На самом деле, управление судном – это не развлечение, а целая наука. Не так-то просто управлять яхтой, как может показаться со стороны. Зачастую новичку очень трудно разобраться в деле управления, в тонкостях, но любовь к парусам и морю берет верх. Романтика яхтинга во все времена притягивает души людей, стремящихся почувствовать простор. Как это прекрасно, когда судно подчиняется тебе, идти вперед, рассекая темную гладь воды. Наверное это и притягивает многих в парусный спорт.
Трудное путешествие
Хрупкая девушка из Минска решила учиться управлять яхтой, она легко решается на новые затеи и приключения, потому что осознание того, что это может быть опасно приходит позже, а порой и в последний момент. Произошло так и с решением покорить Минское море. Она думала, что легко справится с яхтой. Направляясь в место назначения у нее в голове крутилась песня про паруса и яхты, маршрут пролегал не в Ялту, а календарь говорил, что еще не август. Хотя это обстоятельство не портило ее настроение, которое было романтически-музыкальным. Блуждающие парусники около берега придавали уверенности в своих силах. Вообразив себя Ассоль, она стала высматривать своего Грея. Хотя алых парусов не было, видимо ее кавалер не спешил увидеться с ней. Тогда она подумала, что нужно самой плыть за ним.
Кто-то воспринимает яхтинг как семейный отдых, где самое главное сделать массу красивых фото и видео, которыми можно будет хвастаться друзьям и знакомым, а кто-то как спорт, в котором есть место гонкам и экстриму. У нее была простая цель, чтобы никто не угодил за борт, да и самой нужно было вернуться живой и здоровой. Специального костюма для занятий не требовалось и опытные яхтсмены посоветовали просто надеть удобную обувь и одежду. Образ романтической красавицы портили грубые рабочие перчатки, они нужны были для того, чтобы управляться с веревками. Нужно было надеть панаму и солнцезащитные очки, но девушка про них не подумала, а солнышко припекало, все-таки середина лета.
Она поднялась на палубу глиссирующего судна SV20 в ожидании нового путешествия.
Инструктор указал на то, что для того, чтобы отойти от берега необходимо поднять хотя бы один парус. Девушка, надев громоздкие перчатки принялась поднимать грот. Тогда это слово было незнакомо и она с недоумением поглядывала на инструктора, пытаясь понять, что он от нее хочет. Происходящее вокруг вызывало паническое состояние и нелепую улыбку, позже она привыкла к морским терминам и все встало на свои места. Стали выделяться названия парусов, она стала понимать команды инструктора, его речь перестала быть просто потоком новых, незнакомых слов. Судно двигалось вперед, набирая скорость. Слабый ветер затихал и инструктор сказал, что необходимо поднять спинакер. Один из членов команды предложил свою помощь и девушка охотно согласилась. После она попробовала завязать морской узел.
Чувство свободы и ощущение ветра
Припекало солнышко, но ветерок приятно обдувая, создавал ощущения того, что находишься на курорте, на каком-нибудь пляже с теплым песочком, а рядом тихо катятся морские волны. Инструктор своим вопросом о том, хочет ли она управлять судном, вернул ее в реальность. Конечно она согласилась, предвкушая ощущение судна и свободы, а главное ни с чем несравнимое чувство того, что яхта будет слушаться ее. Начало было радостное, инструктор указал на ориентир, который нужно было обойти. Девушка балансируя, чувствовала себя опытным яхтсменом, капитаном большого корабля. С этими мыслями она невольно вздернула вверх голову. Скорость была отличная, ветерок играл в волосах, а морские брызги касались кожи. Следующий ориентир не был виден из-за перекрывавших его парусов.
Инструктор кричал, чтобы она тянула руль на себя. От этого она еще больше стала волноваться, терять контроль сначала над собой, а потом над судном. Судно дало крен, но она не отпускала руль, хотя в голове была одна мысль: перевернется яхта или нет. Это несмотря на то, что она точно знала, что этого произойти не может. Опять тренер повторил команду о том, что руль нужно тянуть на себя. Наконец-то судно выровнялось. Инструктор успокаивал, что эта естественная ситуация, которая происходит с каждым новичком, даже с ним, когда он начинал учиться яхтингу. Когда он был неопытным яхтсменом, то допускал много ошибок. Сейчас у него уже огромный опыт, а мастерство приходит с практикой. Он увлекся яхтингом сорок лет назад, когда учился в школе. Окончил институт физической культуры, где занимался различными видами спорта, кроме яхтинга. В то время не было такой специальности.
Первое занятие он помнит по сей день, оно происходило на судне «Кадет» с опытным рулевым. Яхтсмен рассказывал ему про устройство судна и направление ветра по ходу движения судна. С этого началась учеба, сразу с практики. Практические занятия были после, преподаватели объясняли что да как устроено на судне. Потом учились ходить на гоночном шверботе, который используется для обучения детей яхтингу. В наше время много подростков, которые обучаются яхтингу на Минском море. Для них построены летние лагеря, дети живут в корпусах, отдыхают, попутно обучаясь управляться с парусами.
Девочки здесь тоже есть, они обучаются наравне с мальчиками.
Приятные воспоминания
Инструктор рассказал, что были соревнования, гонки и он освоился. Он присмотрел себе удобное место на судне, научился управляться с парусами, стартовать правильно и грамотно финишировать, тщательно изучил правила регат. Рассказывая о своих занятиях, тренер одновременно контролировал натяжение канатов, меняя положение парусов на поворотах. Вскоре он заметил, что девушка-стажер устала и предложил сменить ее. Между поворотами команда трудилась на «на открене», перебегая к разным бортам судна, регулируя угол наклона яхты и ее скорость. Увлекательнее всего было наблюдать гонку парусников, особенно, когда маршрут проходит в разных странах. Бывает, что регата проходит внутри одной гавани на определенном маршруте.
Двенадцать узлов – максимальная скорость развиваемая маленьким судном, но даже при этой скорости азарт бьет все рекорды, а особенно, если случаются внештатные ситуации. Был один случай, произошел в испанской акватории: при сильном ветре судно подбросило и команда свалилась за борт. Повезло, что все были в жилетах и со страховочными тросами. Инструктору удалось выбраться и подняться на борт. Лучшими тренировками являются соревнования, таково мнение опытного яхтсмена. Судно подходило к берегу очень медленно, потому что ветер стих совсем. Тренер поинтересовался у новичка устала ли она? Рассказывает, что у него недавно стажировались парни и очень вымотались, главным образом потому что ветра не было совсем и к берегу пришлось идти на веслах.
Она сказала, что очень хотела бы спрятаться в тень от палящих лучей июльского солнца и спросила у тренера не устал ли он от яхтинга, все-таки стаж большой? Никогда он не уставал от моря и парусов, он не может долго находится на берегу без всей этой романтики. Просто тянет к морю, хотя бы посидеть на берегу, окунуться в воду. У яхтсменов существует примета: ничего никому не давать перед соревнованием, в противном случае гонка плохо закончится, а примета про то, что женщина на судне к несчастью себя не оправдывает – это выдумка. Действительно, ведь сейчас в яхтинг приходят женщины и существуют смешанные экипажи. Судно стоит на якоре, масса положительных эмоций и загар. Может, оно и к лучшему, что Грей не встретился во время плавания. В другой раз нужно обязательно взять с собой очки и панаму.