В прошлой статье Евгений Штиль, участник экспедиции «Кон-Тики 2» вспоминал, с какими сложностями пришлось столкнуться у острова Пасхи. Долго пришлось кружиться вокруг острова из-за притяжения земли тех мест. Почему же пришлось спасать команды плотов этой экспедиции?
Веревки сдавали позиции
Каждую петлю вокруг острова команды проходили целую неделю. Кстати сороковой параллели достигли только через 42 суток, начиная со дня старта. Можно было начинать отсчитывать момент приближения к Южной Америке. Скорость плотов составляла 1030 миль в сутки. С этой скоростью плоты рассекали водную поверхность, преодолевая первую тысячу миль. В головах пока еще крутилась мысль о том, что вдруг это попутное течение, весело подхватывающее плоты в полосе сороковых. Переходы порой шли на отлично. Команда радовалась, выражая бурные эмоции, обнимаясь, целуясь, подбадривая друг друга тостами, поднимая бокалы с красным сухим винцом.
Сто граммов для бодрости в таком сложном походе не помешает, но не более. Однако эти дни, когда Фортуна-таки улыбалась во весь рот, можно было сосчитать по пальцам. Все чаще посещала горечь, предвкушение грядущего поражения, тяжелая мысль, что берегов Южной Америки команде не видать.
Журналисты после путешествия часто задавали вопросы о самых сложных моментах похода. По признанию яхтсменов, наиболее трудным было преодолеть психологическое давление, связанное с пониманием и осознанием физической невозможности достижения цели. Каждый шел, в тайне лелея жгучее желание крикнуть долгожданное «Земля!», подобно предшественникам старинных мореплаваний. Мореходам современного века сделать этого не удалось. Мысли о спасательных операциях жгли голову, казались удручающими, окончательно заставляя разочаровываться в путешествии. Друзья, знакомые поддерживали, присылая на электронную почту письма с предложениями подправить экспедицию, пополнить запасы и мотивировать команды продолжить путь, преодолеть намеченное расстояние.
Недостатка в моральной поддержке моряки не испытывали.
Два месяца плавания, трудной моральной и физической борьбы с тихоокеанскими рубежами привели к разрушению главных веревок, фиксирующих бревна плотов. Виновниками сильнейшего износа оказались зеленые водоросли. Эти скользкие существа в огромном количестве атаковали лодки, когда те прошли 35-ю широту. За два дня веревки пришли в негодность. Зелени меньше не становилось. Плантации ее, созданные природой, лишь увеличивались, грозя полным разрушением плотам.
Канаты приходилось делать толще, постепенно и они остановились рыхлыми, трудными для избавления от водорослей. Результат оказался печальным: рей с парусом с грохотом свалился на «Тупак Япанки». Благо, сооружение никого не травмировало. Оказалось, охватывающий последнее дерево трос был разъеден водой. Он фиксировал грот-фал, после его разрушения пришлось заменить трос. Мореходы в дальнейшем пытались предугадать ситуации износа с водорослями и уберечь веревки. Но задача была непосильной. Тогда руководитель проекта Хиграфф решил прекратить экспедицию на 70-е сутки путешествия-мечты.
Если обратиться к ученым, работающим на биофаке МГУ, удается выяснить, что водоросли не занимаются поеданием веревок. Однако они множатся, развиваются, производя особенный секрет. В этом секрете ученые заметили высокое содержание полисахаридов, образующих слизь. Действительно веревки были склизкими, неприятными на ощупь, было сложно по ним ходить в обуви, порой приходилось избавляться от надоедливых «нитей» даже ножиком. Из полисахаридов получается отличный источник питания, жизнедеятельности для множества грибов, бактерий и микроорганизмов. В свою очередь, те разлагают целлюлозу, главный компонент натуральных канатов.
Особенно резко процесс разрушения наблюдался в холодных водах. В водах более теплых и бедных микроорганизмами такого не происходило. Там мало азота, фосфорных соединений. Водоросли облюбовали плоты из бальсы, поселившись в толще холодной воды, богатой азотом, фосфором, солнечным светом. Мать-природа создает комфортную для этих обитателей обстановку, от чего они успешно множатся.
Причина рыхлого состояния веревок состояла и в том, что водоросли не только охватывали канаты сверху, но и проникали внутрь, раздвигая их подобно ростку, пробивающемуся сквозь камень.
Сожалению мореходов не было предела, ведь зеленые водоросли и испорченные по их вине канаты не оставляли морякам шансов двигаться дальше, прийти к цели. На бревнах бальсы всегда наблюдалось огромное количество морских членистоногих. Их еще едят утки. За ними и устроили «охоту» водоросли, словно ждавшие аппетитного обеда. Обращаясь к древним мореплавателям-инкам, остается лишь с иронией отнестись к слабым попыткам нынешних последователей их примера выиграть эту гонку. Предки четко знали, как справляться с водорослями, прокладывая морские пути от Полинезии до южноамериканских берегов и обратно домой. Жаль, что секреты эти не сохранились.
Спасайся, кто может!
В 2016 году 17 марта началась спасательная операция, когда подошел 72 день океанических приключений команд. Для этого спасательные службы задействовали судно коммерческого типа. К месту полным курсом шел огромный балкер под названием «Хокуецу Ушака». Судно приписали к Вануату. Задачи его связывали с сервисом кораблей, курсирующим по грузовому маршруту из Японии в Чили. Корабли перевозили целлюлозу. Баржа шла порожняком, находясь в 260 милях от места, где участники «Кон-Тики 2» терпели бедствие.
Понадобилось 20 часов, чтобы корабль приплыл до места трагедии. Управлял кораблем капитан Юн Сун Гуг, знающий мастерские секреты ювелирного подхода к бедствующим плотам. Важно было не перегружать двигательную установку, аккуратно сманеврировать. Причем стояла идеальная погода, абсолютный штиль и грело солнце, но спасать было нужно.
Команда корабля на перегоне скучала, потому быстро взялась за дело, поднимая пассажиров и грузы с плота, резво управившись за 30 минут. Правда, по вине путешественников на плоту случилась непредвиденная ситуация. Морячка Лиса Те Хеухеу пострадала, сломав ногу. Болевой шок она испытала лишь после подъема на палубу, осуществленного по веревочной лестнице длиной 16 м. Первым делом эвакуировали экипаж «Рахити Танэ». Дружную бригаду мужчин со второго плота «Тупак Япанки» заволокли на палубу баржи позднее.
Между плотами в этот момент расстояние составляло 25 миль, и балкер двигался от одного к другому два с половиной часа.
Путешественники окунулись в теплый уют японского гостеприимства на целых два дня, забыв о прошлых проблемах, испытаниях, которые пришлось преодолеть на маршруте. Войдя в 500-мильное водное пространство, команда готовилась к пересадке на военный корабль, 80-метровый гигант под названием «Армады Де Чили». Его называют «Пилот Пардо» в честь капитана-легенды, спасавшего в 1916 году экспедицию в Антарктиде под командованием Шеклтона. Теперь Пардо вновь выступил спасателем в виде корабля спустя 100 лет.
В спасательных операциях участвовала стандартная 16-метровая лестница, что использовалась в прошлую эпоху. Спуск к воде сделали автоматическим и подъем на военный борт тоже. Уставшие путники оказались в дружной компании экипажа корабля, обогретые теплом. Желудок вдоволь наполнился вкусной едой и красным вином, по которому скучалось в пути. Теперь уже путешественники наслаждались гостеприимством иностранцев. Моряки корабля-гиганта желали путникам больше так не рисковать жизнями, не отправляться в столь рискованные маршруты.
Потом желанные берега южноамериканского континента все же показали свои труднодоступные красоты неудавшимся покорителям. Судно приблизилось к порту Талькауано, расположенному в городе Консепсьон. Здесь команды встречали официальные лица. В спасательном составе моряков приветствовал норвежский посол, российский консул, журналисты и командующий ВМС. Жаль, но финиш должен был быть другим. Однако стоит отблагодарить всех участников спасательной операции.
Древним инком уже быть не хочется, или Ошибки современности
Сделав выводы, проанализировав технические способности бальсовых плотов, сложности прохождения Тихоокеанского рубежа туда и обратно, участники рискованного мероприятия осознали утрату главных секретов инков. Древние народы знавали нечто, доселе неизвестное, непостижимое с трудом даже на практике с кучей навигационных приборов. В чем же было отличие плотов древних от нынешних?
Древние инки совершенно иначе подходили к сооружению плота. Вероятно, главное значение имела конструкция рангоута, имевшего арочные формы. Это две лестницы с обеих сторон, сходившиеся посередине для подъема парусного рея. Матросы поднимались на нужную им высоту по этим ступенькам. Для «Кон-Тики 2» плоты сооружались по классическому алгоритму производства подобных морских конструкций. Техника включает одну мачту и прямоугольную форму грота. Предки не обладали колесом. Как тогда поднимали парус на мачту? Но в любые эпохи подъем мачты – затея непростая, серьезная. Стометровый парус современности в большей степени представляет собой декоративное сооружение, дань памяти его образу, представленному в кино и на пожелтевших от старости снимках.
Для съемки или наблюдения арка обладает большим функционалом, предусматривая условия удобные для передвижения людей. Правда, это конструкция более опасная, откуда падение будет страшным. Древние мореплаватели ткать паруса не умели, у них не было материала, да и желания. Паруса древности обычно сооружались в виде сетки, подбираемой по площади. На нее навешивали полотнища, полученные ткаческим традиционным путем. В ряде стран паруса плели мастера-рыбаки.
Парус сооружали «из того что было», порой формировали из отдельных кусочков.
Зарифить паруса было довольно просто, снимая пару полотен. О проблемах с полосканием парусов древние тоже не слыхивали. Полотна были крепкими, не разрывались на ветру. Тут возникает резонный вопрос: стоит ли обращаться к этим полотнам древности или же выбрать синтетические современные фабричные модели. Передвижение по маршруту состоится в любом случае.
Парусная сеть также выполняла роль рыбацкой сетки. Бамбуковые настилы для парусов показались слишком сложным моментом похода. По ночам волны и ветра жесткие, приходилось эти настилы восстанавливать. Бамбук постоянно выворачивался, канаты, веревки рвались. Раскуроченный и мокрый настил казался настоящей полосой препятствий для моряков. Ступни членов команды вечно застревали между стволами бамбука. Ногу часто клинит между бревнами, края дерева острые, ноги постоянно изнывали от ран, ссадин и царапин. Веревки тоже здорово режут ноги. Эти варианты палубного обустройства придумал Хейердал. Команде «Кон-Тики 2» хотелось именно его опытом воспользоваться.
Усовершенствовать их пытался Уилли Уиллис, одинокий плотогон. Его изобретение заключалось в расщеплении ствола на две половины. Дальше сверлились отверстия с последующим протягиванием в них веревок. Все это скреплялось в лист 1 на 1,5 метра. Но система эта была рассчитана на тропики с их теплыми попутными течениями. Для ревущих 40-х это – «адский ад». Волны ныряли под арки каждого бамбука, резко вгрызаясь в канаты. Веревки и рвались.
Предки не тратили много времени на ремонт судов. Точно уж бамбук они не расщепляли, создавая опасные ситуации. Наиболее простое решение – натяжка сетки с ячейкой для ступания ноги. Вода проходила свободно, волны не корежили палубу, и для ремонта требовалось минимальное количество времени. Как древние инки грелись, готовили еду, ведь 150 суток трудно продержаться на сухом пайке? Современные условия упростили эти задачи с помощью газовых баллонов, духового шкафа для выпечки хлеба. В качестве резерва есть примус, бензиновое топливо. Тогда же инки использовали древесный уголь. Его калорийность в два раза меньше нынешнего сжиженного газа.
Основной трудностью стал большой запас и необходимость сберечь его от размыва соленой водой. Хотя тогда и сегодня задача решаемая. Рассчитывать нужно так. Для команды в 7 моряков понадобится 1 кг угля, чтобы согреть каюту и приготовить обед. Один кубометр угля приблизительно равен 200 кг. Этой массы вполне хватит на 200 суток путешествия. Уголь также подходит для применения не только в этих целях. Углем можно сушить белье. Печка все вопросы тепла и пищи решает быстрее и эффективнее по сравнению с газовой моделью. Резкого огня уголь не дает, как и запаха. Материал не способен взорваться или вытечь. Уголь легко переносить, размножить огонь, создаваемый с его помощью. Предки владели навыками поддержания огня вполне удачно. Им были доступны знания по розжигу от трения, от использования кресала и кремния или иные способы.
В нынешние дни старые механизмы не нужны. Вполне достаточно иметь разработки XXI века.
Как готовили еду?
На «Кон-Тики 2» меню состояло только из вегетарианских блюд. Мореходы решили питаться рисом, чечевицей, горошком, макаронами, бобами. К тому же, выручало рапсовое масло. Консервы не закупались, брали с собой лишь яйца для выпечки хлеба. Повар пек хлеб каждые 2-3 дня. Команда с нетерпением ожидала горячего хлебушка. Команда испытывала дефицит сухого красного вина, безрассудно не воспользовавшись расчетами морского флота. Это стало очевидно в пути. Согласно расчетам, 120 граммов в сутки – достаточная норма для бодрости духа и здоровья.
Бананы сгнили за 14 дней. Лук держался чуть более месяца. Чеснок «выжил» до конца путешествия, лимоны не продержались дольше 60 дней. Полноценное питание было рассчитано на большой объем рыбного улова, ведь бригада ориентировалась на путешествие Тура Хейердала. Но моряков застигла врасплох иная реальность с отсутствием рыбы. Правда, был и позитивный момент: участники похудели, ощущали легкость в организме, сбросив 6-12 кг от начальной массы. По всей вероятности предкам удавалось найти подход к рыбалке, потому они не голодали. К тому же, у них были крючки на веревке, гарпуны, луки, стрелы. Мужчины тех времен ловко ими пользовались, набирая неограниченное количество рыбы.
Но большой проблемой была пресная вода, потому рыба частично восполняла утраченные запасы организма. В «Кон-Тики 2» базисом был выбран маршрут и образ жизни Тура Хейердала. Это значит – использовать только 1,5 л пресной воды на моряка. Это крайне малый запас, учитывая активность на физическом уровне и жару. Воду ничто не может заменить. Первые мореходы ловили много рыбы, ее складировать было сложно. Но на «Кон-Тики 2» моряки испытывали жажду.
Дефицит воды диктовал свои последствия: апатичное состояние, усталость, желание спать, слабо работал мозг.
Опреснителя тоже с собой не оказалось, ведь хотелось максимально приблизиться к команде предшественников древности. Те тоже страдали, желая пить воду. Сосуды их тыквы, бамбуковые виды тарелок привлекали, ведь хотелось бы познать их способность к утечке воды, время закисания жидкости в них. На современном борту одна канистра зацвела, другие лишились герметичности. Но за канистрами строго смотрели. Бочка в 200 л. – вещь крайне неудобная.
«Аппаратура» древних инков
Вопрос навигации волновал не меньше. Как древние люди, отправившиеся на борьбу с океаном, ориентировались на гигантских бескрайних просторах? На берегу кажется, что техника в пути не подведет. Ну как же, ведь теперь инновации повсюду! Хотя все надежды оказались иллюзиями. Система GPS может отключиться в любое время суток. Кончается заряд батареек. Приемник, случается, ломается. Уходит в отказ электропитание. В результате моряк остается лишь с компасом в руках, который под действием качки и воды повсюду может легко выскользнуть из рук, разбиться или утонуть без присмотра хозяина.
Секстант у мореходов «Кон-Тики 2» с собой лежал. Хотя работать с ним нужно уметь по таблицам, но и их можно лишиться. Древние же секстантами не обладали, ориентировались по солнцу, луне, звездам. Размышляя об обратном ходе по маршруту, к шкиперам приходит здравая мысль: мимо южноамериканского побережья не пройти. Сложно попасть на остров, двигаясь в западном направлении. Хотя это не так важно. Лодки двигались в заданном направлении, не собираясь промахиваться мимо цели.
Кроме того, древние мореходы не ходили одним судном. Обычно это были десятки и даже сотни плотов, шедшие нос к носу на параллельной линии. Поход был рассчитан на длительный период, в котором обязательно было нужно продумать защиту всех членов экипажа. Без сопровождения инки не выходили в море. Приближаясь к острову, они не могли знать, поменялась ли власть. Потому необходимость в сопровождении – первостепенная идея. Инки брали за основу цель: важно наладить связи с местным населением. Множество плотов вместили бы запасы, необходимо было привезти домой товары и иметь на борту многочисленное войско на «пожарный случай».
Основой в навигационной теме является неспособность разрешить главный вопрос: откуда предки знали, что за морями существуют другие земли.
Сказки о том, что моряки плыли в неизвестность, ведомые приключениями и романтикой, выглядят сомнительно. Стоит забыть о выдуманных историях, связанных с мореходами, плывшими по наитию, «незнамо куда». Эрик Рыжий или Колумб, другие моряки, пытавшиеся открыть Америку, четко осознавали цель, зная, что там вдали есть такая страна, живет народ с определенными традициями, изобретениями, ресурсами. Габариты планеты и шарообразная форма не представляли новость для предков. Геометрия, строительство, путешествия и караванная логистика развивались не за один день. Особое внимание предки уделяли астрономии, помогая мореплавателям решать важнейшие задачи на маршруте.
Хотя современников волнует тема первоисточника. Как изначально предки узнавали о существовании других земель, как ориентировались и знали, куда плыть. Откуда пополнялся ресурс этих знаний? Современники рисуют лишь одну картинку, что плывут моряки. Но динамика картинки остается статичной, несмотря на прогресс науки. Или все же остается признать наличие первоначальных знаний и мнемонических видений у предков? Но увидев сон, явление ангела на землю, кто осмелится отправиться в путь? Приходится сомневаться.
Пожалуй, предки так не поступали. Моряки не отправлялись наобум или ведомые сновидениями, пускаясь в сомнительную авантюру, бросая на месяцы и годы семьи, насиженные гнезда. Это становится понятно после прочтения книги Тура Хейердала «Древний человек и океан». Опираясь на даже научные опыты, эти знания пока остаются непостижимыми. Раскрыть эти секреты инков удастся лишь тогда, когда найдется смельчак «не от мира сего», да и познает тайны мироздания. Нынешние плавания же пока становятся образцом желания, здорового стремления человечества разгадать эти загадки, оставленные в наследство предками-мореходами. Такие путешествия заостряют внимание на необходимости двигаться дальше в вопросах изучения истории, исследования новых путей. «Кон-Тики 2» – это попытка, смелая попытка отважных людей.