Volvo Ocean Race — одна из самых престижных и главных кругосветных регат. Соревнование 2012 года прошло достаточно напряженно, хотя количество участников было самым низким за всю историю существования соревнования — шесть команд. Организаторы данной регаты заявили, что такое небольшое количество яхтсменов — необходимость, но их вполне достаточно.
Команда Sanya Lan
Одна из главных неожиданностей соревнования 2012-го года — команда яхтсменов из Китая, которую допустили к участию в соревновании. Она называется Sanya Lan, в честь одного из мест в Китае, где проходит этап регаты. О том, что китайцы примут участие в состязании, все узнали только за три месяца до его начала, что стало очень большой неожиданностью.
Относительно молодая команда тогда не могла позволить себе строительство нового спортивного судна. Им удалось собрать достаточно средств для того, чтобы приобрести подержанное, но все еще находящееся в отличном состоянии судно. Требования к техническим характеристикам яхт организаторы меняют очень часто, и в 2012-м году произошло еще одно обновление требований. Из-за этого членам китайской команды пришлось перестраивать некоторые элементы судна.. Эта яхта принимала участие в предыдущей гонке и заняла третье место.
Шкипером стал самый опытный яхтсмен в команде — Майк Сандерсон. Он давно получил известность среди любителей яхтинга — именно он получил несколько рекордов по пересечению Атлантического океана и суточному переходу.
Еще один примечательный член экипажа китайской команды — Крис Мэйн. В мире на тот момент он не был особо известен, но незадолго до Volvo Ocean Race он принял участие в регате на борту судна класса TP52 российской команды. В состав команды из Китая также входил Аксель Магдал, который на тот момент обрел огромную известность благодаря тому, что принял весьма необычные, но действенное решение на предыдущем Volvo Ocean Race в тихом океане. Именно благодаря тому, что он совершил необычный маневр, его команда и заняла первое место в самом длинном этапе в истории состязания.
Тысячи зрителей, наблюдающих за ходом состязания, были удивлены таким решением мужчины — судно очень резко повернуло и по прямой пошло к конечной цели этапа, в то время как остальные яхты шли обходными путями, чтобы попасть под удачный ветер. В результате яхта мужчины осталась позади практически всех участников. Однако, как в результате выяснилось, такое решение было не спонтанным и позже оправдалось. Аксель перед началом состязания тщательно изучил погодные условия в этой местности и принял единственно верное решение. Его подхватил попутный циклон, и судно быстро обогнало весь флот, заняв первое место, оставив других далеко позади.
Команда также отличается тем, что техническая часть яхты не такая, как у большинства участников. Руководство команды решило отказаться от ставшего традиционным и наиболее удобного типа парусов North и использовать Doyle. Как выяснилось позже, бывшее в употреблении и прошедшее очень тяжелое кругосветное путешествие судно не оправдало надежд на хорошее состояние. Практически сразу после начала соревнования в корпусе появилась трещина.
После того, как были проведены ремонтные работы, судно попало в Кейптаун, причем его перевозили на самолете. Второй этап тоже был не самым лучшим для команды из Китая.
Большинство современных яхт строится из углепластика. Этот материал обладает огромным количеством достоинств — дешевизна в сочетании с высокой удельной прочностью сделала его очень популярным. Но он имеет один очень большой недостаток — усталостная прочность очень слабая, и при длительном активном использовании материал ломается.
Инженеры оборонных предприятий Советского Союза, которые были настоящими профессионалами своего дела, использовали углепластик очень осторожно. Ими было принято решения полностью отказаться от его применения в изделиях, на которые приходится большая нагрузка. Так материал стал одноразовым. Так, например, из этого материала изготавливали корпуса ракет, ведь в таком случае на углепластик не идет практически никакой усталостной нагрузки.
Конечно, было немало попыток применения этого, несомненно, неплохого материала и в других вещах. Например, в первых версиях МиГ-29, которые предназначались для испытаний, было огромное количество деталей из углепластика, но в итоге выяснилось, что они обладают крайне низкой надежностью. В серийной версии истребителя использовались, по большей части, детали из алюминия. Один из главных недостатков использования углепластика — его умение скрыть дефекты. Даже самые умелые исследователи могут не обнаружить серьезных дефектов, пока они не дадут о себе знать в неподходящий момент. Ситуация с яхтой китайской команды полностью подтверждает данное правило.
Команда ETNZ
Среди наиболее примечательных команд можно отметить совместный экипаж новозеландской команды ETNZ. Эта аббревиатура известна всем любителям парусного спорта, ведь команда действительно обрела просто огромную известность. Они победили на абсолютно всех крупных регатах класса яхт TP 52. На тот момент, в 2012 году, ситуация с Кубком Америки была не самой лучшей, так что выбор новозеландской команды пал на Volvo Ocean Race — не менее престижную регату. На тот момент это соревнование было самым престижным в сезоне.
Судно у новозеландской команды было гораздо лучше, чем у китайцев. Над его проектированием работал Марселло Ботин, который создал большинство судов данной команды. Конструктор достаточно давно работает с членами команды и знает все их требования, так что судно получилось практически идеальным. У новозеландской команды на тот момент был огромное количество побед на соревнованиях самого разного уровня, вплоть до Олимпийских игр. Во многом роль сыграло мастерство конструктора, который точно угадывает потребности и стиль членов команды.
Строительство яхты проводилось на территории Новой Зеландии, в одной из самых престижных спортивных верфей.
Но, несмотря на это, конструкция яхты была достаточно спорной. В сравнении с большинством классических судов этого класса оно сильно отличалось. Подобные суда не участвовали в гонке очень давно. Конструкция, без всяких сомнений, имеет свои плюсы и недостатки, и разработчик учел все это. Среди основных достоинств можно выделить, например, меньшую приводимость судна на острых курсах, а также изменение инерционных способностей судна. Благодаря использованию данной конструкции яхту будет качать не так сильно. Эти достоинства можно считать достаточно серьезными, а вот недостатки незначительны, и эта неординарная конструкция, несомненно, имеет право на существование и создана не ради прихоти дизайнера.
Одна из необычных особенностей судна — разработчик предусмотрел сразу несколько расцветок, и яхту будут перекрашивать между этапами состязания. Дизайнер заявил, что это разнообразит жизнь на борту, ведь смена обстановки может помочь многим яхтсменам исполнять свою работу лучше.
Команда Groupama
Французскую Республику на Volvo Ocean Race представила достаточно известная команда Groupama. Экипажем руководит Фрэнк Камм, и команда, без всяких сомнений, входит в список возможных победителей данного состязания. Фрэнк Камма, помимо своих побед на регатах, неоднократно завоевывал мировые рекорды по скорости передвижения.
Эта команда в 2012 году была одной из самых известных в кругах любителей парусного спорта. Они получили известность, в первую очередь, благодаря установлению огромного количества рекордов на крупном тримаране Groupama III. Это судно специально предназначено для передвижения с максимальной скоростью и занимает место самого быстрого парусного судна. На этой яхте Фрэнк с командой сумели установить сразу несколько мировых рекордов на различных океанских дистанциях, включая самое быстрое кругосветное путешествие (на установку рекорда ушло три попытки). Конечно, в состав команды практически не входят яхтсмены с большим опытом регат неподалеку от побережий, но, без всяких сомнений, команда имеет огромные шансы на победу благодаря опыту установления рекордов.
Учитывая тот факт, что команда имеет большой опыт в заочных соревнованиях (когда участники выбирают разные маршрута и находятся на большом расстоянии друг от друга), команда имеет огромные шансы на победу. В 2012-м году многие возлагали свои надежды именно на нее, ведь члены экипажа были опытными, а их оборудование находилось на достаточно высоком уровне.
Но, несмотря на множество установленных скоростных рекордов, у команды сравнительно небольшой опыт тактической борьбы во время регаты. У команды, несомненно, есть несколько серьезных слабых мест.
Над строительством судна для Groupama работал известный конструктор яхт из Аргентины, Хуан Коуйоумджийян. На 2012 год он занимался строительством яхт для команды не так уж и давно, но уже принес ощутимую пользу.
Две его яхты обрели огромный успех на соревнованиях Volvo Ocean Race, прошедших до 2012 года. Благодаря этому он обрел достаточно хорошую репутацию и многие команды предлагали ему спроектировать им яхту. Над строительством судна французской команды трудились сотрудники судостроительной верфи Multiplast, которая создала большую часть французских многокорпусных яхт. Эти строители обладали достаточно обширным опытом, так что сумели изготовить достаточно качественную яхту. Постройку данного судна можно считать первым качественным французским проектом VO70.
Французская Республика давно не участвовала в Volvo Ocean Race. Последнее соревнование прошло почти тридцать лет назад, причем оказалось достаточно скандальным. Тогда некоторую часть команды посадили за решетку.
Так что для французов эта регата имела вдвойне важное значение — они могли красиво вернуться в VOR и при этом показать себя на достойном уровне.
Из-за этого на развитие команды Groupama были выделены достаточно большие средства. Президент компании-спонсора сам занимается парусным спортом, хоть и не на профессиональном уровне. Этот проект был очень важен не только для самой компании, но и верфи — специально для постройки нового судна было произведено переоснащение судостроительной компании. Компания дополнила свою верфь новейшим оборудованием — дальномерами, нивелирами, печами для создания материалов и так далее. Все это сказалось на качестве будущего судна, и, возможно, сыграло решающую роль в результатах соревнования.
Практически до самого начала соревнования никто не знал о подробных технических характеристиках нового французского судна. Одна из главных особенностей яхт аргентинского конструктора — «скула». Она достаточно хорошо заметна, и играет немаловажную роль. На гидродинамические характеристики она влияет очень слабо, а вот прочность увеличивает достаточно серьезно. По сути, это просто ребро жесткости, необходимые для повышения прочности носа яхты.
В результате первыми финишировали именно французы.