На дворе стоял июнь 1964 г., когда яхте Pen Duick II удалось пересечь финишную черту возле Ньюпорта в штате Род-Аленд. Событие произошло 18 числа около 11 утра по полудню. Катер с представителями прессы уже направился к яхте сразу после этого. Они встретили худощавого человека, волосы которого на голове изрядно потрепал ветер. Его интересовал лишь один вопрос – «Кто победил?». По всему его виду, по изнеможенному лицу, мешках под глазами ощущалась дикая усталость. Но фотографы делали свое дело, стараясь запечатлеть каждую его морщинку и яхту. Он снова задал тот же вопрос, и наконец, дождался ответа: «Вы и победили, месье Табарли!…». Потом они добавили, что у него ушло 27 дней на преодоление пути плюс 3 часа и 56 мин.
Франция гудела спустя 7 дней после старта: Табарли шел впереди Чичестера, опережая соперника аж на 100 миль. Не ожидалось даже намека на сбавление хода!
Неделю все наблюдатели за соревнованиями боролись с мучительными сомнениями: а вдруг форс-мажор? Но французскому лейтенанту было не до сомнений, он уверенно шел вперед. Печатные издания в один миг взорвались статьями, наперегонки с конкурентами рассказывая о появлении нового героя века. Телевидение тоже не отставало, придумав новую «фишку». На экране демонстрировали яхту Фрэсниса Чичестера, сопровождая ролик фразой: «Правь, Британия, морями!». Далее звуки музыкальной композиции становились все тише, а лодка английского яхтсмена пропадала в туманной дымке. В это время на ее месте появлялось судно Эрика Табарли со строчками из Марсельезы, что было очень символично в ту пору. Это означало одно: пора забыть стереотипы мировых тенденций.
Французский связной
Вокруг события развернулась шумиха. Табарли стали считать настоящим «французским связным», считая этого человека фигурой, связавшей прошлое яхтенного спорта в лице Алена Жербо и настоящее. Так, кстати, и будет названа вышедшая позже кинокартина с таким же названием «Французский связной». Фильм получил заслуженную премию «Оскар», чему был несказанно рад главный актер фильма Джим Хэкман.
Однако голливудская гонка несколько далека от регаты Ostar 1964.
Поступок журналистов можно назвать только отчасти верным исторически: кроме Жербо, в гонках участвовали знаменитые одиночки Луи Бернико, потрясающий спортсмен Марсель Бардьо, Жак-Ив ле Тумелен. Пусть даже в первой гонке Жан Лакомб отставал и пришел к финишу последним, но он преодолел самый длинный южный маршрут на небольшом суденышке. Понятное дело – он не претендовал на призовые места. Иначе обстояли дела с Табарли!
Будни текли своим привычным ходом, а Табари продолжал брать вершины, опережая остальных участников. Пресса все больше приковывала внимание читателя к его персоне. Что же значила гонка OSTAR для мира яхтенного спорта?
Провести чемпионат одиночек предложил в далеком 1956 г Герберт Хазлер. В кругу моряков армии у него было прозвище Blondie. Он предлагал провести гонку по Атлантике, стартовав в Плимут и дойти до Нью-Йоркского порта. Идею поначалу восприняли в штыки: спонсоры отказывались вкладывать деньги в такое рискованное мероприятие. Хазлер не отчаивался и продолжал искать единомышленника, и он его нашел! Им оказался экс-летчик Френсис Чичестер, водившим знакомства с членами Королевского западного яхтенного клуба Великобритании. Он также заинтересовал прессу, обратившись к редакции газеты The Observer. Так зародилась гонка OSTAR-1960. Событие вызывало интерес со стороны 115 яхтсменов, но на старт решилось выйти лишь 5 человек, несмотря на большее количество заявок. Одержал победу бывший летчик Френсис Чичестер. Он шел к победе 40 дней, 12 ч. и полчаса на яхте Gipsy Moth III. Френсису удалось преодолеть 4004 мили. Жан Лакомб, его соперник, шел 74 дня, практически в два раза дольше.
Через два года победитель вновь решил испытать судьбу и преодолеть океаническую бездну, сократив время путешествия до 30 дней. Результата достичь не удалось: он проплыл на яхте чуть больше 33 дней. Но Френсис не собирался уступать морской пучине, упорно решив победить ее. Тогда он решил проводить регулярно олимпийские соревнования с другими соперниками.
В большей степени интерес к гонке наблюдался только у британских яхтсменов. Они довольно-таки свысока относились к участию в ОСТАР туземцев в 1964г., считая событие сугубо внутренними соревнованиями и ревностно относясь к иностранцам. Снобизм Лакомба и ему подобных вызвал негодование со стороны французских репортеров. Но это поведение британцев спровоцировали задолго до едких комментариев журналистов возмущение Эрика Табарли. Он по этой причине сначала решил принять участие и совсем с пером в руках, подсчитывая статистику. Он активно выступил против снобизма. Его слоганом стали слова «участие и победа».
Первоначально разработанные правила участия в OSTAR был лояльными. Члены комиссии проводили осмотр судна, проверялась надежность яхты для мореплавания на длительный период в океане. Иных требований не подразумевалось. Для Табарли все было четко решено: участвовать он сможет при наличии крепкой специальной лодки, хорошей подготовке. За проект над его яхтой отвечали братья Константини, знаменитые проектировщики Франции. Жиль и Марк вначале предложили Табарли Margillic V из коллекции «Таран». Лодка устроила Эрика, и на ней лейтенант проходил весь 1963 г.
Он внимательно присматривался к судну, записывал в ежедневник свои наблюдения, в дальнейшем вручил эту тетрадь французским инженерам.
На семейной верфи Константини кипела работа по устройству нового судна для яхтсмена. Водостойкая фанера пошла для изготовления корпуса, соорудили две мачты, оснастили парусным снаряжением – кечем. Кеч обеспечивал курсовую устойчивость транспорта, по мнению Табарли. Добавили в парусный «гардероб» спинакер площадью в 82 квадрата. До этой модели никто даже не догадывался: одиночный моряк вполне может справиться со спинакером. Кстати, на финиш Табарли вошел под всеми парусами, что выглядело грандиозно и феерично.
Новое детище назвали Pen Duick II. Название выбиралось неслучайно: оно символизировало связь со старым семейным шлюпом Табарли. На нем он учился выходить в море под парусами. Журналисткам удалось откопать несколько интересных фактов об этой грандиозной лодке. Старое сиденье от легендарного «Харли Дэвидсона» присутствовало на яхте. Использовали его ради экономической выгоды. Полусфера из плексигласа, заимствованная с военного бомбардировщика, служила в качестве оптики, посредством которой яхтсмен следил за настроением океана.
OSTAR-64
Гонка 1964 г. привлекла уже 75 участников из Англии, приехали яхтсмены из Австралии, Дании и Америки. Были и французы. На старт вышло 15 человек, все они прежде участвовали в OSTAR 60.
В мае, 23 числа, жители Плимута с волнением наблюдали за стартом лодок. Финиш назначили в Ньюпорте. Отличием этих состязаний был конечный пункт назначения не Нью-Йорк и участие многопарусных судов, двух катамаранов и тримарана. Две яхты отличались наличие парусов, как у джонок. Это были лодки, принадлежащие Blondie Хазлеру, «оседлавшему» Jester» и Майку Эллисону и с его Ilala. Яхтсмены отличались и по возрасту: одному было 63, второму 28 лет. Соответственно, стаж владения навыками яхтенного управления разнился. Через пару дней Атлантика испытала их «детища» на прочность, впрочем, как и характер самих моряков.
Неприятности не заставили себя долго ждать: у яхтсмена Вэла Хауэлза с его Akka случилось непредвиденное. Моторная лодка повредила ветровой подруливатель. Он вернулся в Плимут. Судьба не пускала его в океан и через 5 дней: случились неполадки с парусным полотном. Снова ремонт на этот раз в Ирландии. Драгоценное время потеряно…Но все же океан сменил гнев на милость, позволив ему нестись под парусами со скоростным режимом в 150 миль в сутки. Хауэлз, крепкий мужчина с колоритной бородой и вечно широкой улыбкой, пришел к финишу третьим. Отличный результат!
Дереку Келсалу тоже поначалу не везло. Тримаран Folatre подвергся шквалу большой волны, в итоге руль оторвало и дало течь в корпусе. Тримаран пришлось реанимировать, теряя целый месяц. Келсалу некогда отчаиваться: он вышел в море из принципа. Ему так хотелось продемонстрировать всю мощь тримарана. На сей раз триумф у многокорпусников не предвиделся. Дерек Келсал пришел 13-м по счету, Дэвид Льюис с катамараном – оказался на финише седьмым, хотя ему прочили победу. Мужчина совершил кругосветку в одиночку до этого события.
Видимо, подкачали материалы, «подуставшие» от плаваний или просто удача решила отдохнуть, да только подруливающее устройство подвело на подходе к 2 000 милям, затем бом лопнул, не давая возможность разогнаться на желаемой скорости.
Бобу Банкеру тоже судьба не благоволила: в пути произошел крен Vanda Caela из-за сильного порыва ветра. В итоге моряка сорвало с мачты, но боль от сломанного запястья не заставила его бросить гонку.
Июньскую ночь с 8 на 9 число Жан Лакомб на его Golif запомнил на всю жизнь, он едва не утонул, оказавшись в ураганном потоке, выбрав южный маршрут. Мужчина чудом оказался живым.
Волшебством считает свою возможность прийти живым к финишу и Майк Эллисон, оказавшийся один посреди шторма без одной мачты. Ураганный ветер, пощадивший Лакомба, задел двух других участников – Майка Баттерфильда, отправившегося в регату на судне под названием Misty Miller, и Джефри Чэффи с его Ericht 2. Последнему пришлось зайти в порт исправлять лопнувший штаг. Баттерфильд столкнулся с проблемой протечки аккумуляторов, поломкой авторулевого, заставившего уйти на ремонт на берегу Азорских островов.
Там же на островах сделал вынужденную остановку Робин Мак-Карди. На его судне сломалось электрооборудование, хронометр. Он отказался, один из всех, участвовать в дальнейшей регате. Журналисты намекнули: он оставил яхту из-за супруги, поставившей супругу ультиматум. Яхтсмен выбрал жену и вернулся домой.
Схлопотали и лидеры в этой регате. Чичестер в начале июня столкнулся с наполнением яхты водой. Включение помпы не помогало. Ключевым моментом стала паника: он не мог понять, откуда течь. В радиоразговоре с верфью удалось выяснить причину протечки – носовая обшивка. На участке форштевня образовалась трещина, непонятно откуда взявшаяся. Френсис заделал щель и погнался за Табарли. Опасения вызывал другой гонщик, не отстающий от Френсиса ни на шаг. Им оказался Алек Роуз, стартовавший на Lively Lady.
Табарли – где он? Французы уже фактически отмечали его победу. Они верили в этого «строптивого новичка», как они его называли. Хотя за ним закрепилось еще одно прозвище – «возмутитель спокойствия» уже без присутствия иронических ноток.
Туман и штиль в первые дни регаты раздражали гонщика. Несмотря на то, что океан имел вид «пустого блюда», морякам и самому Табарли приходилось выкладываться до «седьмого пота». Так он писал в своем путевом дневнике. Они обогнули мыс Горн, выбились из сил, но парусные полотна даже не надувались. Они висели подобно тряпкам – ни малейшего ветерка. Около 60 минут он провозился в хлопотах. Моряк убрал спинакер, спустил большой кливер. Ничего не помогало, включая поднятие стакселя, грота и бизаня. Ветер и не думал помогать яхтсмену.
Нелегким выдался девятый день регаты. Яхтсмена поджидали новые беды: он остался без лота, добавило негатива заклинивание вала. Из-за неисправности подруливающего устройства Табарли вынужден поменять планы, он перестал спать, находясь 24 часа за штурвалом.
Отказавшееся работать радио отрезало его от мира. Яхтсмен не знал, впереди он соперников или отстает. Навстречу ему выслали самолет. Пилоты увидели Pen Duick 15 июня. Эрик штурмовал воды близ острова Сейбл, прославленного за свой мистический нрав. Течения, изменчивое настроение ветров, близость к Галифаксу – ничто не сломило упорного моряка. Финиш – 18 июня – ура! Модно выдохнуть.
Французский триумф
Франция ликовала от гордости за своего земляка, о нем моментально напечатали в газетах. Журналисты открыто радовались: «британскому господству на море не бывать».
Острова за Ла-Маншем грустили: основной соперник, их земляк Чичестер заметно отставал. Но моряк передал свои поздравления французу. Зато обещание пересечь Атлантику за период менее месяца он выполнил.
На третьем призовом месте оказался Хауэлз, на четвертом Роуз, пятым пришел Хазлер. Как героя принимали и 14-го участника по имени Аксель Пентресон, пришедшим на Макро Поло.
Эрика Табарли во Франции, дома, ждали с большим нетерпением. На встречу приехал генерал Де Голль и президент. Эрик получил орден Почетного легиона. Звездная среда, включая политиков, спортсменов мечтали завести с этим человеком знакомство. Ему задавали один единственный вопрос, будет ли он участвовать в гонке 1968 г. Он отвечал утвердительно.
Слово он сдержал, приняв вызов гонки на модернизированной яхте Pen Duick.
Яхтсмен на этот раз поспешил закончить работы на тримаране, в первый же шторм он практически чуть не стал местом погибели.
В этот раз он уступил британцу Джеффри Уильямсу, отправившемуся на лодке с романтичным названием «Сэр Томас Липтон». Англичанам удалось одержать победу, но она оказалась краткосрочной. Спустя четыре года снова победил француз Ален Кола. Он взял напрокат у Табарли лодку Pen Duick-4. На шестой версии Табарли снова «вышел в дамки».
В следующие годы французам удавалось привозить домой призовые места. Они переплывали через Атлантику, подобно их великому предшественнику. Тримараны Pen Duick IV и Paul Ricard стали яхтами-рекордсменами. Судно, оборудованное подводными крыльями, позволили вновь прийти к финишной прямой первым Табарли. Для многих ценителей парусного увлечения, как братья Пейрон, Филипп Пупон, Тома Ковиль или Мишель Дежуайно, Эрик Табарли стал «иконой яхтенного спорта», кумиром. С него они брали пример, во всем учились, изучали его тактику выхода в море. Однажды Франк Каммас высказал мнение, что без Эрика о французском участии в регатах можно было бы лишь мечтать. Журналисты 1964 года оказались совершенно правы. Эрик Табарли открыл новую волну парусного дела во Франции.
Краткие сведения о лодке и ее обладателе
Яхта по сей день выходит в море, она является собственностью Национальной парусной школы. На судне готовятся выходить в регатные плаванья будущие моряки, задействованные в торговом флоте государства. Парусник не раз подвергался «рестайлингу», побывав даже в «шкуре» шхуны. Первозданный внешний дизайн ей вернули в 1994 г. Легендарная лодка в 2012 г. стала почетной гостьей на бот-шоу в столице Французской республики.
Эрик Марсель Гай Табарли – уроженец Нанта. Он родился 24 июля 1931 г. Мальчишка с раннего детства увлекался парусниками, ведь его отец тоже был этим занятием увлечен. В 1933 г. он купил яхту, сконструированную по проекту талантливого инженера Уильяма Файфа. Инженер построил лодку в XIX веке, назвав ее Pen Duick.
Год 1953. Молодой человек по имени Эрик Табарли записывается добровольцем в ряды военно-морской авиации. Служба заставила его побывать в разных уголках мира. Он служил в Марокко, запомнил на всю жизнь военные действия во Вьетнаме. Под конец службы его перевели во Французский легион на авиабазу, расположенную недалеко от Лорьяна.
В 1956 г. он приступает к восстановительным работам на лодке Pen Duick и пробует себя в регате. Окончательно он решает покончить с авиационной школой жизни в 1961 г. В тот момент он «переключается» с голубизны небес на другую стихию – лазурь океана. Кругосветное путешествие он совершает на паруснике «Жанна Д`Арк». Мужчина решает пройти обучение на профессионального моряка. Он успешно сдает экзамены и даже получает во владение небольшой десантный корабль. Одиночное плаванье наполнено трудностями, непредсказуемостью, огромными физическими и моральными усилиями, но ничто из всего этого не пугает отважного моряка. Он отваживается пуститься в океан один, без помощников на легендарной Pen Duick. Это был 1962 г.
Одержав победу в гонке OSTAR через два года, Эрик удостаивается орденом Почетного Легиона, получает повышение по званию.
Еще через два года его командировали в Министерство по делам молодежи и спорта от Минобороны Французской республики. Спустя четыре года он занимает должность инспектора Минобороны по физкультуре. Службу Эрик оставляет в 1985 г.
Табарли известен не только в качестве активного участника, заядлого яхтсмена океанических парусных состязаний. Он также участвовал и в прибрежных соревнованиях. К этому времени он женился, в плаванья стал брать с собой дочь и супругу. Особенностью этого отважного моряка была смелость: он никогда не брал в путешествия спасательных жилетов, редко использовал страховку. Гибель Табарли в море стала неожиданным ударом для всех, кто знал его, любил и восхищался этим великим человеком. Трагедия случилась в 1998 году. Табарли вышел в море на своей любимице-лодке, но гиком его сбросило в воду. Через неделю его тело обнаружили рыбаки. Случилось это ночью с 12 на 13 июня. Его супруга отметила в дневнике запись, что этот человек всегда сердцем был связан с морем, и оно забрало его к себе.
Эрик Табарли навсегда оставил памятный след в истории парусной деятельности. Ему принадлежит большое число побед.
- В 1964, 1976 годах он стал победителем в гонке OSTAR. Яхты шли из Плимута в Нью-Йорк.
- В 1967г. он одержал победу в регате вокруг острова Готланд с приходом в Хобарт.
- В 1967, 1997г. вышел победителем в Fastnet RACE.
- Эрик Табарли победил в гонке в 1972г. из Лос-Анджелеса на Таити.
- В 1974г. участие в регате из Бермуд к берегам Англии дало возможность вновь порадовать близких своей победой.
- Из Сан-Франциско в Токио он следовал в рамках гонок, организованных в 1969 и 1975гг.
Этот человек прожил всю свою жизнь под парусами. Под их белоснежными полотнами он нашел душевный покой, занимаясь любимым делом и отдавая ему себя без остатка.