Официальные предупреждения получило правительство таких государств, как Мальта, Греция, Кипр. Европейская комиссия акцентировала своё внимание на то, что у стран были проблемы с налоговым законодательством Европейского Союза, а именно с покупкой суперяхт и учётом НДС – государства попросту не соблюдали нормы.
Пьер Московичи, являющийся комиссаром касательно экономики и финансов, таможенного регулирования и налогообложения, тоже высказался насчёт ситуации. Он уверен, что крайне важно вовремя принять меры, направленные на борьбу теми, кто уклоняется от уплаты налогов – никто не может без повода получить льготы в налоговом режиме, если просто не хочет соблюдать законы ЕС. К тому же это значительно ударяет по здоровой конкуренции.
Стало известно, что уходить от налога в мире яхтинга – практика отнюдь не редкая! Правительство Мальты, Греции и Кипра получили официальные письма от Еврокомиссии, где отметили обнаружение неких «Райских бумаг» (попросту произошла утечка информации, попавшей в сеть Интернет). Практики налогообложения, которые так или иначе обходят утверждённые законы ЕС, необходимо исключить.
Что означает предупреждение? В этом серьёзном деле правительству сообщили о том, что им необходимо дать объяснения по поводу сложившейся ситуации перед руководителями ЕС. Специалист Жан-Филипп Маслин утверждает, что представленные обвинённые страны должны «оправдаться» всего за два месяца. У Греции есть преимущество – со стороны этого государства не было участия в подозрительных арендных схем, проблема в том, что страна по-своему интерпретировала правильно «пользования и распоряжения». Налоги могут уменьшаться только в том случае, если какая-то доля хозяйственной деятельности проводится вне ЕС.
Арендные схемы, осуществляемые в Мальте и Кипре, очень незатейливые, зато действительно помогали клиентам уменьшить стоимость покупки и налогов. Покупка облагалась меньшими налогами в том случае, если арендодатель предлагал клиентам яхту на 1-3 года, а по истечению срока арендатор мог приобрести судно, происходил опцион. Следом покупка реализовывалась в качестве услуги, поэтому и получалось сэкономить. При этом осуществление покупки проводилось ещё и за пределами Евросоюза. Для участников сделки выгодно было то, чтобы ставка НДС была применима лишь к одному проценту от общей стоимости яхты.
Что получается в итоге?
Обход законов приводит к чрезвычайно пониженной ставке НДС – она не превышает 5,4% на Мальте, а на Кипре это и вовсе 3,8%. Передача прав собственности, распространённых на яхту, становится гораздо более дешёвой, потому что нормальная ставка – это 18% и 19%.
Маслин предполагает, что государства сделают шаг к тому, чтобы изменить арендные схемы, которые соответствовали бы требованиям ЕС. Он также отмечает, что сделки, которые заключили ранее, не будут задеты – там, собственно, уже ничего нельзя изменить. Тем не менее, в будущем к странам будут относится внимательнее и, так сказать, придирчивее – на основательные нарушения закона нельзя закрывать глаза, это действительно серьёзно. Согласно нормальной ставке НДС в 18 и 19% будущие сделки могут быть не такими выгодными, но зато они не нарушают законов и в будущем правительство не будет иметь проблем. Покупка яхт – это смелый поступок и большие инвестиции, всегда требуется достаточно финансовых средств, чтобы приобрести качественное судно и ухаживать за ним всё последующее время. Плата НДС – один из главных шагов.
Возникали некоторые проблемы и раньше. Правительство Мальты и острова Мэн (тоже ещё один популярный офшор) получали замечания и до этого – Европейская комиссия требовала пересмотреть порядок начисления НДС, который распространялся на приобретение различных лодок и авиационных воздушных средств. Не так давно в сети появились публикации документации, которые раскрыли махинации, помогающие пользователям в офшорных зонах уходить от налогообложения – бурная деятельность должна была быть вскоре остановлена, Евросоюз, естественно, насторожился. Документы назвали «Райскими бумагами». И это правда – суммы, которые удавалось сэкономить в результате незаконной деятельности, приносили немалый «доход» – средства следом тратились на свои нужны, а не отдавались, как положено, государству. Кто же засветился в публикациях? Документы полнились лицами российского Forbes.
Европейская комиссия надеется, что в будущем проблем не возникнет – правительство должно осознать недостатки, которые актуальны сейчас, чтобы следом избежать неприятностей с законом. Покупка яхт теперь будет осуществляться в обыкновенном режиме – так, как это должно быть в соответствии с правилами и нормами НДС. Выплачивать налоги необходимо, их избежание может окончиться плачевно.