Скорее всего, оно предназначалось для учебных стрельб военных.
В 2017 году в этой местности был создан новый природоохранный объект — ландшафтный заказник «Керетинский». На востоке острова Сидоров расположилось необычное место — все, что осталось от ликвидированного в 2016 году детского лагеря. Это место существует достаточно давно, и многие члены экспедиции в детстве были там. Например, некоторые инструкторы масштабного проекта «За горизонт» проживали в этом месте. Сначала были простыми подростками-участниками, а потом перешли в ранг наставников. В Москве было построено несколько судов из дерева на шесть весел, используя которые дети вместе со взрослыми изучали окрестности. Многие именно благодаря этому лагерю полюбили море.
Далее судно путешественников отправилось к Беломорску. Там и завершилось их совместное путешествие.
Члены команды прощались с Белым морем в Чупе, когда ждали прибытия поезда. За ночь до прибытия поезда они успели обсудить все путешествие, поделится впечатлениями и вспомнить приятные моменты. Организаторы выдали всем участникам футболки.
Утром следующего дня некоторые члены экипажа отправились на поезде домой, а другие — загружают автомобиль вещами и готовятся к тому, чтобы пройти еще один, на этот раз не очень большой маршрут. Они должны отвезти корабль к озеру Ковдозеро для проведения проекта, организованного компанией «За горизонт».
Конечная цель этого маршрута находится около Зеленоборского, неподалеку от стартовой точки путешествия.
«За горизонт»
Спустя неделю после завершения данного путешествия «Йолма» будет спущена на воду участниками еще одного проекта данной организации. В ней примут участие три команды, представляющие древние народности — скандинавы, саамы и кельты будут работать в команде и составлять план работы для того, чтобы выйти победителем из этих состязаний. На острове Ковдозеро будут проходить различные задания.
Программа предназначена для несовершеннолетних, и основана на старинных сказаниях и легендах. Кроме принятия роли славян, кельтов и других народностей будут проходить и другие процессы. Например, с помощью наставников — опытных учителей, которые руководили туристическими походами, занимались фехтованием и управлением лодками, подростки научатся принимать самостоятельные решения. В рамках путешествия наставники подведут своих учеников к самостоятельному принятию решений, установке целей и преодоления трудностей. Также участники соревнования обретут самые важные социальные навыки, которые существенно упростят жизнь в городе.
Кроме проектов, связанных с Белым морем, «За горизонт» будет организовывать небольшие (не больше двух дней) путешествия по лесам Подмосковья, тренировки в фехтовании и путешествия в Крым и на Кавказ.