Третий участник знаменитейшей регаты завершил свой кругосветный «полёт к Эвересту без кислорода» — тяжелейшей гонки даже для современных, хорошо оснащённых яхт и опытных яхтсменов. Хотите быть в курсе этих событий? Тогда читаем дальше.
Мы уже останавливались на особенностях данной регаты, откуда становится понятным, что она мало похожа на лёгкую прогулочку под парусами. Про это очень подробно описано в статье Vendée Globe — испытание морем нон-стоп. Да и про становление этой соло-кругосветки мы уже рассказывали в материале Vendée Globe — История восьми гонок.

Сегодня же мы рассмотрим и разложим по полочкам гонку, которая до сих пор продолжается. А начнём мы с

Поправок к правилам

Ведь с каждой новой регатой некоторые изменения в правилах происходили. Не избежала этого и настоящая гонка. Таких изменений оказалось немного, но всё же они есть. И вот какие.

Оргкомитет ввёл ограничения на нахождение в ледовой зоне (Ice exclusion zone). Однако при этом он открыл дополнительные три вакансии для участников. Вместо жёстко лимитированного по техническим причинам количества в 27 яхт теперь появилась возможность поднять планку до 30.

Но обязательными осталось условие всем участникам регаты появиться на месте старта Ле-Сабль-д’Олон до 14 октября.

Популярность

Деревня регаты открылась 15 октября. И только за одну неделю её посетило более чем 300 тысяч людей. Причём это в городке с 15 тысячами жителей… А, следовательно, обилие туристов просто зашкалило.

Можно отметить, что власти городка не растерялись и воспользовались ситуацией, в частности дав разрешение оформить здания стилизованными граффити. Ведь новые гости — это дополнительные поступления в местный бюджет.

Кстати на старте собралось умопомрачительное количество зрителей. Только на воде находилось более тысячи всевозможных плавсредств, начиная от простых надувных катеров, заканчивая паромами со множеством наблюдателей на борту. Но перейдём к следующему, более техническому, пункту нашего повествования —

Битва умов за скорость

Vendée Globe постепенно перерастает в ранг гонок «Формулы 1»… только на воде. То есть помимо простой борьбы спортсменов, немаловажную роль играют конструкторские решения, позволяющие увеличить скорость движения яхт. В этот раз в борьбу вступают гидрофойлы.

Это система боковых крыльев, которая на больших скоростях немного приподнимает тяжёлую яхту IMOCA60 над водой, уменьшая сопротивление поверхности и увеличивая скорость движения. В результате лодка с таким усовершенствованием выигрывает порядка 5 узлов у яхты с обычным гладким корпусом.

Однако, в этой конструкции заложены и подводные камни. Первая версия таких фойлов оказалась не самым выгодным решением, так как при низких скоростях яхты с крыльями резко уступали обычным. Также возникает проблема и с управляемостью на высокой скорости. Иногда яхтсмен не знает, как себя поведёт лодка. А это добавляет дискомфорта и опасности.

Впрочем, прежде чем выйти на дистанцию (а в этот раз в регате участвует сразу шесть яхт с фойлами), команды неоднократно протестировали нововведение в различных ситуациях. Об этом с уверенностью заявил один из участников — Алекс Томпсон, который выразил гордость за не совсем обычную, но весьма эффективную конструкцию крыльев его яхты. По словам шкипера, рабочая область гидрофойлов на его судне занимает практически всю поверхность, тогда как у соперников она меньше. Забегая вперёд, слова яхтсмена оказались не далеки от истины — даже с повреждённым крылом правого борта его яхта смогла сохранить лидерство и достичь финиша одной из первых.

Впрочем, и другие конкуренты на победные лавры также уверены в работе инженеров своих команд. Тем более, что они лично оттестировали все ходовые качества собственных лодок.
Стоит отметить, что выигрыш скорости для яхт с крыльями принёс и некоторые недостатки. Так на высоких скоростях каждая встреча с волной это дополнительное испытание как прочности корпуса, так и терпения самого яхтсмена, так как шум и вибрация достаточно высоки. И как следствие утомляемость шкипера резко увеличивается. А ведь в таком режиме придётся просуществовать месяца три…

Подготовка, надежды и планы

Каждый из участников готовится к гонке по-своему. Ведь помимо напряжённой работы нужно и немного отвлекаться. Иначе можно просто поехать с катушек от перенапряжения.
Вот к примеру Конрад Колман (яхта Foresight Natural Energy ) признался, что уже устал после одиннадцати месяцев только борьбы за участие в регате и с этим состоянием отправляется в кругосветку. А ему ведь предстоит три месяца быть в мощном стрессовом состоянии… Как же решают эту проблему яхтсмены?

Каждый ищет себе развлечения по-разному. Армель Ле Клек захватил с собой обширную коллекцию музыки и книг. Томпсон, предпочитающий слышать яхту, собирается читать в дороге книги (хотя периодически не откажется посмотреть небольшой отрывок фильма). А Себастьян Жосс помимо музыкальных композиций прихватил с собой парочку бутылочек отменного Baron de Rothschild, дабы отметить знаковые точки знаменитой кругосветки.

А что до надежд и планов — первая и самая важная цель это пройти дистанцию, так как даже её покорение приравнивается к геройству. И только затем идёт победа в гонке — так сказать «покорить Эверест без кислорода…», как говаривал основатель Vendée Globe…

Старт

На старт 6 ноября 2016 года вышло 29 участников. Погода во время начала гонки была практически идеальная — солнечная, с умеренным ветерком.

И фактически за одни сутки тройка лидеров чётко определилась. Ими стали Армель Ле Клек, Алекс Томпсон и Жан-Пьер Дик. Тогда как остальная группа участников растянулась на 180 миль и сильно отстала.

Но без проблем не обошлось. Дидак Коста воспользовался послаблением в правилах (в течение первых 10 дней можно вернуться в порт в случае необходимости ремонта и снова стартануть) — у него протёк один из балластных танков. Вода залила моторный отсек и аккумуляторные батареи, а также угробила генератор с опреснителем. Он смог решить проблему только к 11 ноября.

Вот с этого момента и началась

Борьба с природой, соперниками и самим собой

В лидеры вырвался Армель Ле Клек. А вот его главный соперник Алекс Томпсон допустил весьма непростительную ошибку. Попытавшись пробиться вперёд, он ушёл ближе к берегу на восток. Это сразу же отбросило его на восьмую позицию. В результате Алексу пришлось выжимать из себя и яхты всё возможное, чтобы вернуться на прежние позиции, побив тем самым сразу три мировых рекорда. И фактически с тех пор образовалась двойка лидеров — Ле Клек и Томпсон. Так они и добрались до финиша.

Одновременно с борьбой между соперниками велась ожесточённая битва со стихией, которая в пятидесяти процентах случаев побеждала. Так спустя десять дней, всего за двое суток с дистанции сошло четыре участника. Да и яхта Томпсона пострадала от столкновения с неизвестным объектом, повредив правое крыло. И это всего то на первой половине дистанции.

Последняя составляющая — это борьба с самим собой. Помимо того, что нагрузки на спортсмена выпадают огромные, так ещё и спать приходится урывками по 20-30 минут через каждые 3-5 часов. А это очень жёсткое испытание для человека. Плюс холодная вода, пронизывающие ветра, шум от ударов волн и огромная вероятность получить травму — настоящая трёхмесячная стрессовая ситуация, которую не каждый способен выдержать.

В результате неравной борьбы с тремя составляющими в строю осталось только 18 участников из 29 стартовавших.

Финишная прямая и победители

На момент написания статьи лидеры гонки финишировали.

Самый накал борьбы разгорелся уже на финишной прямой, когда Алекс Томпсон, отстававший от лидера на 200 морских миль, сумел резко сократить расстояние до 75 миль. Ему не хватило совсем немного, чтобы нагнать французского яхтсмена Армеля Ле Клека. Поэтому и занял он почётное второе место, уступив победителю всего 16 часов.

Ну а француз, уверенно лидировавший большую часть соревнования, добился таки успеха, к которому стремился уже третью гонку подряд (в двух предыдущих он занимал вторые места) — на этот раз он стал победителем регаты, побив все рекорды времени прохождения основной дистанции. Его результат поистине удивителен — 78 дней 3 часа 35 минут. Это весьма мощная планка, что может держаться ещё долгие годы.

Какие перспективы развития регаты в будущем, что ожидать на следующей гонке мы поговорим позднее.

Ну а вам рекомендуем воспользоваться нашими услугами по аренде катеров и яхт.